АДИТ'98. Тезисы доклада

Дрозд В.
Государственный Русский музей

Образовательная мультимедийная программа
"Уроки по скульптуре"

     1. Широко распространенная в прошлые годы практика выездных лекций и уроков по изобразительному искусству с использованием слайдов и проекционного фонаря сегодня утрачивает свою актуальность. Качество показа произведений искусства в аудитории не может быть ниже привычного стандарта, заданного телевидением и монитором компьютера. Уже это определяет необходимость перевода разработанных методик и сценариев занятий на современные носители информации. Если же обращаться к такому виду искусства как скульптура, то использование современной компьютерной техники становиться не только желательным, но и жизненно необходимым. Главным недостатком всех имеющихся репродукций и слайд-программ по скульптуре является невозможность показа специфики этого вида изобразительного искусства - искусства соотношения объемов в пространстве. Такую возможность может дать только трехмерное изображение на экране монитора, моделирующее реальные пространстранственные отношения.
     2. Первым шагом в цикле "Уроки по скульптуре" должны быть мультимедийные программы для детей 5-7 лет, ориентированные прежде всего на осознание специфики искусства пластики, разнообразии выразительных средств скульптуры, ее основных видов, возможностей применения различных материалов.
     3. Дальнейшее развитие мультимедийных образовательных программ "Уроки по скульптуре" должно быть направлено на расширение информационной базы ( все более широкое поле произведений) и, что более важно имея в виду использование возможностей компьютерной техники, на углубление знаний о выразительных средствах и языке пластики. С этой целью отдельные курсы могут быть посвящены массе, объему, ритму, цвету, движению и т.д. и т.п. При этом обязательно должны быть привлечены примеры природных явлений, музыкальное сопровождение, параллели из других видов искусства.
     4. Традиционные методы изучения истории скульптуры могут быть значительно обогащены за счет возможности сравнения памятников разных авторов и эпох на одном полиэкране, возможности "повернуть" сравниваемые объекты для приведения к одному ракурсу и т.д. Особую ценность приобретают эти программы для студентов и специалистов по современному искусству, поскольку при наличии обширной базы данных позволят отчетливо проследить источники цитирования или заимствования, вычленить ценность самостоятельных элементов и силу влияния той или иной традиции.
     5. Особое значение мультимедийные программы имеют для специальных курсов - к примеру обучения реставраторов скульптуры. С помощью программ, имитирующих трехмерное изображение, можно было бы моделировать стадии реставрации произведений из различных материалов по известным и отработанным методикам в процессе обучения. Кроме того при работах, связанных с восстановлением утраченных фрагментов, возможности компьютерной техники могли бы позволить "выстраивать" ход работ первоначально в виртуальной модели, отрабатывать новаторские методики реставрации и консервации без вмешательства в памятник.
     Скульптура требует применения совершенных мультимедийных технологий в большей степени, чем другие виды искусства, давая широкий простор для совместного творчества представителей разных профессий, заинтересованных в создании мультимедийных образовательных программ.