Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Музейные электронные публикации 
  Лившиц Лия Яковлевна
Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж
Руководитель компьютерного класса
Тел.: (812) 110-90-72
E-mail: Livshits@hermitage.ru
 
Секликова Мария, научный сотрудник Школьного центра Гос. Эрмитажа
 
Образовательный центр в Эрмитаже и его пользователи
(два года работы).

     1. История создания
    В июле 1998 года Государственный Эрмитаж совместно с Корпорацией IBM открыл Центр обучения и информационных технологий. Начиная с этого времени, к традиционным формам эстетического воспитания школьников (разного типа экскурсиям и лекциям) в Эрмитаже добавилась еще одна. Создание мультимедийных продуктов (ММП) стало важным направлением в деятельности Школьного центра Эрмитажа.
    В 1998 году Образовательный Центр представил посетителям два курса, разработанных сотрудниками Школьного центра совместно со специалистами корпорации IBM в рамках проекта “Эрмитаж - IBM”: «Античные сюжеты в западноевропейском искусстве 16-20 веков» и “Евангельские сюжеты в западноевропейской живописи из коллекции Государственного Эрмитажа”, каждый на русском и английском языке.
   
    2. Курс «Античные сюжеты».
    Курс «Античные сюжеты в западноевропейском искусстве 16-20 веков» рассчитан, прежде всего, на детей среднего школьного возраста (10-13 лет.) В разработке его структуры, изобразительного решения и самих текстов активно участвовали школьники, учащиеся Компьютерного класса, что позволило сориентировать программу на детское восприятие.
    Курс знакомит школьников с текстами античных авторов (Гомера, Аполлодора, Ксенофонта, Вергилия, Овидия, Апулея, Лукиана), которыми вдохновлялись художники Западной Европы. Кроме живописи в него включены также произведения прикладного искусства. Фантастический персонаж Эрмик, созданный фантазией учащихся кружков Школьного центра, помогает юным пользователям ориентироваться в сложном материале.
   
    3. Курс «Евангельские сюжеты».
    Образовательный курс “Евангельские сюжеты в западноевропейской живописи из коллекции Государственного Эрмитажа” состоит из пяти периодов: «Главные образы Нового Завета», «История Марии», «Детство Христа», «Служение Христа», «Страдания Христа».
    Пользователи получают возможность познакомиться с основными событиями Евангельской истории, которая на протяжении длительного времени была источником тем для западноевропейской живописи. Программа рассказывает об иконографии, символике и развитии их разными художественными школами Западной Европы в период с 15 по 18 век.
    Благодаря современным компьютерным технологиям пользователь получает возможность увидеть детали картин, которые не всегда можно рассмотреть на экспозициях. Курс рассчитан на старшеклассников, но представляет интерес для всех тех, кто интересуется проблемами изобразительного искусства от младших школьников до преподавателей школ и вузов.
   
    4. Курс «Галерея истории древней живописи».
    Третий курс, установленный в Образовательном центре - «Галерея истории древней живописи» - посвящен одному из самых популярных интерьеров музея,
    который обладает огромным просветительским потенциалом. Великолепна идея Лео Кленце (автора проекта здания Нового Эрмитажа) – воскресить из небытия погибшие произведения живописцев Древней Греции и Рима. Отталкиваясь от 86 изображений в Галерее, программа выстраивает мост между древностью и современностью (XIX-XX веками). Предназначенная для детей среднего и старшего школьного возраста, обучающая программа снабжена большим количеством тестов.
   
    5. Курс «Лоджии Рафаэля».
    В настоящее время сотрудники Эрмитажа совместно с учащимися Компьютерного класса завершают работу над курсом «Лоджии Рафаэля», который рассказывает об еще одном знаменитом интерьере Государственного Эрмитаже.
   
    6. Об участниках проектов.
    В создании образовательных мультимедийных курсов принимают участие
    - постановщик задачи (искусствовед, сотрудник Школьного центра);
    - учащиеся Компьютерного класса (создание текстов, поиск и подготовка иллюстративного материала, тестирование готового продукта);
    - дизайнер (создание дизайн-концепции компьютерной программы, с учетом тематики и потенциальной целевой группы. Разработка дизайн-макетов интерфейсов компьютерной программы и отдельных ее разделов);
    - программист (создание программной концепции, разработка прототипов, сборка программ);
    - научные сотрудники различных отделов музея;
    - сотрудники Сектора компьютерной техники;
   
    7. Итоги двухлетней работы.
    Анкетирование пользователей Образовательного центра, проведенное Компьютерным классом, показало что, в зависимости от возраста, пола, интересов и уровня образованности, пользователь сам выбирает интересные для него курсы и собственный алгоритм знакомства с той или иной программой. Создаваемые для школьников, компьютерные курсы пользуются неизменной популярностью у посетителей Эрмитажа самого разного возраста.
    Но, прежде всего, Центр стал одним из средством привлечения в музей школьников, которые здесь получают разнообразные знания, учатся пониманию языка пространственных искусств.

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации