Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
 АДИТ-2000. Тезисы доклада Пленарное заседание: Сетевые технологии взаимодействия 
  Минина Светлана Борисовна
Москва
Детский Открытый музей
Руководитель проекта
Тел.: (095) 1559079
Факс: (095) 9591017
E-mail: dom_ms@cityline.ru
 
Web-cайт как элемент коммуникационной инфраструктуры музейного сетевого социума

     По мере того, как расширяется музейное присутствие в сети Интернет, появляются основания говорить о том, что параллельно со сложившейся в географическом пространстве реальной музейной сетью начинает существовать и развиваться некоторая другая – виртуальная сеть музейных объектов. Она представлена Интернет-представительствами реальных музеев и виртуальными музеями.
   
    В ходе саморазвития этой виртуальной сети, первоначально выступавшей лишь как зеркальное отражение реальной, у нее возникают новые элементы, новые связи, новые качества. При рассмотрении их в совокупности они наводят на мысль о том, что на наших глазах рождается некоторый новый социально-культурный феномен, возможно, принадлежащий иному – сетевому социуму.
    В пользу этого предположения говорят многие признаки виртуальной музейной сети: специфика контингента посетителей ее объектов; особая профессиональная структура работающих в сети специалистов; иная, чем в реальной жизни, иерархия музейных объектов; другая панорама ранжирования центров влияния и лидерства; особый спектр методов и средств представления и интерпретации ценностей; особые формы межличностных, межгрупповых и межорганизационных связей.
   
    О многом заставляет задуматься непрерывно растущий сегмент виртуальных, т.е. не имеющих реальных прототипов, музеев, а также появление объектов, выполняющих по отношению к сетевому музейному сообществу особые, не имеющие прямых аналогов в реальной жизни, вспомогательные, сервисные и иные инфраструктурные функции.
   
    В качестве особой категории сетевых музейных объектов, развивающихся в системе Интернет, можно обозначить создаваемые не отдельными музеями, а целыми их группами и объединениями, а также организациями, не ведущими непосредственной музейной работы. Сайты, выполняющие функции накопителей общих информационных ресурсов, поисковых и навигационных систем, функции узлов коммуникации, пространств для самообразования, для взаимного консультирования, взаимодействия и координации деятельности.
   
    Образцов такого рода специализированных объектов довольно много в зарубежном Интернете. В нашей стране, если не считать универсального сервера «Музеи России», аналогичные объекты еще только начинают появляться. В качестве примеров анализируемой категории инфраструктурных объектов музейного сетевого сообщества могут быть рассмотрены сайты музейных объединений и ассоциаций.
    На известных нам сайтах организаций, связанных с музейной педагогикой, мы находим: поисковые системы, каталоги ссылок, подобранных по определенной тематике; новостные дорожки, информационные бюллетени, справочники и другие электронные публикации; интерактивные формы профессиональных контактов типа чатов или открытых писем и многое другое. Сайты такого рода принадлежат Европейской ассоциации детских музеев Hand''s On! (www.hands-on-europe.net), Американской ассоциации детских музеев (www.aym.org), Союзу немецких детских музеев (www.neues-universum.com).
   
    Одно из важных отличий от обычных музейных сайтов состоит в том, что для них характерен высокий профессионализм отбора и представления информации. Сайты, принадлежащие профессиональным сообществам обладают особым кредитом доверия. Они не выполняют стандартных функций рекламного места и места продажи музейных услуг. Если у обычного музейного сайта сегодня доминирующей оказывается функция маркетинга, то для корпоративного сайта музейной инфраструктуры главной оказывается функция организации взаимовыгодного партнерства.
   
    Сайт с подобной миссией существует теперь и в России. Созданный Детским открытым музеем при поддержке Института «Открытое общество» Web-сайт "Перекресток" (www.geocities.com/perekrestok_ru) обслуживает интересы российских музейных педагогов, специализирующихся на работе с детьми. Он предоставляет профессиональному сообществу больший набор услуг, концентрирует, систематизирует и распространяет значимую для этого сообщества информацию, облегчает ориентацию в быстро развивающейся системе детских музеев, создает пространство общения между специалистами и теми, кто начинает работу в данной области или просто интересуется проблемами музейной педагогики.
   
    Сайт «Перекресток» максимально открыт для любого пользователя. Он не имеет пространств, доступных только для специалистов, так как границы между тем, чем занимается музейная педагогика, школьная педагогика, семейная педагогика и т.п. – очень условны. Если эти границы и существуют, одна из задач «Перекрестка» сделать их максимально прозрачными.
   

 
 © 1997-2000, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации