Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Сетевые технологии взаимодействия 
  Никишин Николай Алексеевич
Москва
Российский институт культурологии МК РФ и РАН
Заведующий лабораторией музейного проектирования
Тел.: (095) 959-1025
Факс: (095) 959-1017
E-mail: nan@online.ru
 
Сеть как технология партнерства в музейной сфере

     Новые информационные технологии, активно проникающие в сферу культуры, влекут за собой значительные изменения многих аспектов музейной деятельности, но наиболее существенным представляется то, что с внедрением современных технических средств обработки и передачи информации формируются принципиально иные, чем прежде, условия организации и координации музейного дела.
   
    На смену привычных, вертикально структурированных, иерархических систем передачи дозированной информации и директивных управленческих сигналов, приходят новые, открытые для разнонаправленных информационных потоков сетевые коммуникационные структуры. Они пригодны не только для свободного, ничем не ограниченного информационного обмена на всех уровнях системы, но и для широкой самоорганизующейся координации деятельности ее субъектов, для осуществления этой деятельности на основе управленческих сигналов нового типа.
   
    Эти сигналы, в отличие от прежних, исходят не из «высоких» кабинетов, а оттуда, где наблюдается реальная деятельностная и инновационная активность. Источники такой активности, генерируя направленные во внешнюю среду сообщения, начинают выступать субъектами управления, вызывая реакцию других субъектов, выражающуюся в изменении деятельности, во встречных инициативах, ответных предложениях. Характерным признаком рассматриваемого типа управленческих воздействий оказывается их ориентация: не сверху вниз, а по горизонтали, или точнее - в любых направлениях, представляющихся источнику сигналов перспективными для получения адекватной ответной реакции.
   
    Сигналы управляющего воздействия такого рода - не что иное, как механизм взаимодействия формально независимых друг от друга организаций. Этот механизм существовал всегда, но работал с разной эффективностью, в зависимости от различных условий. Главным из них была и остается степень коммуникационной проницаемости той среды, в которой развиваются социальные объекты. Поскольку новые информационные технологии влекут за собой качественные изменения коммуникационных параметров музейной среды, мы вправе предполагать наличие столь же существенных изменений в том, каким образом формируются в этой новой среде межмузейные связи и отношения.
   
    Такова одна из возможных логик анализа и прогнозирования процессов, происходящих сегодня в музейной сфере России под влиянием демократических преобразований. Важно заметить, что новые электронные средства коммуникации выступают в этом процессе в качестве едва ли не самого существенного фактора. На самом деле, компьютерные телекоммуникационные системы создают ту благоприятную среду, без которой демократизация музейной сферы происходила бы намного сложнее. В этой связи становится очевидной не только возможность, но и целесообразность рассмотрения управленческой проблематики в контексте эволюции информационных технологий.
   
    Поскольку сегодня слово «технология» является широко используемым понятием, попытаемся уточнить его содержание. Более или менее универсальным определением представляется следующее. Технология - это формализованное представление деятельности, включающее набор используемых ресурсов, инструментов и способов организации конкретных действий, необходимых и достаточных для воспроизводства процесса получения определенных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.
   
    На основе этого определения можно выделить три дополняющих друг друга группы технологий: ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта); инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда) и организационные, или управленческие (отличающиеся способами организации производственного процесса). Анализ современных информационных технологий показывает, что их можно отнести одновременно ко всем трем группам. В этом состоит специфика новых информационных технологий, объясняющая, кстати говоря, тот широкий интерес, который вызывает деятельность организации, носящей название АДИТ.
   
    Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью новых управленческих технологий. Новые управленческие технологии, в свою очередь, находят широкое применение в сфере разработки новых информационных и телекоммуникационных систем. Очень отчетливо это взаимное влияние выражено в реализации музейных Интернет-проектов. Роль государства со свойственным ему управленческим консерватизмом здесь минимальна. В то же время практически все вновь формирующиеся структуры координации музейной деятельности (например, музейные ассоциации) строятся на основе новейших телекоммуникационных систем и оснащенных современными компьютерами ресурсных центров.
   
    Можно назвать целый список элементов новых управленческих технологий, проникающих в музейную сферу, благодаря сети Интернет. Среди этих элементов: средства коммуникации (электронная почта); оперативные издания (списки рассылки, новостные разделы музейных Интернет-представительств); распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы данных, порталы, терминалы); средства координации деятельности (афиши, презентации, форумы, опросы); формы обратной связи и организации сотрудничества (гостевые книги, телеконференции, чаты, интерактивные формы); средства производства (инструментарий поиска ресурсов и партнеров, коллекции ссылок, стандартные программные средства); места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (Веб-клубы, Интернет-кафе); пространство совместного проектирования и продвижения проектов (Веб-лаборатории, конкурсы, обмен баннерами и т.п.); виртуальные «поселения» с проблемно ориентированной социальной структурой, специализированными вспомогательными службами и т.п.
   
    Характерно, что все эти многочисленные новые формы межмузейного взаимодействия развиваются динамично и, главное, весьма результативно без всякого принуждения, без приказов, без контроля, без доминирования одних над другими. В Интернете мы наблюдаем в действии те преимущества, которые дает новый, неиерархический тип управления социальными процессами. Этот, набирающий силу тип организации деятельности может быть назван партнерским. В данном случае под партнерством подразумевается управленческая технология координации разнонаправленной деятельности различных субъектов, вынужденных, в силу дефицита ресурсов или иных ограничений, временно объединять свои усилия, средства производства и инфраструктуру.
   
    Выделяются два направления развития технологии партнерства: проектное (технология ресурсного обеспечения процесса реализации конкретных проектных инициатив) и сетевое (технология координации деятельности, формирования и совместного использования распределенного ресурса и общей инфраструктуры).
   
    Сетевое направление развития партнерских технологий управления (сетевой подход к координации деятельности) в настоящее время выступает реальной альтернативой как иерархическому, так и рыночному методам управления. В связи с этим хотелось бы призвать к более сдержанному применению термина «сеть» к определению организаций, строящимся на основе единоначалия или других, стандартных управленческих моделей. Если речь о музейном деле или культурном наследии, возможно, более рациональным было бы использование этого термина либо для обозначения инженерных сооружений, состоящих из проводов, компьютеров, модемов и другой аппаратуры, как это принято в сфере техники, либо - для обозначения управленческой технологии, которая применяется для координации деятельности независимых субъектов (в т.ч. учреждений и организаций), как это становится общепринятым в сфере гуманитарной.

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации