Основные
задачи художественного музея: хранение и
консервация художественных произведений; усиление роли и
влияния их в культуре. Если решение первой задачи успешно
реализуется практически, то для второй за долгие века не
наметилось даже путей теоретических - музей остается
мавзолеем или кладбищем произведений искусства.
Общественная
значимость вида искусства связана с
"весом материи искусства" - произведением количества
зрителей/читателей/слушателей на количество часов,
посвященных ими данному виду.
Тождественные
пути всех видов - от локального
влияния к расширению аудитории и ее всеобщему охвату за счет
расширения общественного пространства, в пределах которого
доступно воспроизведение, максимально адекватное
оригинальному.
Артефакт
- это материальный носитель
эстетической/художественной информации. Множество артефактов
делится на классы оригиналов, копий или подделок.
Носитель
информации может быть универсальным
(свободно заменяемым без потерь информации) или уникальным
(информация и ее носитель неразделимы).
Поиск
универсального носителя - совершенствование
системы кодирования и записи информации.
В литературе: рукописная книга - печатный станок
(инкунабулы) - современная полиграфия (массовые тиражи).
В музыке: авторское исполнение - нотная запись
(камерные исполнения, публичные концерты) - механическая
запись, магнитная запись, радио и телетрансляция, цифровая
запись ... (общедоступное акустическое прослушивание).
Результат - адекватное воспроизведение оригинала в
тиражах литературы и музыки: слово равно слову, нота равна
ноте - решение проблемы корректного тиражирования.
Уникальный
носитель любого вида искусства на зрелом
этапе его развития становится универсальным. Эффективность
системы кодирования есть следствие общественной актуальности
данного вида искусства.
В
живописи косность, неизменность системы кодирования
не превратила уникальный носитель в универсальный. Отсюда -
некорректное тиражирование: от неадекватной оригиналу копии
или репродукции до имитации или криминальной подделки.
Современные
средства записи, хранения и
воспроизведения оцифрованных изображений решают центральную
проблему изобразительного искусства. Универсальный носитель
обеспечит адекватное воспроизведение информации (физического
пространства картины).
Информационные
технологии принципиально
переориентируют музей: во-первых, обеспечивая более надежное
хранение и более полное изучение экспонатов в музее-архиве,
во-вторых, превращая музей из места труднодоступного,
ритуального малоэффективного паломничества, в диспетчерский
пункт управления базами электронных изображений.