|
АДИТ'98. Тезисы доклада
Л.А. Куйбышев
Центр ПИК
тел. 095-940-0284, e-mail LKU@ITAR-TASS.COM
Конкурсы CD-ROM, и методика оценки мультимедиа продукции, тенденции развития рынка CD-ROM в России
В последние годы рынок отечественной мультимедиа продукции стремительно развивается.
При этом наибольшее распространение в настоящее время получили мультимедиа CD-ROM диски.
Продукцию такого рода разрабатывают и выпускают предприятия и организации самого разного
профиля и форм собственности.
Это и государственные предприятия, и различные акционерные общества, и частные компании.
Уровень технической оснащенности и подготовки специалистов, а также интересы этих организаций
весьма различны, поэтому и диапазон и качество выпускаемых мультимедиа CD-ROM дисков очень
широк. В связи с этим потребители этой продукции самого разного уровня, от индивидуальных
лиц до крупных компаний и организаций с вполне конкретными (часто инвестиционными) интересами,
сталкиваются с проблемой сравнения и оценки CD-ROM дисков.
Для этой цели за рубежом регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали CD-ROM дисков.
Наиболее известные из них CeBit [Германия] и MILIA [Франция].
В 1996 -1997 гг. аналогичные конкурсы стали проводиться и в России. Наиболее заметные из них:
1. Конкурс CD-ROM дисков и проектов мультимедиа "Multimedia Edutainment" (Мультимедиа для
обучения), проведенный ТОО "Русс" и журналом "Компьютер пресс" в 1996 и 1997 гг., первые
места на которых заняли соответственно: "Тайны Соловецких островов" (ТОО "Русс") - 1996 г.
и "П.И. Чайковский. Жизнь и творчество" (NMG) - 1997.
2. Конкурсы "Аниграф. Весна'97" и "Контент. Осень'97", основными организаторами которых
были журнал "Мультимедиаи цифровое видео", "Российский мультимедиа центр (РМЦ)" и
Национальный Союз мультимедиа (НСМ)". В мае 1998 года проводится конкурс "Аниграф.
Весна'98"
На этих последних конкурсах хотелось бы остановиться подробнее.
Центр ПИК, являясь соучредителем НСМ, принимал непосредственное участие в проведении
конкурсов "Аниграф. Весна '97", "Контент. Осень '97" и "Аниграф. Весна'98", а именно в
работе экспертного жюри. Целью работы этого жюри являлась предварительная оценка всех
мультимедиа CD-ROM дисков, представленных на конкурсы.
Конкурсы проводились по различным номинациям:
- Энциклопедические и справочные издания.
- Диски для детей.
- Гуманитарные диски (культура, искусство, история).
- Обучающие и образовательные программы.
- Семейная коллекция.
- Развлекательные диски.
- Бизнес и презентации.
Кроме этого, присуждались также Гран-при, первый приз, специальные призы и дипломы.
Всего на конкурсы 1997 года были представлены 65 мультимедиа CD-ROM дисков (в т.ч. 35 -
на конкурс "Аниграф. Весна'97" и 30 - на конкурс "Контент. Осень'97"). В связи с этим
Центру ПИК представилась уникальная возможность не только теоретически разработать
экспертную систему сравнительных оценок CD-ROM дисков по целому комплексу показателей,
позволяющую оценивать и сравнивать между собой диски как внутри каждой номинации так и
между номинации, но и проверить эту методику на практике, сравнить ее с другими методиками
оценок и скорректировать ее с учетом этих сравнений и многочисленных очных и заочных
обсуждений.
Основным принципом методики, позволяющим оценивать и сравнивать между собой CD-ROM диски
зачастую совершенно разные по содержанию и исполнению являются следующие:
1. Набор сравнительных показателей оптимизирован таким образом, чтобы охватить все
значимые стороны практически любых дисков, и, в то же время, не перегрузить эксперта
чрезмерно большим количеством показателей. Таким образом, было отобрано 27 показателей,
позволяющих наиболее полно оценить мультимедиа CD-ROM.
2. Для удобства оценки все показатели разбиты на пять основных групп, присущих любому
мультимедиа продукту:
- семантическая группа;
- мультимедийная группа;
- программистская группа;
- оформление продукта;
- общее впечатление.
3. Максимально возможное количество балов, набираемых в конкурсе не зависит от номинации и
равняется 170.
Вес каждой из оценок, в зависимости от номинации может меняться, при сохранении общей
максимальной суммы, что дает возможность сравнивать диски между номинациями (для
определения Гран-при и специальных призов).
Все показатели сведены в единую оценочную таблицу с учетом всех номинаций. Для удобства
непосредственной оценки для экспертов по каждой номинации на основании оценочной таблицы
выпускается свой оценочный лист.
Остановимся подробнее на некоторых критериях:
- Звуковой ряд - оценивается качество звучания (техническое), исполнительское
мастерство (студийные записи с привлечением профессионалов или "любительские" записи),
а также оптимальность объема звучания;
- Графический ряд - оценивается количество и качество изображений, точность
цветопередачи (для известных работ), отсутствие "зеркаль-ных" изображений;
- Видео ряд - оценивается объем и качество включаемых видео-фрагментов, размер
"окна" для видеофильма на экране;
- Анимация - рассматривается качество анимации (техническое и художественное) и
ее объем;
- Дизайн - оценивается дизайн всего мультимедиа продукта; в т.ч. оформление
переходов, кнопок, текстов, изображений и т.п.;
- Гипертекст - оценивается количество, глубина вложенности и удобство перекрестных
ссылок, удобство и качество "навигации";
- Гармония медий - оценивается гармоничность, полнота и удобство использования
различных сторон мультимедиа продукта в совокупности (т.е. и звук, и изображения, и видео,
и анамация и пр.).
Практическая проверка рассмотренной методики в составе экспертного жюри конкурсов "Аниграф.
Весна'97" и "Контент. Осень '97" полностью подтвердила практически 100 % совпадение по
лауреатам "Гран-при" ("Аниграф. Весна'97" - "Мир Алисы", разработка "Комтех",
издательство "1С"; "Контент. Осень'97" - "Владимир Высоцкий, 60-е" - разработка АО
"Артинфо", издательства "Артинфо" и "Коминфо") и другим призерам этих конкурсов.
|