АДИТ-2001. Тезисы доклада Тема: Представление музеев в Интернет 
  Шуваев Юрий Анатольевич
Пермь
Общественный фонд "Пермский смотритель"
директор
Тел.: (3422) 33-78-01
Факс: (3422) 64-87-92
E-mail: yurash@kama.ru
 
"Блеск и нищета" музейных сайтов

     За несколько прошедших лет электронные формы представления музеев стали богаче и разнообразнее. К сожалению, при внимательном взгляде на электронные издания эйфория приятного ожидания проходит и очарование предполагаемых возможностей несколько рассеивается. Многие музеи теряют в виртуальном представлении ту уникальность и исключительность, которыми они обладают в реальной жизни. Едва ли не самый распространенный подход – сайт как вид отчета для министерства культуры.
    Значительная часть пользователей Интернет достаточно молоды и не стремятся скучать в Сети. Музей должен осознать актуальность своей миссии в нелегком деле некоммерческого маркетинга и информационного менеджмента и предложить формы, позволяющие успешно конкурировать на электронном рынке информации и знаний. Следовательно, необходимо применять аттрактивные формы представления культурной информации.
    Привлекательные, игровые формы представления культурного наследия крайне редки в Сети, наиболее яркие и интересные примеры можно перечислить по пальцам. К примеру, это пазлы Дарвиновского музея. Интересна технология круговой панорамы surround video. Программное обеспечение позволяет сегодня создавать и размещать в сети Интернет трехмерные сцены, способные представить исторические здания или комплекс сооружений, осуществить их реконструкцию, использовать возможности интерактивных ссылок для представления дополнительной информации, но примеров использования подобной технологии почти нет.
    Применительно к музейным сайтам можно судить о их аттрактивности не только по наличию игровых или интерактивных форм, но и по их наполненности, презентабельности, удобству использования.
    Необходимо выделить два подхода: информация для физических посетителей и представление музея для посетителей виртуальных.
    В моем представлении, сайты наследия должны являться информационными, т.е. постоянно пополняемыми, расширяемыми ресурсами по истории или культуре, а не только представлять музеи. До сего дня основная масса музейных сайтов – это, в основном, отражение или продвижение музея как организации. Пока в рунете преобладает пропаганда не национального наследия, а музея как учреждения.
    Музей является лишь посредником между культурным наследием и народом, которому это наследие принадлежит. Форма и степень этого посредничества и делает музеи более или менее привлекательными для посетителей. Если музей в своей посреднической (т.е. культурной) деятельности находит интересные, привлекательные формы, созвучные времени и адекватные общественным потребностям, его посещаемость будет расти. Особенно, если и в электронном представлении своей деятельности он предложит неожиданные решения, трактовки, интерпретации.
    Ближе всего в этом направлении CD-диски, которые выгодно отличаются от музейных сайтов. Музеи на них представлены именно через коллекции, тематические подборки и экскурсии. Часто диски представляют не столько музей, сколько культурное явление в собирательном образе. Диски стремятся продемонстрировать возможности мультимедиа, включая в сценарий музыку и анимацию, но при всей привлекательности они часто грешат поверхностным подходом, ограничиваются краткими аннотациями, не содержать научно-справочного аппарата.
    Музей может создавать свое виртуальное отражение, копируя существующие реалии, но мне представляется более перспективным другой путь. Электронная экспозиция может не совпадать с реальной, а дополнять ее. Язык мультимедиа позволяет создавать исключительные формы, не доступные в реальности, но и не может полностью заменить физическое представление раритетов.
    Музей должен предложить привлекательные формы представления культурного наследия, которые могут успешно конкурировать с работами СМИ, телевидения и радио в этом направлении. Используя элементы компьютерных жанров можно наполнить мир истории и культуры сценарным действием, сделать посетителя не только свидетелем, но и участником событий, превратить музейную экспозицию в живой, постоянно развивающийся мир. Лучшим образцом для подражания может служить жанр игры-энциклопедии, где за приключенческим действием скрывается полезная информация по основам выживания, оказания первой помощи и т.п.
    Приведенные выше рассуждения послужили толчком для разработки новой схемы представления исторической информации в проекте виртуального "Музея исторической реконструкции".
    При создании электронных экспозиций за основу берется программная среда визуального чата Palace. Электронный «Музей исторической реконструкции» будет использовать в своей деятельности сочетание интерактивных форм среды Palace и традиционных информационных страниц, доступных через браузер.
    Средовая историческая экспозиция Егошихинского завода расскажет о появлении заводского поселения – предшественника губернского города Перми. Мы не только воссоздаем внешний облик зданий и сооружений, но стремимся показать быт, нравы, обычаи первой четверти XVIII века. Любой посетитель сможет стать постоянным обитателем экспозиции, «построить» свой дом, наполнить его утварью, создать свою "биографию", участвовать в развитии сюжета. Каждый предмет экспозиции будет, по возможности, интерактивным и содержать информацию о данном историческом периоде.
    Возможности проекта неисчерпаемы, но в полном объеме их можно реализовать лишь при условии широкого участия как любителей, так и специалистов. Мы надеемся на сотрудничество музеев и вашу помощь.

 
 © 1997-2001, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации