АДИТ-2001. Тезисы доклада Тема: Музейные библиотеки 
  Емельянов Николай Евгеньевич
Москва
ЗАО "Интеллектуальные технологии"
руководитель проектов
Тел.: 135-42-32
E-mail: nee@cs.isa.ru
 
Галамага Лариса Александровна - научный сотрудник ГИМ
 
Безбумажная технология обслуживания читателей библиотеки
на основе системы Евфрат и СУБД НИКА

     Читатель выбирает, используя электронный каталог, нужную книгу. Этот выбор может происходить непосредственно в читальном зале со своего рабочего места, если оно обеспечено компьютером, или по интернет, например, из дома.
    Экран разделен на два окна, в одном отображаются просматриваемые карточки, в другом бланк требования на книгу с соответствующими полями: Дата, ФИО читателя, Номер читательского билета, Автор, Название, Шифр, Кеттер и т.д. Все поля, кроме ФИО и Номер билета, заполняются автоматически. Ввод ФИО и Номера билета производится один раз при заказе первой книги. Заказ книги производится нажатием кнопки «Заказ».
    Заказ передается по локальной сети (электронной почте) или непосредственно в хранилище, или дежурному библиографу, который перенаправляет его в нужное хранилище, если хранилищ книг несколько.
    В хранилище на экране дисплея появляются читательское требование и образ библиографической карточки. Если хранилище небольшое, то книга берется с полки и передается в читальный зал. Если хранилище большое, то дежурному на пейджер передаются до десяти заказов (Автор, Название, Шифр, Кеттер). Дежурный с пейджером идет в хранилище, отбирая заказанные книги. Если книги есть, то читателю отправляется ответ «Заказ выполнен», это значит, что он может получить книги. При выдаче книг формуляры книг вкладываются в читательский билет. Вся история выдач книг сохраняется в базе данных. Если книги на месте в хранилище нет, то читателю библиограф может ответить: «Книга утрачена», или «Книга находится у читателя за столом N» и т.п.
    Если электронный каталог содержит только образ библиографической карточки выбранной книги, то есть еще не введены ее реквизиты карточки, то поля требования нужно заполнить читателю самому (как это делается обычно). При выполнении заказа, дежурный может проверить правильность заполнения заказа и сохранить реквизиты карточки в БД. Следующие заказы этой книги пройдут автоматически (без заполнения читателем реквизитов). Таким образом можно обеспечить ввод реквизитов книг, пользующихся спросом, силами читателей.
    Для перевода обычного бумажного каталога книг в электронный, используется электронный архив Евфрат (разработка фирмы Cognitive Technologies). Карточки сканируются сканером Fugitsu M3091, если карточки более менее однородные (по цвету бумаги, яркости текста), то они вводятся в потоке со скоростью ~20 карт в минуту. Если карточки неоднородные, то необходима настройка параметров сканирования, и скорость ввода подает.
    Опыт показывает, что за рабочий день возможен ввод около 1000 карточек. Система Евфрат обладает уникальным свойством распознавания фрагментов образа.
    Так, например, можно при помощи мышки выделить любой прямоугольник (наприемер, название книги) и по технологии Drag&Recog перенести его в соответствующее поле реквизита с распознаванием в процессе переноса. Автоматическое распознавание всех реквизитов карточек пока не решенная задача, в частности, потому, что некоторые реквизиты, например, шифр и кеттер, как правило, написаны рукой и часто карандашом. Ввод реквизитов карточки обычно на один-два порядка более медленная операция чем сканирование. В любом случае удобнее сначала просканировать карточки и потом вводит реквизиты по образам карточек.
    Система разработана на основе системы Евфрат и СУБД НИКА, имеющих более 100.000 инсталляций. У фирмы Cognitive Technologies видимо самый богатый опыт в России по переводу документов из бумажного представления в электронное, уже переведено более 100.000.000 документов.
   
   

 
 © 1997-2001, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации