Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Музейные электронные публикации 
  Лебедев Алексей Валентинович
Москва
Российский институт культурологии
главный научный сотрудник
Тел.: (095)-959-1025
E-mail: avleb@rmt.ru
 
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ТИП ЭЛЕКТРОННОЙ ПУБЛИКАЦИИ на примере "Виртуального музея русского примитива" http://www.museum.ru/museum/primitiv

     В современном Интернете есть два типа музейных сайтов: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Последнее название достаточно условно. Как правило, виртуальные музеи представляют собой разновидность альбомов, их авторы не ставят перед собой задачи создания в информационном пространстве подобия музейного организма. Впрочем, есть и исключения, и к их числу принадлежит проект "Виртуальный музей русского примитива". Пользователь посещает несуществующий музей, который имеет здание с экспозициями, каталог, сотрудников...
   
    Два первых раздела - "ЭКСКУРСИЯ" и "ЭКСПОЗИЦИЯ" - ориентированы, в первую очередь, на непрофессиональную аудиторию, на тех, кому необходимо объяснять, что такое примитив.
   
    В сайте реально существующего музея присутствие наружных видов и интерьеров здания, интерактивных поэтажных планов и других изображений, создающих у пользователя пространственное ощущение посещения музея, желательно, но не обязательно. В Интернет есть немало музейных представительств, где, зрительный образ музея подменяется зрительным образом музейной коллекции. Конечно, это наиболее простой способ достичь удовлетворительного общего впечатления при минимуме затрат. Но авторы проекта убеждены, что пространственные ощущения - важный фактор для восприятия произведений искусства, которым нельзя пренебрегать. "Храм муз" [1] не может остаться без храма. А потому, наш Музей получит собственное виртуальное здание, выстроенное профессиональными архитекторами, специализирующимися в области строительства музейных сооружений. Программная оболочка обеспечит возможность движения посетителя по залам музея.
   
    В здании разместились 19 залов с экспозициями, созданными специалистами в области художественного примитива. При этом произведения XVIII - XIX столетий будут сгруппированы по видам и жанрам, а для наивного искусства более верным представляется принцип классификации по архетипам, лежащим в основе художественного образа [2]. Кроме того, аксонометрия здания является графическим меню, с помощью которого можно перейти в другие разделы сайта. Каждый зал имеет текстовую экспликацию. Предусмотрена возможность получения информации об отдельном произведении (переход в Каталог).
   
    Экскурсия представляет собой цепочку из 38 звеньев-экранов, содержащих следующие компоненты:
    - Окно с фрагментом основного текста по теме экскурсии, логически связанным с предыдущим и последующим фрагментами того же текста (кнопки: "Вперед" и "Назад");
    - Окно с произведением - Предусмотрена возможность получения информации об отдельном произведении (переход в Каталог).
   
    Разделы "КАТАЛОГ" и "ЛИТЕРАТУРА" ориентированы преимущественно на профессиональную аудиторию: искусствоведов и музейных работников.
    В каталоге представлено более 200 произведений примитивной живописи и графики. Авторы каталога не ставили перед собой задачи показа всех или даже большей части работ художников-примитивов, хранящихся в государственных и частных собраниях. Свою цель они виделит в ином: из огромного массива произведений, созданных в России XVIII - XX столетий, хочется вычленить примитив как особое явление художественной культуры, показать разнообразие форм, в которых он проявлялся. Полнота показа явления обеспечивается на уровне типологии.
    Описания произведений традиционны по форме, каждое описание снабжено иллюстрацией произведения с возможностью получения полноэкранного изображения.
    Каталог устроен как электронная база данных и снабжен системой контекстного поиска и выборок по:
    - Алфавиту художников
    - Виду искусства (живопись, графика)
    - Жанру (дворянский портрет, пейзаж и др.)
    - Архетипу (Праздник, Родина и др.)
   
    В разделе "Литература" представлен список основных научных исследований по проблеме примитива в России, который впоследствии может вырасти в полноценную научную библиотеку.
   
    Одной из целей проекта "Виртуальный музей русского примитива" было выявление границ профессионального сообщества людей, занимающихся проблемами внеакадемического искусства. Все они полили возможность стать "СОТРУДНИКАМИ" музея: завести на сайте home page с краткой справкой о научной деятельности и контактной информацией. Однако, далеко не все специалисты в области примитива отклинулись на это предложение. Идея создания прообраза клубного пространства оказалось преждевременной.
   
    ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ САЙТА
    В дальнейшем объем информации в сайте может увеличиваться за счет роста базы данных по произведениям (каталог) и добавления новых сведений о специалистах ("сотрудниках" музея).
    Предметом отдельного проекта может стать создание научной библиотеки и клуба.
   
    БИБЛИОТЕКА. Список литературы по проблеме примитива в России дополнится возможностью вызова аннотации каждой работы. Статьи объемом до 2 а.л. могут быть также (с согласия авторов) представлены полным текстом на языке оригинала [3]. Поисковая система позволит сделать отбор по:
    - Автору
    - Проблеме
    - Названию издания (сборника)
   
    КЛУБ может состоять из трех разделов:
    - Доска объявлений - место размещения сменной оперативной информации по проблемам примитива.
    - Выставочный зал, где будут выставляться репродукции работ современных непрофессиональных художников, присланные ими самими. Они станут предметом обсуждения специалистов и любителей искусства.
    - Клубное кафе - место свободного общения виртуальных посетителей Музея в режиме on-line.
   
    Итак, впервые в России создателями виртуального музея стали профессиональные музейные проектировщики (сотрудники Лаборатории музейного проектирования РИК), искусствоведы (сотрудники Третьяковской галереи, Исторического музея, ГМИИ, музея "Царицыно" и др.) и архитекторы (ПНКБ "Архитектура и культурная политика"). Специальная программная разработка для сайта выполнена специалистами ЗАО "Интернет". Работа была начата в феврале 1999 года и 18 декабря русскоязычная версия сайта "Виртуальный музей русского примитива" открылась на сервере "Музеи России" [4].
   
    Не скрою, что для меня как руководителя проекта некоторые вещи оказались неожиданными. Первая неожиданность - слабая образованность в сфере информационных технологий отечественных специалистов по примитиву. Оказалось, что большинство из них не только не пользуется Интернетом в своей повседневной работе, но даже не вполне понимает, зачем это нужно. Некоторые из них так и не отреагировали на предложение разместить на сайте свои "home pages" с контактной информацией. И это притом, что публикация была для них бесплатной. Ситуация для создания Интернет-клуба в этом профессиональном сообществе явно не созрела.
    Вторая неожиданность, куда более приятная - высокая посещаемость сайта. Она держится на уровне представительств крупнейших художественных музеев (ситуация для виртуального музея неслыханная). Кроме того, о сайте появился ряд лестных отзывов прессе, и он получил высшую на сегодняшний день награду сервера "Музеи России" (четыре звезды).
   
    А дальше началось нечто совсем забавное: сайт стал номинантом конкурса "Национальная Интел Интернет Премия". По разделу "Музеи" на главный приз претендует 5 номинантов. Оцените компанию, в которой он оказался:
    1. Виртуальный музей русского примитива
    2. Эрмитаж
    3. ГМИИ им. А.С.Пушкина
    4. Кунсткамера
    5. Дарвиновский музей
    Победил Эрмитаж. Но я очень доволен результатами конкурса. Создавая "Виртуальный музей русского примитива", наша маленькая команда преследовала несколько целей, но главной из них было доказать, что музейное проектирование может существовать и как чистое искусство, не обремененное музейными стенами. Розыгрыш оказался настолько убедительным, что высокое жюри "купилось" в полном составе и поместило сайт не в номинацию "Искусство" или "Нет-Арт" (что было бы логично), а в номинацию "Музеи", забыв об одной маленькой детали. Деталь эта состоит в том, что при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского, НЕ ОНИ ЭТИ МУЗЕИ ПРИДУМАЛИ. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило нашу маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I. Документальное кино смешалось с художественным, а вымысел стал реальностью. Именно это я считаю высшей оценкой проделанной работы...

    Сноски:
 
     1. Музей (от греч. museion) - букв. храм муз.
    2. Классификация предложена В.А.Помещиковым. См. В.А.Помещиков. Роль архетипов в наивном искусстве // Примитив в изобразительном искусстве. М., 1997
    3. Структура раздела и система поиска может быть сделана по аналогии с разделом "Материалы конференций" на сервере PROF-Музеи России (http://www.prof.museum.ru/mat)
    4. Англоязычная версия открылась в марте 2000 года.
 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации