Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Музейные электронные публикации 
  Амелин Максим Николаевич
Нижний Новгород
Нижегородский государственный художественный музей, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачев
Заведующий лабораторией Интернет-технологий и баз данных ННГУ
Тел.: (831-2) 65-84-61
E-mail: amelin@museum.nnov.ru
 
Кастосов Игорь Владимирович,
директор Центра информационных ресурсов ННГУ
Кривова Валентина Николаевна,
директор Нижегородского государственного художественного музея
Миронова Ирина Владимировна,
зам. директора НГХМ по развитию
 
Веб-сайт Нижегородского государственного художественного музея: концепция и особенности информационного наполнения

     В докладе сформулированы основные приемы и методы построения веб-сайта НГХМ, концептуальные и идейные соображения, положенные в основу его создания. Также здесь мы хотим поделиться опытом конструирования музейного сайта с точки зрения оптимальности и направленности его применения пользователями Интернет. Совместная работа профессионалов в области информационных технологий (Центр информационных ресурсов ННГУ, http://www.cir.nnov.ru) и специалистов музеологов и искусствоведов (НГХМ, Нижегородский фонд поддержки и развития музеев (НФМ)) говорит о серьезности и фундаментальности полученных результатов.
   
    В структуре веб-сайта НГХМ (http://www.museum.nnov.ru/art) мы можем выделить два больших пласта, заметно отличающихся друг от друга по своему функциональному значению. Оценка роли реального музея, его функций - все это ориентировало нас на проектирование сайта с точки зрения культурного туриста, предлагая, в первую очередь, Интернет-посетителю удобную для восприятия, наиболее полную (в сравнении с другими разделами) информацию о богатой коллекции музея.
   
    Поместив на верхний уровень структуры веб-сайта раздел, посвященный собранию музея, мы, тем не менее, не ставили перед собой цели публикации абсолютно всей коллекции музея, а представили лишь наиболее значимые произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания НГХМ, тем самым возложив на данный раздел дополнительную презентативную функцию, одну из стандартных функций любого информационного корпоративного Представительства.
   
    Достигая эффекта реального присутствия сетевого посетителя в музее, мы сохранили стандартную для подобного музея систему представления музейных экспонатов: "Экспозиция", "Фонды", "Выставки". Инновацией при информационном наполнении данного раздела явилась возможность предложить посетителям сайта виртуальные экскурсии. В качестве одного из подразделов виртуальные экскурсии были включены в структуру раздела наравне с "Экспозицией", "Фондами", "Выставками".
   
    "Виртуальные экскурсии" - это дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (порой лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам. В настоящее время в разделе опубликована специально разработанная экскурсия "Нижегородские художники".
   
    Однако, Интернет является мощным средством современных коммуникаций, что позволяет сделать музей частью Интернет-сообщества, благодаря чему деятельность музея может осуществляться в реальном и информационном плане, соответствуя друг другу. Наличие веб-сайта позволяет музею перейти на качественно новый уровень своей работы. Именно поэтому при проектировании данного сайта было целесообразно объединить всевозможные виды деятельности музея в один блок, включающие следующие разделы: "Информация", "Деятельность", "Новости".
   
    Дополняя презентативную функцию веб-сайта в разделе "Информация" мы решили опубликовать краткую историческую справку, информацию о сотрудниках, спонсорах и блок информации под названием "Папка представительских документов". В данном разделе можно найти прекрасную иллюстрацию специфических возможностей Интернет: наличие определенных коммуникативных предпосылок.
   
    Раздел "Деятельность" в основе своей предназначен для специалистов: музеологов, искусствоведов. Он включает в себя направления: научно-исследовательская, экспозиционная, издательская деятельность и т.д. Характерным пунктом раздела является публикация наиболее интересных комментариев из Книги отзывов. В разделе "Реставрационная деятельность" планируется публикация фотохроники реставрационных работ. Кроме того, в подразделе "Общественные связи" применен способ on-line регистрации пользователей, пожелавших стать членами Общества "Друзья музея" (http://www.museum.nnov.ru/art/activity/friends.html): посетитель знакомится с положением об обществе, имеет возможность увидеть уже зарегистрированных "друзей", а в заключении направить на электронный адрес музея заявку на вступление в общество. Применение подобного средства еще раз подчеркивает то, что веб-сайт - это не просто электронный каталог, а мощный интерактивный инструмент, способный решать многие задачи, ранее не существовавшие: привлекать представителей российской и зарубежной составляющей аудитории сети Интернет к поддержанию, развитию музея и т.д.
   
    Одним из преимуществ веб-сайта НГХМ можно считать регулярно обновляющийся новостной блок, разбитый на три части: "Новости сайта", "События музея" и "Анонсы событий". Каждая новость аннотирована в соответствующем разделе и играет роль мощного средства в привлечении посетителей в музей. Более того, наиболее актуальные музейные события ("Новость дня"), последние новости, связанные с обновлением веб-сайта ("Новое на сайте"), вынесены на самый верхний уровень информационного Представительства, что дает возможность достаточно оперативно и удобно информировать постоянную аудиторию сайта о деятельности музея, расставлять акценты на наиболее актуальных мероприятиях.
   
    Не смотря на относительно внушительные объемы веб-сайта НГХМ, работы по его информационному наполнению и актуализации ведутся постоянно. По мнению авторов, сайт - это "живой организм", работа с которым требует постоянного возвращения к уже созданному и создания нового. На протяжении всего времени работы, веб-сайт "растет", что позволяет надеяться на продолжение работ по его наполнению. В связи с этим хотелось бы отметить перспективные направления работы по поддержанию и актуализации сайта: создание полной версии на английском языке, дополнительное наполнение ключевых разделов, создание (возможно и в результате предложений Инетернет-пользователей) новых виртуальных экскурсий… Отдельной строкой хочется отметить проведение рекламных акций, направленных на донесение информации о существовании веб-сайта до пользователей российского Интернет. Сеть баннерной рекламы, реализованная на сервере "Музеи России", - один из способов подобного продвижения сайта.
   
    Итак, накопленный опыт в разработке и создании музейного сайта позволяет нам говорить о возможности применения навыков, приемов и методов построения специализированного информационного Представительства (веб-сайта музея) в других музеях Нижегородского региона.

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации