АДИТ'98. Текст доклада

А.В.Лебедев
Главный научный сотрудник
лаборатории музейного проектирования
Российского института
культурологии МК РФ и РАН,
доктор искусствоведения

КОНЕЦ НАЧАЛЬНОЙ ПОРЫ
Интернет и проблемы инфоэтики

     Владимир Уваров из города Липецка – поклонник Николая Константиновича Рериха. Он создает обширный сайт под названием "Web-Музей Н.К.Рериха в Липецке", преисполненный гордости ставит на нем свое имя и принимает поздравления[1]. Сайт действительно впечатляет: здесь и произведения, и фотоархив, и документы, и теоретические труды художника. Остается только удивляться широте человеческих возможностей: откуда у программиста из города Липецка такие глубокие рериховедческие познания? Как у одного человека хватило сил, чтобы собрать и осмыслить этот огромный материал? В данном случае, отгадка проста...

     "Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете керосиновой лампы: "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты". Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика!"[2]. Простим Остапу Бендеру его заблуждение – он вспомнил на рассвете. Что же касается Владимира Уварова, то у него с августа 1997 года память так и не восстановилась. Придется протянуть руку помощи в борьбе с затянувшимся приступом амнезии.

     В 1996 году Рериховским центром духовной культуры совместно с Лабораторией оптической телеметрии был выпущен CD-ROM диск "Николай Рерих". Дороги в России все еще плохи, и диску понадобился год, чтобы доехать от Москвы до Липецка. А дальше... В общем, заниматься сканированием Уварову не пришлось. Он "содрал" диск практически целиком, начиная со структуры сценария и кончая архивными фотографиями... После этого он немножко подпортил дизайн и внес собственную лирическую ноту в названия некоторых рубрик, например, в разделе "Живопись" переименовал серию "Гималаи" в "Гималаи Священные". Пожалуй, единственное, что не заинтересовало липецкого рериховеда – это длинный перечень авторов и разработчиков диска, занимающий в нем три экрана. Не привлекли его внимания также логотипы, копирайты, и прочие несущественные детали, набранные мелким шрифтом. Тем самым наш герой вписал новую страницу в историю компьютерного пиратства. Раньше CD-ROMы крали ради наживы, а вот Уваров возжаждал славы. Я повидал много торговцев ворованным soft'ом. Люди они разные, но ни от одного из них я не слышал утверждения, что это именно он, лично, на прошлой неделе разработал Windows'95, а потому сейчас стоит на "Горбушке" и с высоко поднятой головой его продает.

     Конечно, Уваров – парень лихой. Под двумя статьями ведь ходит! Во-первых, есть закон об авторском праве. Но это ладно, в случае чего речь пойдет о какой-то поддающейся осмыслению сумме. А вот если производители подадут в суд на возмещение упущенной прибыли, это будет круто...

     Впрочем, все мои рассуждения о мотивах поступков Владимира Валентиновича Уварова – не более как гипотеза. Возможно, дело обстоит проще и хуже. Не исключено, что Уваров искренне полагает себя творцом рериховского сайта. И не поместил имен создателей CD-ROMа не по злому умыслу, а потому что не придал этому значения. Был бы пограмотнее, мог бы написать где-нибудь неброско внизу: "При подготовке сайта использованы материалы диска такого-то фирмы такой-то, сценарий - Иванова, составление - Петрова, дизайн - Сидорова". И при этом искренне продолжать считать себя автором проделанной работы, не понимая, что просто перелил не им изготовленный коньяк в другую бутылку. Вот это и есть самое страшное... Потому что подобного в российском Интернете – пруд пруди!

     Почему, когда мы заходим на американский поисковый сервер в самый простой список ссылок, то первое, что мы видим – это имя ученого, который его составлял. А иногда и биографию с фотографией[3]. У нас, в России, я тоже хочу знать имя автора. Именно автора, а не программиста, цеплявшего линки! Я нисколько не собираюсь умалять заслуг web-мастеров. На протяжении нескольких лет они были первопроходцами новых технологий. Но вслед за ними пришли ученые, исследователи, люди с именами в науке. И если сегодня мы видим хороший сайт, то дело тут не только и не столько в web-мастере, сколько в профильном специалисте, готовившем его наполнение. Книга может быть издана на мелу и на газетной бумаге, иметь коленкоровый переплет и мягкую обложку, но приобретаем мы ее, в первую очередь, за текст... За имя автора, написанное на обложке.

     Человек, интересующийся искусством рубежа XIX – XX столетий, сразу купит книгу по русскому авангарду, если ее автор – Д.В.Сарабьянов или Г.Г.Поспелов. А если кто другой – еще подумает. Возможно, он поинтересуется также названием издательства, именами художника и верстальщика. Но не они сыграют решающую роль в принятии решения.

     В Интернете эпоха безымянных героев тоже подошла к концу. И я хочу сказать не о карающем мече Закона, нависшем над плагиаторами, а о моральной стороне проблемы. В последнее время все чаще звучит слово инфоэтика. Но употребляют его, главным образом, когда речь идет о вещах вопиющих, например, о необходимости применения санкций за размещение в Интернет детской порнографии. Вопрос крайне острый, но к музейному Интернету прямого отношения не имеющий. К нам, музейным специалистам, Интернет повернулся иной, тоже не очень симпатичной своей стороной. Потный вал вдохновения вынес на поверхность огромное число дилетантов, не имеющих даже смутного представления о правовых нормах и издательской этике. Отдадим себе отчет в том, что система юридических санкций за допускаемые ими нарушения заработает не скоро. Ибо подавать на них в суд начнут только тогда, когда они станут получать прибыль. А произойдет это не завтра. Плагиаторы-энтузиасты, романтики бескорыстных краж еще долго будут выдирать с мясом куски чужих сайтов и сканировать книжки с той же легкостью и безнаказанностью, с какой они привыкли воровать программное обеспечение.

     Я не предлагаю открывать на них загонную охоту. Мой призыв прямо противоположного свойства. Переведем разговор из плоскости юридической в плоскость этическую. Давайте сами будем строго следовать нормам профессиональной этики и не скрывать своего отношения к тем, кто их нарушает. А нормы эти просты и стары как книжный мир:
    

  • Не следует подписывать своим именем чужую работу, даже если ты перевел ее на новый носитель. Если программист Иванов ввел в компьютер антологию английской поэзии XIX века, составленную литературоведом Петровым, то недостаточно подписать ее "web-мастер Иванов", надо указать еще: "Автор-составитель Петров".
  • Воспроизводить работу можно только с разрешения ее автора. Нельзя отсканировать и положить на сайт понравившуюся тебе журнальную статью, не получив согласия того, кто ее написал.
  • При цитировании необходимо точно обозначать границы авторского текста и указывать источник цитирования. Под авторским текстом я подразумеваю, в данном случае, не только текст, написанный словами, но и любой результат творческой деятельности (например, использованные в сайте элементы чужого дизайна).
  • Нельзя забывать о тех, кто готовил информацию. Музейным работникам не нужно объяснять, какой огромный труд стоит порой за простой датой на этикетке, за короткой фразой, начинающейся словами: "По уточненным данным...". Нас не удивляет академический каталог с авторским коллективом из 20-30 человек. Сайт – тоже издание. И в нем должны действовать те же законы. В качестве редкого положительного примера хочу привести официальный сайт ГМЗ "Московский Кремль"[4], где указаны авторы даже самых незначительных информационных текстов. Так и надо делать!

     Вообще, по моему глубокому убеждению, Интернет вступает в авторскую фазу. Пользователь глобальной сети на глазах становится человеком образованным. Его интересует не столько яркая затейливая упаковка, сколько качества начинки. Не надо морочить ему голову. Укажите крупным шрифтом на первой странице, кто делал наполнение данного сайта, а он сам решит стоит или не стоить ему тратить время на загрузку второй.

     16 апреля 1998 г.

* * *

     Работа над текстом этого доклада была завершена к середине апреля. За истекший месяц произошли три маленьких, но заслуживающих внимания события. Руководитель проекта "Музеи России в Интернет" К.А.Наседкин обратился к В.В.Уварову с письмом, где задал риторический вопрос: "Не стоит ли упомянуть то обстоятельство, что сайт "Web-музей Н.К.Рериха" сделан на основании CD-ROMа?" И получил ответ: "Нет, не стоит". После этого тезисы доклада с претензиями к г-ну Уварову были помещены в Интернет и – о чудо! – со второго захода помогло: аккурат на майские праздники в главном меню сайта появился пункт "О создателях..."[5].

     Вот и не верь после этого в волшебную силу слова! Впрочем, собственно о создателях там ничего не сказано. Лишь в общем виде перечислены источники информации. И хотя главный из них – CD-ROM "Николай Рерих" – в приведенном перечне скромно притулился где-то между газетой "Знамя мира" (г. Томск) и Духовным центром "Орифламма" (г. Донецк), но и это уже большой шаг. Ибо посетителю, по крайней мере, ясно, что Владимир Уваров не является автором контента, что были некие люди которые нашли, осмыслили и систематизировали огромный материал, поставленный им в Интернет. Теперь дело за малым: сообщить их имена.

     Понятно, что речь идет исключительно об этической стороне дела. С правовой точки зрения назвать имена недостаточно – надо получить разрешение авторов на публикацию их работы (сценарной, составительской, дизайнерской и пр.).

     Когда я писал этот доклад, то старался всячески удерживать себя от патетического тона. Удалось это не в полной мере. И перечитав написанное, я сказал сам себе: "Да, в конце не хватает только явления раскаявшегося грешника". Как ни странно, в некотором смысле оно состоялось...

     5 мая 1998 г.


 1 http://www.lipetsk.ru/~roerich/index.html   ,  http://www.lipetsk.ru/~roerich/gostbuk.html
 2 И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок.
 
3 См., например, сервер "Art History Resources on the Web" (http://witcombe.bcpw.sbc.edu/ARTHLinks.html), открывающийся справкой о составителе – профессоре истории искусства из Вирждинии Кристофере Виткомбе (http://witcombe.bcpw.sbc.edu/Witcombe.table.html)
 4 http://www.kremlin.museum.ru/mus_mk_r.htm
 5 http://www.lipetsk.ru/~roerich/sozdatel.htm