АДИТ'98. Тезисы доклада

Гордон Л.Г.

Критерии оценки CD-ROM (заметки эксперта)

     В основном CD-ROM диски имеют мультимедийную сущность, поэтому их часто называют мультимедиа продукт (ММП). К характерным особенностям можно отнести удобный и быстрый поиск при хранении больших объемов, понятный прозрачный интерфейс и наконец синтез различных воздействий на восприятие человека (текст, звук, графика,видео).
     Что является основой ММП? - прежде всего контент диска , т.е. идея (содержание ) диска и реализация этой идеи. Технология играет подчиненную роль и помогает выполнять задачи, поставленные перед контентом. Учитывается назначение ММП и, исходя из этого, определяется достаточность данных, их качество. По большому счету все диски должны отвечать основным требованиям дидактики: научность и доступность. Научность - как критерий корректности, точности, достоверности приводимых фактов и понятий. Доступность же достигается изложением материала на уровне адекватном познавательным возможностям пользователя ММП. Для детских дисков занимательность и психолого-педагогические особенности играют важнейшую роль. Для облегчения этой задачи могут быть привлекаемы иллюстративные возможности мультимедиа. Психолого-педагогическое воздействие оценивается по способности формировать наглядно - образное и наглядно-действенное мышление, интуитивное и творческое начало.
     ММП как продукт, обладающий элементами творчества, характеризуется более или менее явной иерархией уровней, которые переплетаются между собой при передаче эстетического сообщения. Эта иерархия с одной стороны напоминает выбор уровня игры (новичок, продвинутый,...,мастер) с другой соответствует ранжированию живописи, которое предложил художник Мусатов:

  • достаточно смотреть, чтобы все увидеть;
  • смотреть думать и очаровываться;
  • видеть, мыслить,ассоциировать;
  • мало глядеть и мыслить необходимо фантазировать;
  • ощущение мировой гармонии.

     На этой базе можно установить информационную архитектонику ММП. Каждый уровень обладает определенным количеством оригинальности и определенной избыточностью, причем избыточность близка по величине, оптимальной с точки зрения культурного багажа пользователя. При восприятии ММП внимание пользователя сосредотачивается то на одном то на другом его уровне, следуя определенной стратегии восприятия. Игра внимания возобновляется на каждом из возможных уровней восприятия, благодаря которым ММП приобретает "эстетическую ценность". По сути дела ценность всего ММП выражается суммой или комбинацией значений, характеризующих информацию на каждом уровне.

     Мультимедиа, как форма для литья
     Обеспечить доступность контента с точки зрения наглядности- основная задача мультимедиа. При этом следует учитывать, что мультимедиа - синтетическое средство воздействия на человека и имеет резонансную природу, т.е. при гармоничном подборе составляющих эффект резко усиливается.
     Мультимедиа как формообразующее средство должно быть очень жестко обосновано. Некоторые ММП напоминают яркую книгу с картинками, которую можно листать, читать и рассматривать. Другой пример - в энциклопедию, для которой самое главное - поисковый аппарат, добавляют архивные фрагменты видео. Хочется, чтобы было как у всех. Нет нового качества, которое может создать, и в хороших дисках создаёт мультимедиа.
     Учитывая двойственный характер мультимедиа, следует ввести разграничение между семантикой и эстетикой. Семантическое сообщение - контент, о котором речь шла выше, сопровождается эстетическим сообщением, имеющем различные формы. Аналогом такого разграничения могут служить православные иконы, писанные на канонический, фиксированный сюжет, которые могут иметь различные эстетические сообщения. Буква шрифта может широко варьироваться, оставаясь при этом узнанной, как определенная буква. Звук, определяемый партитурой, может изменяться по желанию исполнителя и это будет заметно даже неискушенному слушателю, но это не помешает узнать в нем конкретную ступень звукоряда. Как было сказано выше, каждое ММП должно иметь свою архитектонику.
     Следует учитывать и соответственно оценивать, что пользователю постоянно приходится делать выбор между отдельными уровнями внимания. Он может следить за содержанием текста на экране или же любоваться также и шрифтовым оформлением, следить за лексикой или своеобразием синтаксиса; он может проявлять интерес к аккордам, тембру орнаментальных украшений, последовательности мелодических ходов, или же просто обращать внимание на общее звуковое оформление; он может обратить внимание на мелкие подробности изображения, на игру объемов и геометрических форм, на цветовые пятна.
     ММП может содержать воспроизведения : изобразительных, музыкальных и кино искусств. Качество этих воспроизведений, их верность по отношению к подлинику можно оценить (с точки зрения потребителя ) как отсутствие ощутимых отклонений от подлинника. На деле понятие верности копии зависит от художественной культуры пользователя. Это понятие относительно - одно и тоже воспроизведение является верным для одного человека и неприемлемо для другого. Развитие техники асимптотически сближает копию и подлинник, хотя сегодня говорить об эстетике видео изображения размером с почтовую марку - смешно.
     Мультимедиа, применяемое в ММП, может способствовать возрождению активно используемого в древности символьного мышления. Раньше они соседствовали но со временем логическое мышление практически вытеснило символьное. Основное отличие заключается в том, что символьное мышление подразумевает наличие предварительного знания и оперирует с символами, имеющими несколько значений, часть которых понятна только посвященным (образованным), а другие явные и известные практически всем. Примером таких знаний могут служить меню в виде коллажей, символьные фигуры которых, служат кнопками.
     Следует отметить противоречие существующее между мультимедиа - технологией и мультимедиа - искусством. Технология для того, чтобы быть лучше понятой должна опираться на стандарты и традицию, в то время как искусство всегда оригинально.

     Критерии программирования ММП
     Обеспечить доступность контента с точки зрения легкости получения данных - одна из основных задач программистской деятельности, направленных на организацию поисковых возможностей и на создание удобного, прозрачного пользовательского интерфейса.
     Один из новационных видов поискового запроса подразумевает задание его на естественном русском языке в виде фразы примерно выражающей смысл запроса. Результатом поиска будет статья, даже если тема запроса выражена другими словами, причем будут найдены статьи по их смысловой близости к запросу.
     Пользовательский интерфейс базируется на нескольких понятиях:
     В качестве управляющих кнопок часто применяют пиктограммы - они должны быть понятны и адекватно отражать последующее действие (дверь - выход, лупа - увеличение изображения и т.д.)
     Прямое манипулирование предоставляет пользователю возможность непосредственно управлять объектами - объект находится на экране и с ним можно осуществлять физические действия.
     Пользовательский интерфейс не заставляет вспоминать информацию - он предоставляет возможность выбрать из нескольких вариантов и указать на свой выбор.
     Многие мультимедийные программы опираются на традиционно-стандартные решения интерфейса- вверх, вправо и по часовой стрелке увеличение значения, преемственность интерфейса одной фирмы от диска к диску и т.д.
     Доступные управляющие возможности программы выводятся на дисплей в виде меню.
     Пользователю предоставляется возможность проявлять инициативу и контролировать действия, переключать режимы, при этом на экране должна быть показана реакция программы на действие пользователя.
     Интегрирующая эстетика означает что информация на экране появляется согласно принципам художественного дизайна и не содержит дискомфортного, негармоничного раздражающего воздействия.
     В каждый момент времени на экране должна находится только та информация, которая доступна и только функционирующие элементы управления. Зачастую разработчики помещают на экран как постоянный элемент свой лого, отвлекающий пользователя. При размещении управляющих элементов на экране необходимо учитывать мускульную память и по возможности располагать их в одной и той же части экрана. Развитой пользовательский интерфейс предоставляет возможность работать через многоуровневые меню с дублированием для опытных пользователей возможности пользоваться горячими клавишами. Если управляющие элементы представлены пиктограммами, при совмещении курсора с ними и через секундную задержку появляется балонная помощь с текстом, объясняющим действие этого элемента.

     Социологические оценки мультимедиа
     Трансформация искусства в "массовом обществе" происходит по мере того, как потребительская культура постепенно берет верх над культурой трансцедентальной. Создание музеев из бесчисленных копий, аннигиляция ценности оригинала, всепроникающее распространение Интернета - вот главные механизмы этого процесса. Осознание этого механизма вынуждает к переоценке ценностей. Механизм музеев копий утверждает аутентичность копий в ущерб оригиналу. Вовлечение произведения искусства в диалектику "оригинал-копия" придает ему новые характеристики ценности, среди которых весьма важной представляется верность воспроизведени оригинала. Верность (копии по отношении к оригиналу) является существенной характеристикой копии; эту верность можно определить как отсутствие(с точки зрения потребителя) ощутимых отклонений от прототипа, который постепенно превращается в некий эталон. Таким образом подлинник становится матрицей для изготовления копий, предназначенной для специалистов - искусствоведов, но обозреваемой в придачу миллионами туристов. Считается, что когда этот идеал будет достигнут, станет нормой следующее положение: в любом месте и в любое время любая пространственная или временная форма должна быть предоставлена в распоряжение каждого. Сегодня, в условиях массовой культуры, тому, кто хочет приобщится к прекрасному, достаточно купить CD-ROM или подключиться к Интернету. Подобная доступность порождает в обществе новую пропасть - между желающими и не желающими затратить усилия на эстетическое восприятие. Это придает новую ценность эстетическому чувству , т.е. восприимчивости особого рода. Возникает новое понимание подлинности , которое теперь уже характеризует не сам предмет искусства, а отношение, устанавливающееся между потребителем и этим предметом. Поскольку произведение искусства существует в виде множества копий, различных уровней качества все более удаляющихся от совершенства и реализованные во все большем числе экземпляров. При этом эту общую неудовлетворенность, выраженную в количественной форме, можно рассматривать как одну из действующих в обществе мотиваций.
     Выпускаемые диски весьма разнообразны и поэтому оценивать их предпочтительно только внутри установленных номинаций. Для корректной оценки можно либо сформулировать максимально подробные, формализованные (подобно критериям, что были приведены для оценки поиска и интерфейса) вариантные критерии для каждой номинации, либо пойти на укрупнение сбалансированных, универсальных критериев общих для всех номинаций и привлечь квалифицированных экспертов. Используя первый подход труднее оценить двойственную природу мультимедиа, ибо она имеет черты как искусства, так и компьютерной технологии и поэтому пока имеет смысл идти по пути укрупненных оценок.