АДИТ'98. Тезисы доклада

О.Э.Даршт
Тольяттинский краеведческий музей

WEB-версия одного из PR-проектов Тольяттинского музея
("Пилигрим" в виртуальном пространстве)

     Современная культурная среда уже перестала быть однородной, а все более становится мультикультурной, что в немалой степени обусловлено проникновением новых информационных и коммуникационных технологий; когда открываются новые возможности для всех вовлеченных в этот глобальный межкультурный диалог.

     Музеи также нуждаются в коммуникации для того, чтобы поддержать их присутствие на культурном рынке. То, что делает музей, есть маркетинг культуры. Он должен учитывать интересы всех активных участников – сотрудников музея, попечителей, спонсоров, предпринимателей. Но в конечном итоге он направлен на то, чтобы привлечь в музей новых посетителей.

     Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой и культурной среды обуславливают необходимость установления и ведения устойчивых информационных связей с партнерами – для мониторинга и прогнозирования событий, для своевременной и адекватной реакции на них. Музей решает эти задачи при помощи организации определенных акций и мероприятий Паблик Рилейшнз. Музей, заинтересованный в интенсификации коммуникаций, может использовать PR для широкого распространения информации о своей деятельности и своих партнерах, и формирования положительного имиджа. Управление своим информационным пространством становится необходимостью, а интернационализация работы музеев и привлечение новых участников предполагает частичную ломку старых стереотипов о музее и соединение музейной практики с экономической теорией управления.

     Итак, чтобы управлять внутренними кризисами, влиять на общественность и иметь определенный имидж в городе, музей создает PR-проекты, реализация которых позволяет преодолеть управленческие, экономические и прочие препятствия и подняться на более высокий уровень.

     В Тольяттинском краеведческом музее одним из таких PR–проектов стало создание собственного Центра туристических программ "Пилигрим". Это не единственный проект музея, сейчас реализуется и ряд других, направленных на решение городских социальных задач ("В музей всей семьей", "Наедине с собой"). Создание музейного туристического центра в городе, не имеющем архитектурных и исторических памятников и памятных мест, в чисто индустриальном городе с огромным комплексом нерешенных социальных проблем – задача довольно сложная. Центр изначально работает на внешний рынок – т.е. не ограничивается только простым приемом заявок от групп, а сам создает свой "туристический продукт" – программы по детскому и образовательному туризму, разрабатывает собственные новые туристические маршруты, расширяет круг партнеров музея за счет привлечения в музей новых категорий посетителей. Сложность состоит в том, что разрушается некий стереотип музея как организации некоммерческой (Центр по статусу - коммерческий), но и в том, что географическое поле деятельности этой музейной структуры – весь город, область и даже соседние регионы.

     Проект (или Концепция развития Центра "Пилигрим") – это расширение сфер влияния Тольяттинского музея, одна из составляющих его имиджа, возможная часть общемузейной концепции.

     Центр создан 1,5 года назад и еще свободен от каких-либо штампов "турфирмы". Имеет значение и его принадлежности к музею: высокий рейтинг Краеведческого музея в городской культурной среде "автоматически" распространяется и на его туристический отдел.

     "Пилигрим" – это открытая информационная площадка музея: его внутренняя структура, сотрудники и методы работы – музейные, а PR-организация и использование современных компьютерных технологий позволяют назвать новый Центр "проводником" в коммуникационной связи "музей-партнер-посетитель". Мобильный коллектив Центра выступает то в ипостаси самого музея (экскурсоводы – только наши научные сотрудники) и говорит как бы от первого лица, то проявляет себя как партер музея – при проведении мероприятий, таких, как Музейный Пикник или семинар "Музейное образование: новые технологии", а чаще всего "Пилигрим" привозит на экскурсии в музей группы школьников. Туристическое бюро, некогда существовавшее в Тольятти, исчезло, а вместе с ним – и направление взрослого краеведческого туризма, а вновь появившиеся туристические фирмы, ориентированные на краеведческий материал, избрали своей аудиторией детей (школьников).

     "Пилигрим" в этом случае не изобрел ничего нового, выбрав детский туризм, но принципы его работы в этом направлении довольно оригинальны.

     Будучи отделом при музее, Центр легализовал свои программы (т.е. получил Государственный сертификат) и разработал Кодекс этических принципов, на которых строится его работа с клиентами, вкратце это – профессионализм и доброжелательность, вступил в Ассоциацию детского и юношеского туризма.

     Проникновение компьютерных технологий в музейную среду отразилось и на деятельности "Пилигрима" – возникла идея создания странички в Интернет, этакая виртуальная реклама традиционным экскурсионным программам. Вхождение в WWW-сети открыло и новые возможности для оптимизации работы Центра: расширение круга партнеров, более оперативный обмен информацией, реклама.

     О рекламе "Пилигрима" можно говорить отдельно. Называя Центр открытой информационной площадкой музея, мы имеем в виду то, он открыт для всех; если посетитель музея (он же потенциальный клиент "Пилигрима") просит о какой-либо консультации. Ему никогда не откажут. В достоверности этой информации тоже можно не сомневаться – ведь экскурсоводы Центра- еще и сотрудники музея. "Пилигрим" владеет информацией из первоисточников, а профессионализм привлекает людей! Выше рейтинг Центра – больше доверия и музею, положительное паблисити одного – составляющая успеха другого.

     У Тольяттинского музея – устойчивые дружественные связи со средствами массовой информации города, а "Пилигрим" заказывает не только коммерческую рекламу, но и выступает иногда информационным спонсором для СМИ. На основе материала Центра телевидение Тольятти ТВТ готовит свои детские передачи; совместно определяется маршрут будущих экскурсий.

     Функции тольяттинского туристического Центра "Пилигрим" не ограничиваются только лишь экскурсионным обслуживанием. Центр предоставляет музейным сотрудникам возможность межпрофессиональной коммуникации: каждая экскурсионная поездка в музеи Самары, Ульяновска, Москвы, Пензы или Петербурга – это расширение контактов музея, взаимопроникновение новых принципов работы, повышение престижа.

     Говоря о перспективах развития Центра, возможно уже сейчас предположить, что поле деятельности, которое избрали для себя "пилигримы" (краеведческий туризм) очень перспективно для Тольятти. Центр "Пилигрим" включил в свою страничку и информацию по истории города и края, так что не только любители путешествий могут выбрать себе маршрут по вкусу, но и специалист-туроператор может определить для себя наиболее надежного партнера по внутреннему туризму. Догадываетесь, кто это будет?

     А если серьезно, то виртуальный музейный туризм - это интересно, и использование последних технических достижений – это тоже вклад в сохранение и пропаганду исторического наследия.