Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Музейный софт 
  Строганова Татьяна Николаевна
Москва
ГМИИ им. А.С.Пушкина
научный сотрудник
Тел.: (095) 203 4419
E-mail: tastr@gmii.museum.ru
 
Компьютерное издание как способ сохранения научно-хранительской работы

     Музей, как известно, имеет три основные функции: сохранять, изучать и просвещать. С компьютеризацией первой из них дело обстоит достаточно благополучно - создаются типовые автоматизированные информационные системы, разрабатываются внутримузейные базы данных, формируется Государственный каталог Музейного фонда и пр. Компьютеризация просвещения в последние годы бурно продвинулась вперед - музейные экскурсии и образовательные программы на CD-ROM, музейные сайты в Интернете - применение мультимедиа-технологий приносит свои плоды. И только едва ли не самая важная функция - изучение своего собрания, т.е. научное описание предметов музейной коллекции - практически не охвачена компьютеризацией, не считая применения текстовых редакторов, а между тем эта функция составляет основное поле деятельности научных сотрудников музея. Делаются попытки разработки научных баз данных, но из-за невозможности формализовать и унифицировать структуру научного описания и сугубо индивидуального подхода искусствоведов к этой проблеме, дело пока не двигается.
    Тем не менее научные сотрудники - хранители коллекций осуществляют изучение своего собрания. Результатом их работы должны быть подробные научные каталоги, которые должны быть достоянием специалистов и широкой публики. Однако на деле ситуация выглядит по-иному. Десятки музейных сотрудников двадцать, тридцать, а то и пятьдесят лет кропотливо изучают коллекции, хранителями которых они являются. У них накоплено огромное количество материалов, которое представляет научный интерес. Но в подавляющем большинстве случаев издаются дорогостоящие каталоги, представляющие коммерческий интерес, а чаще всего эти материалы с приходом другого хранителя в лучшем случае убираются в дальний шкаф на верхнюю полку, а то попросту выбрасываются, поскольку новый сотрудник не желает пользоваться трудами предыдущего хранителя – есть такая странная особенность у музейщиков.
    Научные материалы положено передавать на депонирование. По плану прошлого года на депонирование должны были поступить материалы из отдела гравюры и рисунка. Хранительница коллекции – одна из старейших сотрудниц Музея очень переживала, что, во-первых, ее многолетняя работа по исследованию японской коллекции С.Н.Китаева не увидит белого света, во-вторых, она лишена возможности представить свои материалы коллегам из зарубежных музеев, каковые ей-то свои каталоги присылают.
    Мы взялись за разработку проекта по сохранению научных материалов. Вначале собирались сформировать электронное издание, но поняли, что в данном случае такой необходимости нет. При подготовке научного каталога для специалистов отпадает потребность в гиперссылках - главного удобства электронных изданий. Какой смысл делать ссылки на биографии художников или историю той или иной эпохи в жизни Японии, когда издание выпускается как раз для специалистов в этом вопросе? Кроме того, при одном только упоминании об электронном издании хранительница коллекции в ужасе замахала руками. Здесь, кстати, уместно поговорить об отношении многих искусствоведов к современным информационным технологиям. До сих пор не удается преодолеть предубеждения пожилых сотрудников музея против компьютерных методов. В связи с вышесказанным решили выпускать традиционный иллюстрированный каталог на бумаге крошечным тиражом.
    Поскольку мы никогда ранее профессионально не занимались версткой, встал вопрос об использовании программного обеспечения. Легкомысленно попробовав работать в Word и промучившись чуть ли не месяц, мы поняли необходимость применения издательских программ и остановились на PageMaker. PageMaker вполне удовлетворил наши потребности, хотя профессиональные верстальщики рекомендуют QuarkXPress.
    Иллюстрации создавались с помощью сканера EPSON GT-12000, имеющегося в отделе. Сканировались фотографии с книг, но они были низкого качества, и мы получили разрешение экспертов на сканирование самих книг, что дало возможность поместить некоторые иллюстрации в цвете. Тираж распечатывался на цветном принтере EPSON Stylus COLOR 800, что обеспечило приемлемое качество для наших целей, чтобы изображения можно было идентифицировать.
    Первый опыт такой работы позволил сделать вывод о настоятельной необходимости иметь в музеях издательские программы для самостоятельного выпуска буклетов, пригласительных билетов, материалов научных конференций и, в особенности, для издания в виде каталогов научных материалов хранителей коллекций.

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации