АДИТ'98. Тезисы доклада

С.И.Сотникова
Декан факультета музеологии
Российского государственного
гуманитарного университета

О новых информационных технологиях в музейном образовании

     Активно идущий процесс компьютеризации всех сфер музейной деятельности делает актуальной корректировку концепции и учебных программ подготовки музейных кадров в высшей школе.

     Как известно, в рамках университетских программ подготовка специалистов осуществляется по специальности "Музеология", входящей в квалификационном перечне в блок гуманитарных профессий. В целом эта специальность отвечает европейскому магистру музеологии, хотя полного соответствия не может быть достигнуто ввиду различия принципов и структуры многоступенного (бакалавр-магистр) образования и пятилетней подготовки специалиста, предусмотренной российской программой подготовки в университете. И все же корреляция достигается введением специализации, позволяющей благодаря дополнительной (3-5 курсы) программе обеспечивать возможность получения углубленных знаний по профильным группам музеев или перспективным направлениям музейной деятельности, либо уникальным видам работы с памятниками.

     На факультете музеологии РГГУ, ведущем подготовку музеологов, в настоящее время существует и реализуется по мере востребования пакет программ специализаций по художественным музеям, атрибуции и экспертизе художественных произведений, а также различным видам реставрации и консервации музейных предметов (керамике, металлу, бумаге, пергамену и коже). В текущем учебном году открыта специализация по организации экскурсионно-туристической деятельности.

     Наиболее актуальной в настоящее время является для факультета разработка программы освоения будущими выпускниками материала по новым информационным технологиям в музейной деятельности.

     К настоящему времени можно говорить о двух формах и этапах работы в данном направлении, а именно:

  •     Во-первых, введении в блок базовых дисциплин учебного плана самостоятельной дисциплины "Новые информационные технологии в музейной деятельности". Эта дисциплина включена в стандарт подготовки специалиста-музеолога и второй год читается на нашем факультете. Кроме того, нами произведена некоторая корректировка содержания летней так называемой музейно-технологической практики путем введения компьютерной компоненты. Так, в прошлом году эта практика проходила в музеях Кремля (отдел информатики) в рамках производственных программ этого подразделения.
  •     Во-вторых, не менее перспективным, на наш взгляд, является разработка дополнительной программы, дающей возможность получения специализации по новым информационным технологиям с соответствующей записью в дипломе. В настоящее время начата разработка концепции и учебного плана. Программа предполагает серию (10-12) спецкурсов по теории, методике и практическим ознакомлением с ММП и программами, реализуемыми в центральных и региональных музеях.

     Существующий опыт реализации серии программ специализаций в РГГУ свидетельствует, что наиболее эффективным и результативным является привлечение для преподавания ведущих специалистов музеев и исследовательских центров соответствующих институтов отрасли. Так, реставрационные специализации реализуются с активным привлечением специалистов ведущего исследовательского института МК РФ - ГосНИИ Реставрации, причем занятия ведутся в лабораториях этого института в рамках исследовательских и производственных (реставрация предметов по заказам музеев.

     Нам представляется целесообразным и продуктивным активное привлечение на стадии разработки и реализации специалистов в области компьютерных технологий, объединенных в настоящее время в рамках АДИТ. Первые шаги к такому сотрудничеству уже сделаны, поскольку чтение базового курса, а также компьютерная музейная практика осуществлялись членами АДИТ А.В.Дремайловым и Л.Я.Нолем.