АДИТ-2001. Тезисы доклада Тема: Ассоциация музеев России 
  Никишин Николай Алексеевич
Москва
Российский институт культурологии
Заведующий Лабораторией музейного проектирования
Тел.: (095) 9591025
Факс: (959) 9591025
E-mail: nan@online.ru
 
Музейная сфера в эпоху сетевых технологий

     В последние годы в лексиконе исследователей музейного дела, специалистов в области управления, музейного проектирования и строительства, научного, правового, информационного, технологического, кадрового и иного обеспечения музеев, наряду с термином «музейная сеть» (более привычного для представителей старшего поколения), как близкое ему по смыслу все чаще употребляется другое словосочетание - «музейная сфера». Чтобы избежать путаницы в понятиях, пришло время уточнить их содержание. Этого требует увеличение степени многозначности слова «сеть» в связи с начавшимся на рубеже XX и XXI веков интенсивным развитием коммуникационных технологий.
   
    Термин «музейная сеть» возник и активно использовался в прошлом столетии, в период доминирования централизованных методов управления процессами музейного строительства. Понятие обозначает совокупность пространственно локализованных музеев того или типа, вида, профиля, ведомственной подчиненности, территориальной или государственной принадлежности. Оперируя этой категорией в свое время, можно было достаточно эффективно анализировать, разрабатывать, строить и изменять структуру той системы, которую представляет вся совокупность «сетевых единиц» - музейных учреждений.
   
    «Музейная сфера» - более молодой, развивающийся термин. Вошедший в употребление первоначально как синоним «музейной сети», в последние десятилетия он стал постепенно наполняться новым, более широким смыслом.
    Сначала это было связано с появлением музеев, располагающих собственной территорией (музеи-заповедники). Они оказались способными выполнять градообразующие функции и вовлекать в орбиту своего прямого влияния и обратной связи социальную инфраструктуру, предприятия и организации, расположенные рядом с музеями. Музеефикация памятников и ландшафтов исторических территорий (типа Суздаля, Соловков, Старого Изборска и т.п.) не превратила соответствующие поселения в музеи, т.е. единицы музейной сети, но, тем не менее, сделала их неотъемлемой частью объекта профессиональных интересов ученых и специалистов в области музейного дела. Возникшая необходимость в обозначении более общего, по сравнению с музейной сетью, объекта изучения, конструирования и управления повлекла за собой распространение нового термина - «музейная сфера».
   
    Наполнение этого словосочетания новым содержанием продолжилось, когда на музейном горизонте стали появляться функционально связанные с музеями, но не являющиеся «единицами» музейной сети, организации (учебные заведения, готовящие специалистов для музеев; исследовательские, аналитические, инновационные, информационные, методические, консалтинговые, координационные центры; объединения музеев типа союзов, содружеств и ассоциаций; общественные организации музейных работников, друзей музеев и т.п.). Понятно, что представление о процессах, происходящих в современных музеях, без учета взаимодействия с этими организациями сегодня было бы неполным. Они являются неотъемлемой частью музейной сферы как объекта музеологических исследований, музейного проектирования, музейного менеджмента, музейной политики.
   
    На современном этапе, по мере того, как у музеев, территориальных музейных комплексов и музейных организаций начинают возникать и укрепляться более широкие в пространственном плане, более долговременные и разнонаправленные деловые связи с предприятиями и организациями, далекими от музейной деятельности, но заинтересованными в развитии сотрудничества с музеями как стратегическим партнерами, границы музейной сферы еще более расширяются. Чаще всего это обретает организационное оформление в виде совместных программ и проектов, иногда - в виде партнерских объединений. Участвующие в них немузейные организации и предприятия попадают в рамки музейной сферы, но при этом, конечно, не являются единицами музейной сети.
   
    Есть и еще один фактор постепенного вытеснения понятия «музейная сеть» из профессионального словаря музейных специалистов. Этим фактором является Интернет - пространство функционирования виртуальных музеев. Не имея территориальной локализации, они не являются сетевыми единицами в традиционном понимании этого термина, но, безусловно, входят в современные границы музейной сферы.
   
    Таковы в самом общем виде обстоятельства, причины и факторы, которые вполне закономерно уводят нас от термина «музейная сеть» как части музееведческого понятийного аппарата и приближают к более активному и осознанному использованию термина «музейная сфера». Сегодня этот термин наиболее адекватно отражает содержание области исследовательских, инновационных, управленческих и иных профессиональных интересов специалистов музейного дела.
   
    Сказанное не означает, что пришло время навсегда вывести словосочетание «музейная сеть» из профессионального обихода и перевести его в словарь архаичных слов и выражений. Более целесообразно осуществить переосмысление старого понятия в парадигме нового, информационного общества. Источником нового содержательного наполнения термина «музейная сеть» в этом случае должны стать исследования и разработки новых сетевых технологий управления процессами, происходящими в музейной сфере. Учитывая высокую динамику таких исследований и разработок, можно предположить, что выражение «музейная сеть» может вернуться в наш лексикон очень скоро. В период расцвета сетевых технологий этот термин, вероятнее всего, будет использоваться в работе не с институциональной, как было прежде, а с коммуникационной составляющей музейной сферы.
   
    Вполне возможно, что институциональный взгляд на структуру музейной сферы по мере ее дальнейшей экспансии, связанной с вовлечением в нее все новых и новых субъектов, постепенно полностью уступит место коммуникационному подходу, при котором системообразующее значение будет принадлежать не им, а различного рода информационным потокам. Тогда, наверное, термин «музейная сеть» будет полностью реабилитирован и снова станет одним из ключевых инструментальных понятий, необходимых для анализа, разработки нововведений и дальнейшей модернизации музейного дела.
   

 
 © 1997-2001, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации