АДИТ'98. Тезисы доклада

Когон Е.А.
Фирма "Интерактивное видео", Москва

П Р О Е К Т
Разработка универсальной цифровой мультимедиа технологии
представления исторических памятников, интерьеров и экспонатов
музеев на основе системы панорамной съемки высокого разрешения
интерактивное видеопространство

    

  1. Цели проекта:
    • Создание современной технологии цифровой съемки исторических памятников, интерьеров и экспонатов для развития электронных страховых библиотек музейных фондов.
    • Разработка методов мультимедиа представления исторических памятников, интерьеров и экспонатов из электронных страховых библиотек музейных фондов на основе технологии интерактивное видеопространство.
  2. Краткая характеристика положения в данной области:
         В настоящее время в мире активно развиваются интерактивные технологии представления информации - "виртуальная реальность", "управляемое кино", "панорамная фотография". Эти технологии, построенные на использовании компьютерной графики и цифрового видео, расширяют информационное и эмоциональное воздействие на человека, эффектно представляют сложные объекты. В большинстве случаев такое представление позволяет более детально, подробно и всесторонне по сравнению с другими средствами исследовать и оценить эти реально существующие объекты. Начав с игровых приложений, технологии занимают все более прочные позиции в других сферах деятельности.
         Проводится краткий анализ имеющихся на рынке технологий, ориентирован-ных на отображение реально существующих объектов (в отличии от их компьютерного моделирования):
    • QuickTime VR (фирма Apple).
    • OmniView (фирма Omniview).
    • Surround Video (при участии фирмы Microsoft Multimedia Laboratory).
  3. Новизна предлагаемых в проекте научных и технических решений:
         Рост производительности компьютеров, использование в персональных ЭВМ процессоров нового поколения Pentium II-400Мгц, существенное расширение возможностей графического отображения с использованием AGP графической шины, появление новой материнской платы 440BX с системной шиной 100Мгц и быстрой памяти -100Мгц, позволили предъявлять новые требования к качеству и характеру воспроизведения на компьютерах объектов реального мира.
         Можно констатировать, что проходит время изображений низкого качества и статических сцен. Компьютер все больше превращается в устройство познания и исследования окружающей реальности, возникают новые задачи и предлагаются новые решения.
         Интерактивное видеопространство - это новая комплексная технология в области мультимедиа, разрабатываемая в ЗАО "Интерактивное видео", отличающаяся высоким разрешением графических изображений с 32-бит цветностью, работающая в реальном времени с изображениями реального пространства.
         Указанная технология позволяет создавать из реальных образов тех или иных объектов (зданий, улиц, интерьеров, технических средств и т.п.) виртуальные пространства, в которых человек может совершать действия, перемещаться, взаимодействовать с объектами и т.п. Например, могут быть полностью с буквально фотографической точностью воссозданы интерьеры помещений, улицы и здания конкретных городов, образцы техники и т.п. Более того, можно увеличить любые детали отображаемых объектов, получить их структуру и справочные данные на них, войти внутрь зданий и помещений, "разобрать" на детали технические средства. Принципиальным является то, что эта технология позволяет увидеть те детали и ракурсы, которые часто невозможно увидеть в "живую".
         Безусловно перспективными направлениями использования этой технологии являются:
    • создание электронных музеев, картинных галерей, скульптурных коллекций и т.п.;
    • создание электронных магазинов;
    • разработка обучающих программ для подготовки различных категорий специалистов (технические специалисты, представители спецслужб, МЧС и т.д.);
    • автоматизированное создание реальных картин состояния труднодоступных и опасных объектов (в частности, аварийные атомные электростанции), и другие.
  4. Состав аппаратно-программного комплекса:
    • Устройство для многокадровой панорамной съемки 360 градусов по горизонту и 180 градусов по вертикали стандартной фотокамерой;
    • Устройство для круговой эквидистантной съемки объекта с ультразвуковой рулеткой и автоматическим отслеживанием углов съемки;
    • Устройство для автоматической съемки на один широкоформатный кадр панорамы 360 градусов по горизонту и вертикали объективом высокого разрешения без дисторсии;
    • Устройство для автоматической съемки по предыдущему варианту с цифровым преобразованием;
    • Специализированный сканер высокого разрешения, для получения цифровых файлов изображений, полученных на устройствах 4.1.-4.3.
    • Программное обеспечение для реконструкции "виртуальной бродилки" мультимедиа дисков на основе материалов съемки вышеуказанными устройствами с включением полноэкранного видео при переходах между точками панорамной съемки.

         Интерактивное видеопространство позволит за несколько минут получить образ окружающего пространства высокого качества, вывести его на монитор компьютера (ноут-бука) в качестве "превью", уточнить параметры светочувствительного элемента камеры (свето- и цветочувствительность) в разных точках окружающей панорамы при основной съемке, после съемки записать цифровой файл в сжатом виде на диск ноут-бука и уже в стационарных условиях готовить сюжет по "всей прогулке".

     Предлагаемое комплексное решение задач создания электронных музеев, картинных галерей, скульптурных коллекций и т.д. поможет технологии интерактивное видеопространство стать базовой технологией для съемок исторических памятников, интерьеров и экспонатов для развития электронных страховых библиотек музейных фондов.