АДИТ'98. Тезисы доклада

Козловская Л.В.
Старший научный сотрудник,
Государственный музей городской скульптуры,
Санкт-Петербург.

Учетно-хранительская программа "Некрополь":
ее разработка и применение
в Государственном музее городской скульптуры

     1. Музей городской скульптуры необычен и в своем роде уникален - его собрания сосредоточены не в музейных залах и хранилищах, а под открытым небом, на площадях и улицах Санкт-Петербурга. В ведении музея находятся скульптурные памятники города XVIII-XXвв., а также многочисленные мемориальные доски на фасадах петербургских зданий. Вторым крупным разделом деятельности музея является изучение и охрана исторических надгробий старинных петербургских кладбищ и церквей-усыпальниц Александро-Невской лавры и Волковского кладбища ("Литераторские мостки").
     2. С 1993 г. в музее появились первые компьютеры и началось создание электронных баз данных по памятникам Некрополей 18-го века и мастеров искусств, Благовещенской и Лазаревской усыпальниц, мемориальным доскам и городским монументам. В настоящее время в научном отделе музея имеется 5 компьютеров: три - в отделе городских памятников, два - в отделе мемориальной скульптуры.
     3. Учетно-хранительская программа "Некрополь", на основе которой формируются базы данных по надгробным памятникам, была создана в 1994г. отделом мемориальной скульптуры (постановка задач) и музеем А.В.Суворова, оказавшем нашему музею неоценимую помощь своими программными разработками и постоянным содействием в освоении новой техники и новых методов работы. Программа работает в Norton commaner, согласована с Windows, все отчеты и выборки могут быть переведены в файлы формата Word, что значительно облегчает работу с базами данных. В настоящее время в основном оформились в более или менее полном виде базы по памятникам Благовещенской и Лазаревской усыпальниц, Некрополя мастеров искусств (всего 496 ед.), идет ввод данных по Некрополю 18-го века (ок.360 ед).
     4. Структура программы определяется двойственной спецификой надгробного памятника, двумя главными аспектами его изучения: с одной стороны, надгробие предстает как образец особого жанра скульптуры - мемориального (т.е. аспект художественный); с другой стороны, каждый памятник такого рода подразумевает информацию и о личности (т.е. аспект историко-биографический). В информационных полях программы фигурируют форма памятника, его описание, материал, размеры, топография, надписи и подписи, авторы, время, место и история создания надгробия, сведения о реставрационных работах, биографические сведения о том, кому установлен памятник. Основная сложность в заполнении полей связана с недостаточной разработанностью как типологии форм надгробий, так и принципиальной схемы научного описания погребальных памятников. Необходимо создание словарей-классификаторов по формам, терминологии, материалам.
     Особое внимание уделено системе поиска, что очень важно для обобщения и интерпретации. Поиск по отдельным полям и ключевым словам позволяет получить интересные обобщающие результаты, например, по хронологии погребений, формам надгробий, специфической (отображающей тему смерти и загробного бытия) символике в декоре, сословным, профессиональным группам и другим параметрам (например, памятники со скульптурными портретами, кавалеры российских и иностранных орденов, деятели театра, члены Академии наук, деятели российского флота и мн.др.).
     5. Работа с базами данных изображений только начинается: введены в компьютеры (через сканер с наиболее удачных фотоснимков) изображения памятников и деталей надгробий Благовещенской и Лазаревской усыпальниц, а также портреты похороненных в усыпальницах персон.
     6. Первые результаты и перспективы. Перевод учетно-хранительской документации на компьютерную основу позволяет более наглядно представить общую картину, производить быстрый и эффективный поиск по очень многим параметрам. Наличие законченных баз данных позволило достаточно быстро подготовить иллюстрированные каталоги надгробных памятников Благовещенской и Лазаревской усыпальниц (пока для внутримузейного пользования, но возможно и их издание).
     Полным ходом ведутся работы по подготовке в отделе городской скульптуры на основе электронной базы данных каталога по мемориальным доскам города; его издание - дело недалекого будущего.