Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: АДИТ - итоги и перспективы 
  Бронников Владимир Аркадьевич
Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской Дворец Творчества Юных, CTORSTUDIO LANCK www.ctorstudio.com
Руководитель
Тел.: (812)315-3674
E-mail: chief@ctorstudio.com
 
Богомазова Татьяна Геннадьевна
Веб менеджер Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, к.и.н, менеджер ряда музейных проектов CTORSTUDIO
 
Роль Интернет в экономической стратегии музея: взаимодействие с
некоммерческими и коммерческими организациями

     Мы рассмотрим в этом докладе ключевые проблемы организации веб-сайтов на примере наиболее успешных проектов в России и сравним их с тем, как эти процессы организованы в США, как на наиболее развитом сегменте мирового рынка Интернет. Эти данные основаны на недавней трехнедельной поездке авторов в США в качестве делегатов на конференцию «Музеи и Веб» и далее в качестве участников программы международных обменов Гос. департамента США.
    Развитие Интернет технологий и их использование при создании веб-проектов музеев имеет общие тенденции, как в России, так и в США. Однако различие заключается в том, что в США есть и деньги и технологически развитое общество. В России же нет денег и только начинает появляться Интернет-сообщество. По таким показателям, как число пользователей Интернет или сайтов, США на 2 порядка опережают российские реалии. Соответственно, как технологии, так и их использование имеют в США вполне реальное наполнение как для самого музея, так и для потенциального пользователя. Сколько бы не было вложено денег в российские проекты, больше 1 млн. посетителей на нем никогда не появится, если речь идет о русскоязычном проекте. С англоязычной частью дело обстоит иначе.
   
    Проблема аутсорсинга Российских музейных проектов состоит, прежде всего, в искусстве на базе «отсталого» в технологическом смысле общества, при ограниченных финансовых ресурсах, создать проект, который бы отвечал всем критериям успешности (по числу его читателей, качеству материала, передовым технологиям и удобству интерфейса, возможностью расширения проекта в дальнейшем). Именно такими проектами со многими нашими партнерами в России мы и занимаемся.
   
    1. История вопроса
   
    В начале 1996 года в Российском Интернет практически не было ресурсов, отражавших информацию о культурных и исторических институтах России, -ни один музей не имел своего сайта. Отдельные страницы музеев находились на справочных ресурсов территориальных сайтов (в основном Москвы и Санкт-Петербурга). Первичное присутствие музеев в Интернет сводилось к он-лайн буклетам. Именно в это время появились три первых спонсорских проекта, которые велись на средства частных российских и зарубежных компаний и фондов:
   
    1. Проект Дарвиновского музея www.museum.ru
    2. Сайт Эрмитажа http://www.hermitage.ru
    3. Сайт Кунсткамеры http://www.kunstkamera.lanck.ru
   
    Все три проекта решали разные задачи, - от создания справочного портала (http://www.museum.ru ) и организации электронного хранилища изображений (Эрмитаж), - до ориентированного на образовательные цели и на взаимодействие с посетителем сайта Кунсткамеры.
   
   
    2. Группы участников Интернет рынка музейных проектов.
   
    Описываются группы заинтересованных «лиц» и их целевые функции в процессе. Это Министерство культуры, осуществляющее контроль со стороны Государства за общенациональным достоянием, включая вопросы собственности на коллекции и изображения, директорат музеев, общественные организации и фонды, в том числе АДИТ, коммерческие компании, и спонсоры (организации и фонды, имеющие цель способствовать предоставлению информации внешнему миру о российских культурных ценностях).
   
    3. Критерии сегодняшнего дня (веб-проекты).
   
    Основные критерии (системные) по которым можно оценивать ресурсы :
   
    - назначение ресурса (целевая группа)
    - интерактивная составляющая ресурса (активные обмены с посетителями)
    - наличие коммерческой составляющей
    - наличие раритетов и уникальных памятников на ресурсе.
    - связь сайта с БД и внутренними системами учета и хранения
    - время жизни ресурса (частота публикаций и новости и постоянное обновление и дополнение материала на сайте)
   
    Основные критерии
   
    4. Структура аутсорсинга на примере 4 реальных проектов.
   
   
    1. Понятие рабочей группы (музей, студия, спонсор)
   
    2. Стратегия развития (сайт в среде территории, сайт как способ привлечения инвестиций, сайт-как активная площадка для музейного сообщества, сайт как полигон для технологий и т.п)
   
    3. Связь Интернет проекта с деятельностью музея (сайт как инструмент реализации программ музея, сайт как самостоятельная программа)
   
    4. Гарантии инвесторам и спонсорам (правовая основа, администрирование внешнее, хостинг за рубежом)
   
    5. Общественные организации и современная «пирамида музейного веб строительства». Оценка реального и потенциального места АДИТ и подобных организаций в этой пирамиде: перспективы, противоречия, сопутствующие условия.
   

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации