АДИТ'98. Тезисы доклада

А.В.Лебедев
Главный научный сотрудник
лаборатории музейного проектирования
Российского института
культурологии МК РФ и РАН,
доктор искусствоведения

Конец начальной поры

    Владимир Уваров из города Липецка – поклонник Николая Константиновича Рериха. Он создает обширный сайт под названием "Web-Музей Н.К.Рериха в Липецке"[1], преисполненный гордости ставит на нем свое имя и принимает поздравления[2]. Сайт действительно впечатляет: здесь и произведения, и фотоархив, и документы, и теоретические труды художника. Остается только удивляться широте человеческих возможностей: откуда у программиста из города Липецка такие глубокие рериховедческие познания? Как у одного человека хватило сил, чтобы собрать и осмыслить этот огромный материал? В данном случае, отгадка проста...

    "Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете керосиновой лампы: "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты". Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А.Пушкин. Такой удар со стороны классика!"[3]. Простим Остапу Бендеру его заблуждение – он вспомнил на рассвете. Что же касается Владимира Уварова, то у него с августа 1997 года память так и не восстановилась. Придется протянуть руку помощи в борьбе с затянувшимся приступом амнезии.

    В 1996 году Рериховским центром духовной культуры совместно с Лабораторией оптической телеметрии был выпущен CD-ROM диск "Николай Рерих". Дороги в России все еще плохи, и диску понадобился год, чтобы доехать от Москвы до Липецка. А дальше... В общем, заниматься сканированием Уварову не пришлось. Он "содрал" диск практически целиком, начиная со структуры сценария и кончая архивными фотографиями... После этого он немножко подпортил дизайн и внес собственную лирическую ноту в названия некоторых рубрик, например, в разделе "Живопись" переименовал серию "Гималаи" в "Гималаи Священные". Пожалуй, единственное, что не заинтересовало липецкого рериховеда – это длинный перечень авторов и разработчиков диска, занимающий в нем три экрана. Не привлекли его внимания также логотипы, копирайты, и прочие несущественные детали, набранные мелким шрифтом. Тем самым наш герой вписал новую страницу в историю компьютерного пиратства. Раньше CD-ROMы крали ради наживы, а вот Уваров возжаждал славы. Я повидал много торговцев ворованным soft'ом. Люди они разные, но ни от одного из них я не слышал утверждения, что это именно он, лично, на прошлой неделе разработал Windows'95, а потому сейчас стоит на "Горбушке" и с высоко поднятой головой его продает.

    Конечно, Уваров – парень лихой. Под двумя статьями ведь ходит! Во-первых, есть закон об авторском праве. Но это ладно, в случае чего речь пойдет о какой-то поддающейся осмыслению сумме. А вот если производители подадут в суд на возмещение упущенной прибыли, это будет круто...

    Впрочем, все мои рассуждения о мотивах поступков Владимира Валентиновича Уварова – не более как гипотеза. Возможно, дело обстоит проще и хуже. Не исключено, что Уваров искренне считает себя творцом рериховского сайта. И не поместил имен создателей CD-ROMа не по злому умыслу, а потому что не придал этому значения. Был бы пограмотнее, мог бы написать где-нибудь неброско внизу: "При подготовке сайта использованы материалы диска такого-то фирмы такой-то, сценарий - Иванова, текст - Петрова, составление - Сидорова". И при этом искренне продолжать считать себя автором проделанной работы, не понимая, что просто перелил не им изготовленный коньяк в другую бутылку. Вот это и есть самое страшное... Потому что подобного в российском Интернете – пруд пруди!

    Почему, когда мы заходим на американский поисковый сервер в самый простой список ссылок, то первое, что мы видим – это имя ученого, который его составлял. А иногда и биографию с фотографией[4]. У нас, в России, я тоже хочу знать имя автора. Именно автора, а не программиста, цеплявшего линки! Я нисколько не хочу умалять заслуг web-мастеров. На протяжении нескольких лет они были первопроходцами новых технологий. Но вслед за ними пришли ученые, исследователи, люди с именами. И если сегодня мы видим хороший сайт, то дело тут не только и не столько в web-мастере, сколько в профильном специалисте, готовившем его наполнение. Книга может быть издана на мелу и на газетной бумаге, иметь коленкоровый переплет и мягкую обложку, но приобретаем мы ее, в первую очередь, за текст... За имя автора, крупно написанное на обложке.

    Человек, интересующийся искусством рубежа XIX – XX столетий, сразу купит книгу по русскому авангарду, если ее автор – Д.В.Сарабьянов или Г.Г.Поспелов. А если кто другой – еще подумает. Возможно, он поинтересуется также названием издательства, именами художника и верстальщика. Но не они сыграют решающую роль в принятии решения.

    В Интернете эпоха безымянных героев тоже подошла к концу. И я хочу сказать не о карающем мече Закона, нависшем над плагиаторами. А о вещах более существенных. Пользователь глобальной сети на глазах становится человеком образованным. Его интересует не столько яркая затейливая упаковка, сколько качества начинки. Не надо морочить ему голову. Укажите крупным шрифтом на первой странице, кто делал наполнение данного сайта, а он сам решит стоит или не стоить ему тратить время на загрузку второй.


 1 http://www.lipetsk.ru/~roerich/index.html
 2 http://www.lipetsk.ru/~roerich/gostbuk.html
 3 И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок.
 
4 См., например, сервер "Art History Resources on the Web" (http://witcombe.bcpw.sbc.edu/ARTHLinks.html), открывающийся справкой о составителе – профессоре истории искусства из Вирждинии Кристофере Виткомбе (http://witcombe.bcpw.sbc.edu/Witcombe.table.html)