АДИТ'98. Тезисы доклада

Л.А. Куйбышев
Центр ПИК

тел. 095-940-0284, e-mail LKU@ITAR-TASS.COM

Конкурсы CD-ROM, и методика оценки мультимедиа продукции, тенденции развития рынка CD-ROM в России

     В последние годы рынок отечественной мультимедиа продукции стремительно развивается. При этом наибольшее распространение в настоящее время получили мультимедиа CD-ROM диски. Продукцию такого рода разрабатывают и выпускают предприятия и организации самого разного профиля и форм собственности.
     Это и государственные предприятия, и различные акционерные общества, и частные компании. Уровень технической оснащенности и подготовки специалистов, а также интересы этих организаций весьма различны, поэтому и диапазон и качество выпускаемых мультимедиа CD-ROM дисков очень широк. В связи с этим потребители этой продукции самого разного уровня, от индивидуальных лиц до крупных компаний и организаций с вполне конкретными (часто инвестиционными) интересами, сталкиваются с проблемой сравнения и оценки CD-ROM дисков.
     Для этой цели за рубежом регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали CD-ROM дисков. Наиболее известные из них CeBit [Германия] и MILIA [Франция].
     В 1996 -1997 гг. аналогичные конкурсы стали проводиться и в России. Наиболее заметные из них:
     1. Конкурс CD-ROM дисков и проектов мультимедиа "Multimedia Edutainment" (Мультимедиа для обучения), проведенный ТОО "Русс" и журналом "Компьютер пресс" в 1996 и 1997 гг., первые места на которых заняли соответственно: "Тайны Соловецких островов" (ТОО "Русс") - 1996 г. и "П.И. Чайковский. Жизнь и творчество" (NMG) - 1997.
     2. Конкурсы "Аниграф. Весна'97" и "Контент. Осень'97", основными организаторами которых были журнал "Мультимедиаи цифровое видео", "Российский мультимедиа центр (РМЦ)" и Национальный Союз мультимедиа (НСМ)". В мае 1998 года проводится конкурс "Аниграф. Весна'98"
     На этих последних конкурсах хотелось бы остановиться подробнее.
     Центр ПИК, являясь соучредителем НСМ, принимал непосредственное участие в проведении конкурсов "Аниграф. Весна '97", "Контент. Осень '97" и "Аниграф. Весна'98", а именно в работе экспертного жюри. Целью работы этого жюри являлась предварительная оценка всех мультимедиа CD-ROM дисков, представленных на конкурсы.
     Конкурсы проводились по различным номинациям:

  1. Энциклопедические и справочные издания.
  2. Диски для детей.
  3. Гуманитарные диски (культура, искусство, история).
  4. Обучающие и образовательные программы.
  5. Семейная коллекция.
  6. Развлекательные диски.
  7. Бизнес и презентации.

     Кроме этого, присуждались также Гран-при, первый приз, специальные призы и дипломы.
     Всего на конкурсы 1997 года были представлены 65 мультимедиа CD-ROM дисков (в т.ч. 35 - на конкурс "Аниграф. Весна'97" и 30 - на конкурс "Контент. Осень'97"). В связи с этим Центру ПИК представилась уникальная возможность не только теоретически разработать экспертную систему сравнительных оценок CD-ROM дисков по целому комплексу показателей, позволяющую оценивать и сравнивать между собой диски как внутри каждой номинации так и между номинации, но и проверить эту методику на практике, сравнить ее с другими методиками оценок и скорректировать ее с учетом этих сравнений и многочисленных очных и заочных обсуждений.
     Основным принципом методики, позволяющим оценивать и сравнивать между собой CD-ROM диски зачастую совершенно разные по содержанию и исполнению являются следующие:
     1. Набор сравнительных показателей оптимизирован таким образом, чтобы охватить все значимые стороны практически любых дисков, и, в то же время, не перегрузить эксперта чрезмерно большим количеством показателей. Таким образом, было отобрано 27 показателей, позволяющих наиболее полно оценить мультимедиа CD-ROM.
     2. Для удобства оценки все показатели разбиты на пять основных групп, присущих любому мультимедиа продукту:
  • семантическая группа;
  • мультимедийная группа;
  • программистская группа;
  • оформление продукта;
  • общее впечатление.

     3. Максимально возможное количество балов, набираемых в конкурсе не зависит от номинации и равняется 170.
     Вес каждой из оценок, в зависимости от номинации может меняться, при сохранении общей максимальной суммы, что дает возможность сравнивать диски между номинациями (для определения Гран-при и специальных призов).
     Все показатели сведены в единую оценочную таблицу с учетом всех номинаций. Для удобства непосредственной оценки для экспертов по каждой номинации на основании оценочной таблицы выпускается свой оценочный лист.
     Остановимся подробнее на некоторых критериях:
  • Звуковой ряд - оценивается качество звучания (техническое), исполнительское мастерство (студийные записи с привлечением профессионалов или "любительские" записи), а также оптимальность объема звучания;
  • Графический ряд - оценивается количество и качество изображений, точность цветопередачи (для известных работ), отсутствие "зеркаль-ных" изображений;
  • Видео ряд - оценивается объем и качество включаемых видео-фрагментов, размер "окна" для видеофильма на экране;
  • Анимация - рассматривается качество анимации (техническое и художественное) и ее объем;
  • Дизайн - оценивается дизайн всего мультимедиа продукта; в т.ч. оформление переходов, кнопок, текстов, изображений и т.п.;
  • Гипертекст - оценивается количество, глубина вложенности и удобство перекрестных ссылок, удобство и качество "навигации";
  • Гармония медий - оценивается гармоничность, полнота и удобство использования различных сторон мультимедиа продукта в совокупности (т.е. и звук, и изображения, и видео, и анамация и пр.).

     Практическая проверка рассмотренной методики в составе экспертного жюри конкурсов "Аниграф. Весна'97" и "Контент. Осень '97" полностью подтвердила практически 100 % совпадение по лауреатам "Гран-при" ("Аниграф. Весна'97" - "Мир Алисы", разработка "Комтех", издательство "1С"; "Контент. Осень'97" - "Владимир Высоцкий, 60-е" - разработка АО "Артинфо", издательства "Артинфо" и "Коминфо") и другим призерам этих конкурсов.