АДИТ'98. Тезисы доклада

Строганова Т.Н.
Государственный музей изобразительных
искусств им.А.С.Пушкина

Цифровое фотографирование -
метод электронной каталогизации произведений
искусства в едином формате

     Цифровая фотография (ЦФ), ставшая доступной широким кругам сравнительно недавно (1994г.), является одним из самых универсальных средств ввода визуальной информации в компьютер. Цифровая фотокамера (ЦФК) работает - в грубом приближении - по принципу видеокамеры, получая сфокусированное изображение на матрице фотоэлементов. ЦФК записывает снимок в собственную память или на съемный картридж (аналог дискеты) в формате, который воспринимают некоторые графические приложения под управлением Windows95, в частности, Аdobe Photoshop 3.0-4.0.
     На сегодняшний день очевидной системой создания электронных изображений музейных коллекций является оцифровка с помощью сканера. Чаще всего в графический файл переводится репродукция (слайд), реже - фотография. При этом исходным материалом для самой репродукции всегда служит слайд, для фотографии - негативная пленка. Так что первым этапом создания электронного изображения экспоната является получение его изображения на бумаге, т.е. фактически - "оттиск оттиска".
     На следующем этапе в дело вступает сканер (см. схему).


     ЭКСПОНАТ -> РЕПРОДУКЦИЯ (ФОТО) -> СКАНЕР -> ОБРАБОТКА -> ГРАФИЧЕСКИЙ ФАЙЛ
     ЭКСПОНАТ -> ЦИФРОВОЕ ФОТОГРАФИРОВАНИЕ -> ГРАФИЧЕСКИЙ ФАЙЛ

     Исходя из финансовых возможностей музеев, обычно это планшетный сканер с максимальным оптическим разрешением 600х300 ppi, оптической плотностью до 2.2 D, глубиной цвета 24 bit (Hewlett Packard, Mustek, Scanmaker). Стоимость подобных моделей лежит в пределах 350 - 850$. Сканируя репродукцию, мы получаем уже, в сущности, третью копию экспоната. Кто-то когда-то сделал фотоотпечаток произведения искусства, потом кто-то делил его (отпечаток) по цветам, кто-то печатал.
     Но и это еще не все. Ни одна подобная оцифровка не может обойтись без последующей обработки по причинам появления муарной сетки при сканировании полиграфического растра, невозможности установки единых характеристик сканирования вследствие различия цветовых уровней репродукций и т.д.
     Все вышесказанное относится к тем случаям, когда имеется репродукция или хотя бы фотография экспоната. Но практика такова, что в любом музее, а особенно в небольшом, едва ли 10% музейной коллекции экспонированы, еще меньше сфотографированы, а тем более репродуцированы. Занесение в графическую базу данных с помощью сканирования всех единиц музейного хранения (а каждому музею необходимо иметь такую учетную базу) попросту невозможно. Временные и, соответственно, материальные затраты станут неопределенно большими.
     Мы уверены, что только с помощью ЦФ можно справиться с требуемыми объемами визуальной информации. Рекомендуемые камеры - Коdak DC-50, DC-120. Сегодня они наиболее оптимальны для требуемых целей по критериям цена-качество. Они дают изображение размером до 765х504 пиксела (Коdak DC-50) и 1280х960 (Коdak DC-120), глубиной цвета 24 bit и стоят от 650 до 1000 $ в зависимости от поставщика. Такие деньги доступны большинству музеев. Размер конечной картинки соответствует полноэкранному изображению на используемых мониторах среднего качества (800х600). Каждый из кадров занимает около 100 Kb в формате KDC (внутренний формат ЦФ), в зависимости от уровня качества изображения в памяти ЦФК умещается от 7 до 22 кадров и на одном картридже - от 11 до 55 кадров.
     Для считывания информации ЦФК подключается непосредственно к компьютеру. То есть, мы минуем три стадии конвертации изображения при использовании сканера и получаем графический файл, который в подавляющем большинстве случаев не требует дальнейшей обработки.
     Каждый музей способен установить стационарную "студию" с постоянными источниками света для съемки небольших полотен и мало- и среднеформатных объемных произведений. ЦФК в обращении немногим сложнее, чем фотоаппарат-"мыльница", и разового общения с профессионалом (если в музее нет своего фотографа) может хватить для постоянного и бесперебойного процесса обеспечения создателей баз данных качественными оцифрованными изображениями. Для освещения и съемок больших полотен лучше, конечно, приглашать профессионального фотографа.
     Таким способом , музей за относительно небольшие деньги может получить электронные изображения всех единиц хранения, включая те, что годами лежат в запасниках и никому не попадаются на глаза.
     Опыт показывает, что съемки ЦФК обеспечивают большую четкость в передаче мелких деталей, чем отсканированный фотоотпечаток.
     Помимо электронных каталогов, изображения, полученные с помощью этих ЦФК, можно использовать и в недорогих печатных каталогах. Файл вышеупомянутого размера с учетом требований полиграфии образует четкую, ясную картинку размером до 10х13,5 см.
     В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все вышесказанное относится к учетным базам данных, где в принципе не требуется изображения большого размера с высоким разрешением. Конечно, существуют дорогие цифровые фотокамеры для получения изображений очень высокого качества и для реставрационных нужд. Но, к сожалению, это выходит за рамки финансирования музеев.
     Применение ЦФ дает возможность всем музеям России получить электронные каталоги своих коллекций в едином формате, что может существенно облегчить создание, например, Генерального Регистра произведений искусства.