Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Сетевые технологии взаимодействия 
  Черкалин Сергей Дмитриевич
Рыбинск
Рыбинский музей-заповедник
Директор
 
Формирования единой информационной системы отрасли культуры Ярославской области, от замысла к реализации

     Цели создания:
    1. Повышение эффективности работы учреждений культуры и органов управления отраслью;
    2. Расширение круга потенциальных пользователей культурного ресурса;
    3. Создание привлекательного образа отрасли в глазах потенциальных партнеров.
    Для достижения поставленных целей, создаваемая система должна включать в себя следующие виды информации:
    1) Материалы общестатистического характера, в объеме требований государственной статистической отчетности по отрасли;
    2) Материалы презентационно-аналитического характера, для создания привлекательного образа отрасли в глазах потенциальных партнеров;
    3) Материалы узкоспециального свойства, для повышения эффективности работы учреждений культуры и улучшения условий труда сотрудников;
    4) Материалы справочного характера по смежным отраслям (образование, право, экономика, туризм и т.п.) для повышения эффективности управления отраслью.
    Учитывая разнородность и обширность представляемой информации, целесообразно ее построение производить в виде распределенных, взаимосвязанных узлов (секторов), созданных по принципу внутриотраслевой специализации (музеи, библиотеки, культурно-зрелищные учреждения, образовательные учреждения и т.п.). Это позволит существенно увеличить объём узкоспециальной информации в каждом из секторов, не увеличивая общий трафик системы. Кроме того, это снимет ряд психологических ограничений, связанных с внутриотраслевыми корпоративными интересами, и даст возможность дифференцировать глубину поставляемой информации в зависимости от потребностей конкретного пользователя.
    Формой реализации предложенного проекта могла бы стать сеть специализированных интернет-серверов, соответствующих известной внутриотраслевой специализацией (музеи, библиотеки, культурно-зрелищные учреждения, образовательные учреждения и т.п.) во главе с сервером "Культура".
    Создаваемый информационный центр, мог бы выполнять следующие координирующие функции:
    - формирование общеотраслевых требований к представляемой информации;
    - разработка структуры и формата представляемой информации;
    - осуществление единой технической политики в отрасли;
    - поддержка функционирования центрального сервера и взаимодействия в рамках распределенной сети.
    Характер требований к каждому из внутриотраслевых узлов (секторов) должен быть сформулирован соответствующим профессиональным сообществом. Организацию выработки подобного требования должен взять на себя информационный центр.
    В силу специфики своих функций, центр не может находиться (юридически) в составе учреждения культуры, поскольку в этом случае налицо явный конфликт интересов руководителя центра - как носителя идеи объединения информационных ресурсов и как сотрудника конкретного учреждения. В тоже время этот центр не должен входить в структуру департамента культуры и туризма областной администрации, т.к. это существенным образом ограничило бы возможности для привлечения внебюджетных средств. Учитывая вышеизложенное, наиболее логичной формой существования центра представляется организация его в виде государственного учреждения при департаменте культуры и туризма. Это позволяет использовать бюджетные средства и не ограничивает привлечение внебюджетных средств, в том числе в виде грантов благотворительных фондов.
    Узлы сети должны располагаться в наиболее организационно и технологически подготовленных учреждениях, а не сосредотачиваться в центре. Данное предложение является принципиальным, поскольку рассредоточенная схема формирования информационной сети позволяет:
    - не увеличивать штатную численность сотрудников, а опираться на уже готовые, имеющиеся ресурсы;
    - усилить, за счет востребованности, интеллектуальный потенциал сотрудников учреждений в муниципальных образованьях;
    - развить инфраструктуру внутриобластных коммуникаций;
    - включить в процесс создания информационной сети значительное количество людей;
    Из всего вышеописанного следуют выводы:
    1. Единая информационная система отрасли культуры Ярославской области должна формироваться в виде распределенной информационной сети;
    2. Узлами сети должны стать отраслевые информационные центры (музейные, библиотечные, образовательные и т.п.);
    3. Узлы должны быть распределены по области;
    4. Координацией деятельности по созданию узлов должен заниматься информационный центр "Культура"
   
    На сегодняшний день в области проделана значительная работа в этом направлении.
    Юридически создан информационный центр в виде государственного учреждения "Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области".
    Продолжается работа по формированию музейного узла сети. В рамках проекта "Информационные ресурсы музеев-открытому обществу", (проект был поддержан фондом Сороса), информационная система КАМИС была установлена в Углическом музее и Переславль-Залесском музее и обновлена в музее "Карабиха" и Рыбинском музее-заповеднике. В этом году система будет обновлена в Ярославском художественном музее и установлена в музее-заповеднике "Ростовский Кремль". Это явится хорошей организационной основой для перерастания функционирующего сайта "Вместе" в сервер музейной информации Ярославской области.
    При деятельном участии ЯрГУ происходят подобные процессы и в библиотечной сфере области.
    В составе пяти областей центра России Ярославская область является пилотной территорией по созданию единого информационного пространства отрасли культуры. Это подразумевает создание центрального сервера в каждом регионе и это также будет способствовать формированию устойчивой единой информационной системы отрасли культуры Ярославской области.

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации