АДИТ'98. Тезисы доклада

Ноль Лев Яковлевич
Заведующий отделом информатики
Государственного музея изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина,
кандидат технических наук

Музеи и компьютерное образование

Введение 

    Процесс внедрения новых информационных технологий в деятельность музеев характеризуется тремя основными аспектами:

    • оснащение музея необходимыми техническими средствами (компьютеры, телекоммуникационное оборудование и т.д.)
    • создание и внедрение специализированного программного обеспечения (в широком смысле понимания)
    • организационные мероприятия, обеспечивающие внедрение и эксплуатацию аппаратно-технологического комплекса. Одно из важнейших мероприятий - это подготовка персонала музея к работе с современными средствами информатики. Именно этот аспект рассматривается в докладе.

    Подготовка персонала музея к работе с современными средствами информатики предусматривает два основных направления:
    • проблемное обучение по теме "Новые информационные технологии в музее" для сотрудников, работающих в настоящее время в музее и проходящих переподготовку в учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) (ПРОГРАММА-1).

    Как правило, это категория специалистов, имеющих опыт практической работы в музее в течение нескольких лет (иногда - нескольких десятков лет), обладающих способностью самостоятельно оценить недостатки существующей технологии работы с музейной информацией, понять и оценить возможные пути совершенствования информационной деятельности в музее. К сожалению, большинство из них не знакомы (или очень слабо знакомы) с основами информатики и в силу определенного консерватизма (порою усугубляемого возрастом) испытывают затруднения в освоении методов и средств информатики,
  • обучение студентов в рамках университетских программ подготовки по специальности "Музеология", входящей в квалификационный перечень блока гуманитарных профессий (ПРОГРАММА-2, базовый курс).

    Эта категория обучающихся как правило не имеет практического опыта работы в музее (или имеет очень малый опыт), но зато знакома с основами информатики, имеет определенные навыки работы с компьютером.
    Строго говоря, существует еще одна разновидность обучения музейных сотрудников: обучение непосредственно в музее собственными силами специалистов-информатиков музея. Нисколько не занижая значимости такой формы обучения, мы, тем не менее рассматривать ее не будем, так как говорить о каком-либо единстве содержания и методов таких программ вряд ли можно.

    Дадим краткую историческую справку возникновения и совершенствования этих программ.

Исторический аспект

    Еще с начала 80-х годов в Российском институте переподготовки работников культуры, искусства и туризма Минкультуры Российской Федерации (РИПРКИТ, ранее - Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры Минкультуры СССР) было организовано обучение для музейных специалистов по проблемам применения компьютеров в музеях.
    Первоначально программа обучения формировалась интуитивно. Она была ориентирована в основном на чтение лекций, знакомящих слушателей с теоретическими основами информатики, с зарубежным опытом применения компьютеров в музеях. Практические занятия ограничивались знакомством с опытом создания АИС в Центральном музее революции СССР - единственной на тот период времени системой в России, реализованной на МИНИ-ЭВМ, установленной в ВЦ Минкультуры СССР.
    К концу 80-х- началу 90-х годов ситуация изменилась: в стране появились персональные компьютеры (весьма, правда, примитивные), накопился определенный методический потенциал. Это позволило в 1988 году разработать и утвердить Учебную программа курса "Применение ЭВМ в музеях", в соответствии с которой и строился весь учебный процесс в РИПРКИТ, который включал уже основы работы на ПК, освоение АРМ-МУЗЕЙ. Изменились и формы обучения: помимо лекций существенный объем был выделен для проведения семинаров, для практических работ.
    К середине 90-х годов стало очевидным, что и эта программа устарела (причины вряд ли нуждаются в комментариях), и поэтому в 1997 году она была в корне переработана.

Учебные программы сегодня

    Для музейных специалистов базовой является учебная программа курса "Новые информационные технологии" редакции 1997 года, в соответствии с этой программой проводится в настоящее время обучение в рамках переподготовки РИПРКИТ (ПРОГРАММА-!). Основная форма обучения - специализированный курс в рамках проблемного повышения квалификации, с отрывом от производства, 72 академических часа. В зависимости от конкретного состава группы тематический план может уточняться. Кроме того, предусмотрена возможность организовать обучение по модифицированной программе: курс 18 - 36 академических часов в рамках переподготовки (дополнительное профессиональное образование, рассчитанное на 2 года, 4 семестра), индивидуальная стажировка по специальной программе.
    Для студентов курс "Новые информационные технологии в музеях", рассчитанный на 36 академических часов, был впервые прочитан в 1997 году на факультете музеологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (насколько это известно автору, ранее такой курс не читался ни в одном высшем учебном заведении России). В настоящее время этот курс введен в блок базовых дисциплин учебного плана (ПРОГРАММА-2).
    Тематически и содержательно обе программы весьма близки, как это видно из прилагаемой таблицы. Различие можно наблюдать в методических подходах к построению учебных программ, в организации обучения, что определяется разницей в практическом опыте музейной работы и подготовленности в области информатики этих двух категорий обучающихся.

Совершенствование учебных программ.

    Мы предусматриваем два направления развития учебных программ.
    Первое - это совершенствование существующих базовых программ, в том числе:

  • постоянное обновление тематики и содержания программ по мере создания и внедрения в музеях новых, усовершенствованных информационных технологий (при условии сохранения выделенных академических часов),
  • совершенствование методики обучения, в частности широкое использование демонстрационных материалов на видеокассетах, CD-ROM, музейных сайтов, доступных через ИНТЕРНЕТ,
  • создание и реализация на CD-ROM компьютерных версий обучающей программы,
  • создание системы дистанционного образования, обеспечивающей доступ к учебной программе через сеть ИНТЕРНЕТ.

    Введение формы дистанционного обучения может существенно изменить как баланс различных форм обучения (лекции, практические занятия в лабораториях института и непосредственно в музеях, консультации и др.), так и сами функции учебного центра

    Второе - создание новой дополнительной учебной программы, которая давала бы возможность получения специализации "Новые информационные технологии в музее" с соответствующей записью в дипломе. Цель такой программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно участвовать в разработке, внедрении и эксплуатации новых информационных технологий в музее. Эта программа будет включать серию спецкурсов (10 - 12, общий объем - около 300 академических часов), рассчитанных на достаточно глубокое изучение всех необходимых теоретических разделов информатики, подробное знакомство с методами создания и внедрения информационно-технологических комплексов в музеях, практическое ознакомление с автоматизированными информационными системами, эксплуатируемыми в федеральных и региональных музеях.
    В настоящее время эта программа находится в стадии разработки. В ее создании принимают участие сотрудники специализированных кафедр РГГУ, ведущих российских музеев, НИИ культуры Минкультуры РФ.

Тематический план курса

 

РГГУ РИПРКИТ

Тема

лекций практ. всего лекций практ. всего
ТЕМА 1. Информатизация в музеях: историография, современное состояние, перспективы.

2

 

2

2

 

2

ТЕМА 2. Автоматизированные информационные системы в музеях АИС-МУЗЕЙ : общая концепция.

2

 

2

2

 

2

Тема 3. Обработка текстов в АИС-МУЗЕЙ

2

4

6

2

4

6

Тема 4. Обработка изображений в АИС-МУЗЕЙ.

2

4

6

2

4

6

Тема 5. Мультимедиа в музее

 

4

4

2

4

6

Тема 6. Аппаратные средства АИС МУЗЕЙ

 

4

4

 

 

 

Тема 6а Технические средства информатизации: характеристики современного компьютерного оборудования

 

 

 

2 6 8
Тема 6б Современные инструментальные программные средства

 

 

 

2 8 10
ТЕМА 7 Опыт внедрения АИС МУЗЕЙ в музеях России

 

4

4

 

 

 

ТЕМА 7а Автоматизированное рабочее место сотрудника регионального музея

 

 

 

2

8

10

ТЕМА 7б Автоматизированные информационные системы о коллекциях крупных музеев: нестандартные решения

 

 

 

 

12

12

Тема 8. Понятие об открытом информационном обществе. ИНТЕРНЕТ и музеи

2

4

6

2

6

8

Тема 10. Международное сотрудничество в сфере информатизации музеев

2

 

2

2

 

2

ИТОГО 12 24 36 20 52 72