АДИТ'98. Тезисы доклада

А.С.Дриккер
Заведующий сектором отдела информатики
Государственного Русского музея,
Санкт-Петербург,
вицепрезидент АДИТ

 

Информационные носители и музей ХХI века.

  1. Основные задачи художественного музея: хранение и консервация художественных произведений; усиление роли и влияния их в культуре. Если решение первой задачи успешно реализуется практически, то для второй за долгие века не наметилось даже путей теоретических - музей остается мавзолеем или кладбищем произведений искусства.

  2. Общественная значимость вида искусства связана с "весом материи искусства" - произведением количества зрителей/читателей/слушателей на количество часов, посвященных ими данному виду.

  3. Тождественные пути всех видов - от локального влияния к расширению аудитории и ее всеобщему охвату за счет расширения общественного пространства, в пределах которого доступно воспроизведение, максимально адекватное оригинальному.

  4. Артефакт - это материальный носитель эстетической/художественной информации. Множество артефактов делится на классы оригиналов, копий или подделок.

  5. Носитель информации может быть универсальным (свободно заменяемым без потерь информации) или уникальным (информация и ее носитель неразделимы).

  6. Поиск универсального носителя - совершенствование системы кодирования и записи информации.
    В литературе: рукописная книга - печатный станок (инкунабулы) - современная полиграфия (массовые тиражи).
    В музыке: авторское исполнение - нотная запись (камерные исполнения, публичные концерты) - механическая запись, магнитная запись, радио и телетрансляция, цифровая запись ... (общедоступное акустическое прослушивание).
    Результат - адекватное воспроизведение оригинала в тиражах литературы и музыки: слово равно слову, нота равна ноте - решение проблемы корректного тиражирования.

  7. Уникальный носитель любого вида искусства на зрелом этапе его развития становится универсальным. Эффективность системы кодирования есть следствие общественной актуальности данного вида искусства.

  8. В живописи косность, неизменность системы кодирования не превратила уникальный носитель в универсальный. Отсюда - некорректное тиражирование: от неадекватной оригиналу копии или репродукции до имитации или криминальной подделки.

  9. Современные средства записи, хранения и воспроизведения оцифрованных изображений решают центральную проблему изобразительного искусства. Универсальный носитель обеспечит адекватное воспроизведение информации (физического пространства картины).

  10. Информационные технологии принципиально переориентируют музей: во-первых, обеспечивая более надежное хранение и более полное изучение экспонатов в музее-архиве, во-вторых, превращая музей из места труднодоступного, ритуального малоэффективного паломничества, в диспетчерский пункт управления базами электронных изображений.