|
АДИТ'98. Тезисы доклада
Ноль Лев Яковлевич
Заведующий отделом информатики
Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина,
кандидат технических наук
Музеи и компьютерное образование
Введение
Процесс внедрения новых информационных
технологий в деятельность музеев характеризуется тремя основными аспектами:
- оснащение музея необходимыми техническими средствами (компьютеры, телекоммуникационное
оборудование и т.д.)
- создание и внедрение специализированного программного обеспечения (в широком
смысле понимания)
- организационные мероприятия, обеспечивающие внедрение и эксплуатацию
аппаратно-технологического комплекса. Одно из важнейших мероприятий - это
подготовка персонала музея к работе с современными средствами информатики.
Именно этот аспект рассматривается в докладе.
Подготовка персонала музея к работе с современными средствами
информатики предусматривает два основных направления:
- проблемное обучение по теме "Новые информационные технологии в музее" для сотрудников,
работающих в настоящее время в музее и проходящих переподготовку в учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) (ПРОГРАММА-1).
Как
правило, это категория специалистов, имеющих опыт практической работы в музее в течение
нескольких лет (иногда - нескольких десятков лет), обладающих способностью самостоятельно
оценить недостатки существующей технологии работы с музейной информацией, понять и оценить
возможные пути совершенствования информационной деятельности в музее. К сожалению,
большинство из них не знакомы (или очень слабо знакомы) с основами информатики и в
силу определенного консерватизма (порою усугубляемого возрастом) испытывают затруднения
в освоении методов и средств информатики,
- обучение студентов в рамках университетских программ подготовки по специальности
"Музеология", входящей в квалификационный перечень блока гуманитарных профессий
(ПРОГРАММА-2, базовый курс).
Эта
категория обучающихся как правило не имеет практического опыта работы в музее (или имеет
очень малый опыт), но зато знакома с основами информатики, имеет определенные навыки работы
с компьютером.
Строго
говоря, существует еще одна разновидность обучения музейных сотрудников: обучение
непосредственно в музее собственными силами специалистов-информатиков музея. Нисколько
не занижая значимости такой формы обучения, мы, тем не менее рассматривать ее не будем,
так как говорить о каком-либо единстве содержания и методов таких программ вряд ли можно.
Дадим
краткую историческую справку возникновения и совершенствования этих программ.
Исторический аспект
Еще
с начала 80-х годов в Российском институте переподготовки работников культуры, искусства
и туризма Минкультуры Российской Федерации (РИПРКИТ, ранее - Всесоюзный институт повышения
квалификации работников культуры Минкультуры СССР) было организовано обучение для музейных
специалистов по проблемам применения компьютеров в музеях.
Первоначально программа обучения формировалась интуитивно.
Она была ориентирована в основном на чтение лекций, знакомящих слушателей с теоретическими
основами информатики, с зарубежным опытом применения компьютеров в музеях. Практические
занятия ограничивались знакомством с опытом создания АИС в Центральном музее революции
СССР - единственной на тот период времени системой в России, реализованной на МИНИ-ЭВМ,
установленной в ВЦ Минкультуры СССР.
К концу 80-х- началу 90-х годов ситуация изменилась:
в стране появились персональные компьютеры (весьма, правда, примитивные), накопился
определенный методический потенциал. Это позволило в 1988 году разработать и утвердить
Учебную программа курса "Применение ЭВМ в музеях", в соответствии с которой и строился
весь учебный процесс в РИПРКИТ, который включал уже основы работы на ПК, освоение
АРМ-МУЗЕЙ. Изменились и формы обучения: помимо лекций существенный объем был выделен
для проведения семинаров, для практических работ.
К середине 90-х годов стало очевидным, что и эта программа
устарела (причины вряд ли нуждаются в комментариях), и поэтому в 1997 году она была в корне
переработана.
Учебные программы сегодня
Для музейных специалистов
базовой является учебная программа курса "Новые информационные технологии" редакции 1997
года, в соответствии с этой программой проводится в настоящее время обучение в рамках
переподготовки РИПРКИТ (ПРОГРАММА-!). Основная форма обучения - специализированный курс
в рамках проблемного повышения квалификации, с отрывом от производства, 72 академических
часа. В зависимости от конкретного состава группы тематический план может уточняться.
Кроме того, предусмотрена возможность организовать обучение по модифицированной программе:
курс 18 - 36 академических часов в рамках переподготовки (дополнительное профессиональное
образование, рассчитанное на 2 года, 4 семестра), индивидуальная стажировка по специальной
программе.
Для студентов курс
"Новые информационные технологии в музеях", рассчитанный на 36 академических часов,
был впервые прочитан в 1997 году на факультете музеологии Российского Государственного
Гуманитарного Университета (насколько это известно автору, ранее такой курс не читался
ни в одном высшем учебном заведении России). В настоящее время этот курс введен в блок
базовых дисциплин учебного плана (ПРОГРАММА-2).
Тематически и содержательно обе программы весьма близки,
как это видно из прилагаемой таблицы. Различие можно наблюдать в методических подходах к
построению учебных программ, в организации обучения, что определяется разницей в практическом
опыте музейной работы и подготовленности в области информатики этих двух категорий
обучающихся.
Совершенствование учебных программ.
Мы
предусматриваем два направления развития учебных программ.
Первое - это совершенствование существующих
базовых программ, в том числе:
- постоянное обновление тематики и содержания программ по мере создания и внедрения
в музеях новых, усовершенствованных информационных технологий (при условии сохранения
выделенных академических часов),
- совершенствование методики обучения, в частности широкое использование демонстрационных
материалов на видеокассетах, CD-ROM, музейных сайтов, доступных через ИНТЕРНЕТ,
- создание и реализация на CD-ROM компьютерных версий обучающей программы,
- создание системы дистанционного образования, обеспечивающей доступ к учебной
программе через сеть ИНТЕРНЕТ.
Введение формы дистанционного обучения может существенно
изменить как баланс различных форм обучения (лекции, практические занятия в лабораториях
института и непосредственно в музеях, консультации и др.), так и сами функции учебного
центра
Второе - создание новой дополнительной
учебной программы, которая давала бы возможность получения специализации "Новые
информационные технологии в музее" с соответствующей записью в дипломе. Цель такой
программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно
участвовать в разработке, внедрении и эксплуатации новых информационных технологий в
музее. Эта программа будет включать серию спецкурсов (10 - 12, общий объем - около
300 академических часов), рассчитанных на достаточно глубокое изучение всех необходимых
теоретических разделов информатики, подробное знакомство с методами создания и внедрения
информационно-технологических комплексов в музеях, практическое ознакомление с
автоматизированными информационными системами, эксплуатируемыми в федеральных и
региональных музеях.
В настоящее время эта программа находится в стадии
разработки. В ее создании принимают участие сотрудники специализированных кафедр РГГУ,
ведущих российских музеев, НИИ культуры Минкультуры РФ.
Тематический план курса
|
РГГУ
|
РИПРКИТ |
Тема |
лекций |
практ. |
всего |
лекций |
практ. |
всего |
ТЕМА 1. Информатизация в музеях: историография, современное состояние, перспективы.
|
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
ТЕМА 2. Автоматизированные информационные системы в музеях АИС-МУЗЕЙ : общая концепция.
|
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
Тема 3. Обработка текстов в АИС-МУЗЕЙ
|
2 |
4 |
6 |
2 |
4 |
6 |
Тема 4. Обработка изображений в АИС-МУЗЕЙ.
|
2 |
4 |
6 |
2 |
4 |
6 |
Тема 5. Мультимедиа в музее
|
|
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
Тема 6. Аппаратные средства АИС МУЗЕЙ |
|
4 |
4 |
|
|
|
Тема 6а Технические средства информатизации: характеристики современного компьютерного оборудования |
|
|
|
2 |
6 |
8 |
Тема 6б Современные инструментальные программные средства |
|
|
|
2 |
8 |
10 |
ТЕМА 7 Опыт внедрения АИС МУЗЕЙ в музеях России |
|
4 |
4 |
|
|
|
ТЕМА 7а Автоматизированное рабочее место сотрудника регионального музея |
|
|
|
2 |
8 |
10 |
ТЕМА 7б Автоматизированные информационные системы о коллекциях крупных музеев: нестандартные решения |
|
|
|
|
12 |
12 |
Тема 8. Понятие об открытом информационном обществе. ИНТЕРНЕТ и музеи |
2 |
4 |
6 |
2 |
6 |
8 |
Тема 10. Международное сотрудничество в сфере информатизации музеев |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
ИТОГО |
12 |
24 |
36 |
20 |
52 |
72 |
|