АДИТ-2001. Тезисы доклада Тема: Информатизация работы с посетителями 
  Скрипкина Любовь Ивановна
Москва
Государственный Исторический музей
Зав. Научно-методическим отделом
Тел.: (095)928-84-52
Факс: (095)925-95-27
 
Музеи в современном информационном пространстве. Взгляд музееведа.

     ХХ1 век, являясь веком глобальной информатизации, поставил перед музеями ряд проблем, которые прежде всего, связаны с его позицией в качестве социального института, осуществляющего определенные функции в обществе.
    В ХХ веке музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался как дополнительное средство пополнения знаний, полученных из книг, СМИ и Интернета. Передача знаний основывалась на коммуникационном общении и была связана с постулатом непосредственного соприкосновения с памятниками истории и культуры, воплощающими общественные ценности. Именно этот аспект вызывал дискуссию по поводу возможностей их растиражированности в виртуальном варианте и превращения музея в банки данных.
    ХХI век поставил эти проблемы совершенно в ином ракурсе: прежде всего возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию о культурном наследии страны, а не просто вещах, в которых воплощены общественные ценности. Он стал рассматриваться как институт познания культурных ценностей и расшифровки их значений, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.
    Соответственно изменилось представление о концепции музея. Во многих европейских странах он стал рассматриваться в качестве информационного центра по культурному наследию, как институт социальной адаптации Это связано с несколькими моментами.
    Один из них — место музея среди средств массовой коммуникации. Как известно СМИ в России в основном воспроизводят штампы масс-культуры, подчас несут агрессивное начало, связанное с черным пиаром, рассчитанным на дезинформацию. Информация о научных исследованиях малодоступна массовому населению, а возникновение империи фольк-хистори А.П.Фоменко и его последователей, что также связано с явлениями масс-культуры, ведет к дезориентации в научном познании и представлениях об истории страны. Введение тестовой системы в образовании, разнообразие учебников и методик также не способствуют получению таких представлений.
    В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис самоидентификации, что представляет угрозу дальнейшему развитию страны.
    Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных институтов, способность представить возможность такой самоидентификации, но при соблюдении определенных условий — в частности объективной интерпретации хранимого ими культурного наследия. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реальности воспроизводить взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком которой они являются. Необходимо отметить, что к концу ХХ века в научном познании произошел переход от позитивистского описания источников к их исследованию в целях извлечения информации. Такой ракурс поставил перед музейными работниками, в том числе представляющими компьютерные технологии, 3 проблемы:
    1. Изучение и представление полной информации о материальных и духовных свойствах музейных источников, системное комплексное исследование вещей, их функциональной, гуманитарной, социальной стороны с позиции современных наук. Возможности применения компьютерных технологий стали использоваться для обработки массива данных источников в целях получения нового знаний. Примером такой работы является исследование сотрудницы филиала «Палаты в Зарядье» Садовниковой Л.В., применивший новый метод обработки источников для создания и совершенствования предметно-бытовой экспозиции второй половины ХУП в.
    Однако информацию надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать в экспозиционной деятельности музея. Проблемы самоидентификации россиян требует концептуальных экспозиций.
    2. Соответственно содержание музея в качестве информационного пространства и в частности экспозиции должно соотноситься со статусом комплексного системного культурного института. Например, концепция ГИМ в настоящее время представляет его в качестве источникового центра российской истории и культуры.
    В концепции музея должна быть продумана система общемузейной, в том числе экспозиционной, информации — научной и игровой, и воплощение ее в реальном и компьютерном вариантах.
    Использование компьютерных технологий в настоящее время возможно и в столь сложной сфере музейной деятельности, как архитектурно-художественное проектирование. Это позволяет исключить такой трудоемкий этап как раскладку предметов и более четко и быстро работать над монтажными листами. Такой метод был применен при создании в ГИМ выставки «Немец у царского трона. Граф А.И.Остерман и его время» (Программа Corel Draw). Автор выставки Е.Г.Горохова, художник Н.Гаврилюк.
    3. Все эти позиции касаются и виртуального представления музея, что фактически связано с вопросом о расширении аудитории музея и усилении влияния тех его позиций, о которых говорилось ранее. Если говорить о новых подходах к работе с посетителями, то необходим переход в основном от рекламно-репрезентативного представительства в Интернет и виртуальных музеев, где как достоинство выдвигается постулат о возможности замены одного предмета другим, к концептуальным, просветительным и выставочным проектам. Таким как сайт Омского государственного историко-краеведческого «Музеи Прииртышья», «Ситцевый проект» Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области им. Д.Г.Бурылина, выставочный проект ГИМ «Хронограф», в котором представляются события и явления российской истории, отраженные в музейных памятниках. На основании этого проекта в настоящее время совместно с Музеем современной истории в Бонне разрабатывается концепция виртуальной выставки «Даты ХХ столетия. Следы российско-германской истории». Каждый месяц должен быть представлен в политическом, экономических и общественном аспекте этих взаимоотношений.
    Хотелось бы обратить внимание на следующий фактор — согласно гипотезе американского ученого-культуролога С.Хантингтона ХIХ в. обозначил конфликт наций, ХХ в. — конфликт идеологий, в ХХI в. он предполагает конфликт культур, конфликт цивилизаций. Это требует концептуального осмысления как реального музейного информационного пространства, так и его представления в системе Интернет. Понятно, что информационная концепция рассчитана не на манипулирование предметами, а требует смыслового представления. Те же задачи поставлены как ориентиры государственной политики. В программе «Культура России 2001-2005 гг.» предусматривается укрепление авторитета России как великой культурной державы и использование новых информационных технологий с этой целью.
    Таким образом, насущной задачей современности является соединение музееведческих, профессиональных целей с их техническим воплощением.
   
   
   

 
 © 1997-2001, АДИТ, Все права защищены Регистрация тезисов |  Информация о регистрации