АДИТ'98. Тезисы доклада

О.М.Киссель
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
e-mail: olga_k@pop3.rcom.ru
тел: (812) 315-43-12

Мультимедиа и музейный посетитель

     Применение информационных технологий в музее первоначально связывалось с каталогизационной функцией музея - созданием баз данных музейных коллекций : набором структурированных текстовых записей о музейных предметах. .Дальнейшее развитие компьютерных технологий, позволившее хранить в цифровом виде не только текстовую информацию, но и изображения, дало новые возможности музею для создания "мультимедийных " архивов: являющихся основой для научно-исследовательской, хранительской и образовательной музейной деятельности.
     Современный музей все шире использует компьютерные технологии в экспозиционной и выставочной деятельности. Это является современным продолжением традиции интерпретации музейных "инсталляций", когда посетитель не только знакомится с произведением искусства, но и получает информацию, читая этикетки , аннотации, объясняющие выставку или экспозицию. Мультимедийные компьютерные системы можно рассматривать как современный уровень подачи информации посетителю, но не только.Они часто являютя дополнением экспозиции, обеспечивают "погружение" посетителя в идею, тему выставки, объясняют концепцию экспозиции. Яркий пример этому - выставка Давида Бурлюка в Государственном Русском музее. Ограниченное выставочное пространство не дало возможности показать уникальные архивные материалы , раскрывающие личность художника, что для этой выставки имело первостепенное значение. Была разработана мультимедийная программа "Отец российского футуризма". Само название программы дало ключ к пониманию выставки.
     Возникает ряд вопросов:

  • Увеличивает ли мультимедиа информативность музейных выставок?
  • Расширяет ли мультимедиа границы музейной образованности?
  • Не становится ли компьютерный экран более привлекательным, чем сама экспозиция? Не отвлекает ли "виртуальный музей" от реальной экспозиции,"живых произведений искусства"?
  • Кто из посетителей обращается к мультимедийным системам?
  • Что вообще побуждает музейного посетителя "образовываться"?

     Существуют исследования , которые показывают: что посетитель в среднем проводит перед произведением искусства 1,5 минуты. С другой стороны многие говорят о том, что их интерес к искусству пробудился после посещения музея, общения с реальным артефактом.
     Мультимедийные музейные системы имеют различные формы. Это и интерактивные киоски для посетителей временных выставок , и специальные информационные зоны , интегрированные в музейную компьютерную сеть: дающие возможность посетителю ра ботать с мультимедийными базами данных по различным коллекциям, и мультимедийные инсталляции полностью интегрированные в выставочное пространство, и музейные гиды, позволяющие ориентироваться в музее. Разработка эффективной образовательной мультимедийной системы для посетителей требует тщательного взаимодействия различных музейных служб : социлогов , музейных экспозиционистов, искусствоведов, музейных педагогов и компьютерщиков. Использование мультимедийной технологии вмузее должно быть вызвано не тем, что это модно и современно, а тем, что это наиболее адекватно отвечает образовательной музейной миссии.