|
АДИТ'98. Тезисы доклада
Козловская Л.В.
Старший научный сотрудник,
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.
Учетно-хранительская программа "Некрополь":
ее разработка и применение в Государственном музее городской скульптуры
1. Музей городской скульптуры необычен и в своем роде уникален - его собрания
сосредоточены не в музейных залах и хранилищах, а под открытым небом, на площадях
и улицах Санкт-Петербурга. В ведении музея находятся скульптурные памятники
города XVIII-XXвв., а также многочисленные мемориальные доски на фасадах
петербургских зданий. Вторым крупным разделом деятельности музея является
изучение и охрана исторических надгробий старинных петербургских кладбищ и
церквей-усыпальниц Александро-Невской лавры и Волковского кладбища ("Литераторские мостки").
2. С 1993 г. в музее появились первые компьютеры и началось создание электронных баз
данных по памятникам Некрополей 18-го века и мастеров искусств, Благовещенской и
Лазаревской усыпальниц, мемориальным доскам и городским монументам. В настоящее
время в научном отделе музея имеется 5 компьютеров: три - в отделе городских
памятников, два - в отделе мемориальной скульптуры.
3. Учетно-хранительская программа "Некрополь", на основе которой формируются базы
данных по надгробным памятникам, была создана в 1994г. отделом мемориальной
скульптуры (постановка задач) и музеем А.В.Суворова, оказавшем нашему музею
неоценимую помощь своими программными разработками и постоянным содействием
в освоении новой техники и новых методов работы. Программа работает в Norton
commaner, согласована с Windows, все отчеты и выборки могут быть переведены
в файлы формата Word, что значительно облегчает работу с базами данных. В настоящее
время в основном оформились в более или менее полном виде базы по памятникам
Благовещенской и Лазаревской усыпальниц, Некрополя мастеров искусств (всего 496 ед.),
идет ввод данных по Некрополю 18-го века (ок.360 ед).
4. Структура программы определяется двойственной спецификой надгробного памятника,
двумя главными аспектами его изучения: с одной стороны, надгробие предстает как
образец особого жанра скульптуры - мемориального (т.е. аспект художественный); с
другой стороны, каждый памятник такого рода подразумевает информацию и о личности
(т.е. аспект историко-биографический). В информационных полях программы фигурируют
форма памятника, его описание, материал, размеры, топография, надписи и подписи,
авторы, время, место и история создания надгробия, сведения о реставрационных работах,
биографические сведения о том, кому установлен памятник. Основная сложность в заполнении
полей связана с недостаточной разработанностью как типологии форм надгробий, так и
принципиальной схемы научного описания погребальных памятников. Необходимо создание
словарей-классификаторов по формам, терминологии, материалам.
Особое внимание уделено системе поиска, что очень важно для обобщения и интерпретации.
Поиск по отдельным полям и ключевым словам позволяет получить интересные обобщающие
результаты, например, по хронологии погребений, формам надгробий, специфической
(отображающей тему смерти и загробного бытия) символике в декоре, сословным,
профессиональным группам и другим параметрам (например, памятники со скульптурными
портретами, кавалеры российских и иностранных орденов, деятели театра, члены Академии
наук, деятели российского флота и мн.др.).
5. Работа с базами данных изображений только начинается: введены в компьютеры
(через сканер с наиболее удачных фотоснимков) изображения памятников и деталей
надгробий Благовещенской и Лазаревской усыпальниц, а также портреты похороненных
в усыпальницах персон.
6. Первые результаты и перспективы. Перевод учетно-хранительской документации на
компьютерную основу позволяет более наглядно представить общую картину, производить
быстрый и эффективный поиск по очень многим параметрам. Наличие законченных баз данных
позволило достаточно быстро подготовить иллюстрированные каталоги надгробных памятников
Благовещенской и Лазаревской усыпальниц (пока для внутримузейного пользования, но возможно
и их издание).
Полным ходом ведутся работы по подготовке в отделе городской скульптуры на основе
электронной базы данных каталога по мемориальным доскам города; его издание - дело
недалекого будущего.
|