АДИТ'98. Доклад

Лагутин Антон Борисович
Ответственный хранитель
Музея археологии Москвы
lagutin@orc.ru

Сайт истории города,
как форма виртуального
историко-краеведческого музея

     Последнее время не только за рубежом, но и в российской части Всемирной паутины появляется все больше и больше музейных сайтов. Ссылки на многие из них из них можно найти на сервере "Музеи России". Есть среди них и сайты городских, уездных и губернских исторических или историко-краеведческих музеев.
     Сами по себе эти музеи существенно отличаются от таких всемирно известных собраний как Эрмитаж или Третьяковка. В коллекциях подобных музеев, как правило, отсутствуют "вещи в себе", то есть работы великих мастеров или высокохудожественные произведения прикладного искусства, которые не нуждаются в особых комментариях. Основу фондов, а стало быть, и экспозиций подобных музеев составляют палеонтологические, археологические и этнографические коллекции, собрания документов и вещей, а также изобразительный ряд, так или иначе, относящиеся к естественной и общественной истории данного региона. Притом, что самые эффектные вещи, происходящие из данной местности, как правило, давно осели в центральных собраниях, типа Государственного исторического музея, Кунц-камеры, Эрмитажа или Третьяковки. Соответственно и подход к подаче подобного материала должен существенно отличаться от работы с произведениями Микельанжело или Рублева, дамасскими клинками или скифским золотом.
     В повседневной практике работы с "физическими" краеведческими музеями все отмеченное выше является безусловной аксиомой и не нуждается ни в каком доказательстве. К сожалению, иначе обстоит дело с виртуальными музеями подобного рода. В большинстве случаев это лишь рекламные сайты. Хорошо если на нем содержится информация с музейного автоответчика, т.е. текстовая информация о режиме работы музея, его контактные и справочные телефоны (почему-то, эта очевидно-необходимая часть подобного сайта встречается сравнительно редко1). Чаще всего, на подобных сайтах, как и на сайтах любых других музеев, можно, среди прочего, найти достаточно краткую информацию о фондах и экспозиции (или экспозициях), сопровождаемую разным количеством иллюстраций2.
     Таким образом, мы имеем дело с эдакими виртуальными вариантами буклетов или брошюр, продающихся в музейных киосках. Но беда в том, что, купив (или в редких случаях получив вместе с билетом) подобный буклет, посетитель попадает в сам музей. Буклет помогает ориентироваться на экспозиции, остается на память о посещении музея. Получить же из буклета хоть какое-то представление о музее, не посещая его, как правило, достаточно трудно.
     Теперь давайте представим себе ситуацию, что на подобный сайт-буклет музея истории, предположим, Хакасии3 заходит человек из Воронежа, благо всемирная паутина не ставит ни каких барьеров для подобного визита. Предположим, человек этот заходит туда не из праздного любопытства, а потому, что по каким-то причинам он живо интересуется историей (палеонтологией, археологией, этнографией) означенной Хакассии. Встает вопрос: какую полезную для себя информацию может вынести с подобного сайта данный посетитель? Потерпев фиаско в этом месте, наш любитель хакасской старины пытается найти другой, теперь уже виртуальный музей или просто сайт истории Хакасии. С вероятностью 90 % можно утверждать, что он не найдет ничего подобного, потому что ничего подобного, скорее всего, просто нет в сети.
     Подобных виртуальных историко-краеведческих музеев, а тем паче сайтов истории городов, уездов или губерний в русскоязычной части всемирной паутины катастрофически мало. И это не смотря на крайнюю востребованность такого рода ресурсов – тяга к родной истории сейчас достаточно велика. Качество же существующих подобных сайтов в большинстве случаев оставляет желать много лучшего4. Причин на мой взгляд две. Первая это большие проблемы с финансированием подобных проектов. Но об этом мы поговорим отдельно. Вторая, причина состоит в отсутствии четкой разработанной концепции их существования и развития. Концепций этих может быть сколь угодно много, пусть даже у каждого сайта своя, но они должны БЫТЬ!
     В этой работе я рискну предложить свою схему существования подобного виртуального музея, и способе подачи информации в нем.
     С точки зрения автора, именно сайт истории отдельной территории или города может стать универсальным источником информации о прошлом данной местности. Более того, он может и должен совместить в себе виртуальный музей и историко-краеведческий лекторий. На страницах подобного сайта имеет смысл разместить подробную, последовательно изложенную популярную историю рассматриваемой территории, снабженную максимально богатым иллюстративным рядом. Сайт должен включать в себя текстовую и визуальную информацию по общественно-политической и экономической истории, материальной культуре, истории градостроительства, быта и т. д. Иллюстрациями могут служить фотографии и рисунки археологических и этнографических вещей, памятников истории, культуры и архитектуры, картины и старые фотографии отражающие историю территории, исторические карты и схемы и многое многое другое, связанное с прошлым. Зачастую тут можно будет соединить воедино то, что не возможно сочетать в "физической" экспозиции.
     С технической стороны можно отметить желательность разбиения данной информации в максимальном количестве небольших глав сиречь файлов, дабы, не смотря на обилие иллюстраций, "посещение" сайта не вызывало бы больших проблем у пользователей сетевых компьютеров с невысокой скоростью передачи данных.
     Само собой эти небольшие файлы должны быть снабжены максимально удобной системой навигации. Пожалуй, целесообразно организовать постоянное присутствие на экране отдельного навигационного фрейма со ссылками на основные части сайта. Отдельные главы-файлы стоит завязать в простую и логичную систему и максимально дробно рубрифицировать по средству внутренних закладок. В этом случае специальный файл, ссылка на который присутствовала бы в навигационном фрейме, должен содержать развернутое оглавление, включающее как названия глав, так и внутренние закладки.
     Кроме основной части, то есть собственно иллюстрированной истории региона, сайт может содержать много различных приложений. Из необходимых стоит отметить список литературы по истории археологии, этнографии, палеонтологии края. Можно также создать коллекцию ссылок на близкие по тематике сайты, картинную галерею, фотовыставку раздел для профессионалов – историков, археологов и т.д. Впрочем здесь нет и не может быть никаких рецептов – фантазия и вдохновение лучшие советчики в этом вопросе.
     Пожалуй, наибольшая проблема, встающая при создании подобного сайта, это уже упомянутые финансы. Динамично развивающийся сайт, во всяком случае, на начальном этапе, требует постоянной (а не факультативной) кропотливой работы хотя бы одного человека, а лучше группы профессионалов в разных областях общественной и естественной истории, а также современных компьютерных технологий. Дабы оставаться на уровне современной науки и технологии в дальнейшем, по мнению автора, сайт должно обслуживать, как минимум два человека – историк и веб-мастер. Причем, как на начальном этапе, так и в дальнейшем, должна существовать возможность привлечения к созданию и развитию сайта на временной коммерческой основе, что называется, сторонних специалистов.
     Позитивным и одновременно негативным примером начала работы над подобным проектом может служить сайт "История Москвы", создателем, автором и веб-мастером которого является автор. Сайт начинался летом 1997 года, как небольшая текстовая страничка с минимумом иллюстраций на сайте одной из московских рекламных фирм. Затем он "перекочевал" в качестве личной странички на сервер московского интернет-провайдера компании ORC. В декабре 1997 года "История Москвы" выиграла конкурс личных страничек сервера и получила доменное имя третьего уровня, а также 6 Mb дискового пространства на сервере. В течение всего этого времени сайт интенсивно развивался, притом, что автор продолжал заниматься сайтом почти в полном одиночестве в свободное от основной работы время и на собственные средства.
     Последнее время, ввиду крайней загруженности автора на основной работе и полного отсутствия какого-либо финансирования, для привлечения сторонних специалистов, работа над сайтом ведется крайне не регулярно и, к сожалению, чрезвычайно медленно. Попытки же найти спонсоров пока ни к чему не привели.

 



     1. Подробнее об этом см. А.В.Лебелев. МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ИНТЕРНЕТ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Доклад на АДИТ-98. <назад
     2. Классификацию отечественных и зарубежных музейных сайтов и виртуальных музеев можно также найти в упомянутом докладе А.В.Лебелева <назад
     3. на самом деле или нет. Дай Бог, чтобы . Автору не известно существует подобный сайт существовал. Отсутствие же конкретных ссылок на музейные сайты в этой части статьи продиктовано нежеланием делать, кому бы то ни было антирекламу - существование в наше время любой пусть даже примитивной странички музея уже благо. Все остальное, будем надеяться приложится со вре-менем.<назад
     4. По тем же причинам, что и в первом случае, обойдемся без конкретных ссылок.<назад