АДИТ'98. Тезисы доклада

Ольшанский Д.В.
Веб-мастер сервера "Музеи России"
e-mail: DimOlsh@museum.ru

Конструирование музеев в Интернет

     Более двух лет я занимаюсь созданием представительств реальных музеев в Интернет. При моем участии создано более двадцати различных музейных сайтов. [http://www.museum.ru/m_map.htm]
     В своем выступлении я хотел бы рассказать об "усредненном" развитии музейного сайта, выявить основные движущие силы разработки музейных представительств, и вероятные недочеты в процессе формирования материалов сотрудниками музея.
     Первое, что бросается в глаза - не осмысленная мотивация создания сайта. Многие музеи решают создать свой сайт потому, что "так надо, так все делают"! Такой подход хорошо известен нам из прошлого и, как ни забавно, он играет на руку самому музею и сети. Но все же, какими должны быть истинные мотивы создания музейного сайта?
     На первом этапе создания представительства музея в сети надо помнить, что сеть Интернет - это удобная справочная система, и "попасть" в такой общемировой справочник выгодно и престижно. У музея появится свой собственный адрес в сети, по которому всегда будет доступна информация о нем. Информацию такого рода не возможно назвать представительством или сайтом музея, это скорее страница музея в сети.
     При этом надо отдавать себе отчет в том, что "реальных" пользователей Интернета в России не так много - всего 100 - 200 тыс. человек. Это, конечно, очень мало, но это первопроходцы. За ними придут остальные, и произойдет это достаточно скоро (в мире уже более 100 миллионов пользователей Интернет). Наша задача встретить волну пользователей подготовленными.
     Второй этап развития музейных страниц - это реклама музея. Он включает в себя не просто краткую информацию о работе музея, но и небольшой рекламно-завлекательный блок в виде экскурсии по музею или демонстрации отдельных шедевров из коллекции музея. Посмотрев такой завлекательный блок, потенциальный посетитель заинтересуется и придет в музей.
     Это наиболее часто встречающийся случай музейного представительства (98% музейных сайтов находятся именно на этом этапе развития). [http://www.museum.ru/pushkin/, http://www.museum.ru/kolomen/].
     Два вышеперечисленных мотива создания музейного сайта очевидны, но есть и другие, не менее важные мотивы. Они проявляются по мере дальнейшего осмысления роли музейного сайта в жизни самого музея.
     Бывает как-то неожиданно и забавно вспомнить, что мы, музейщики, почти все - государственные служащие, и в наши функции входит не только сохранение, изучение и пополнение музейной коллекции, но и просвещение. Именно этому аспекту музейной деятельности в последнее время уделяется большее внимание, т.е. музеи поворачиваются лицом к "потребителю": школьникам, студентам, преподавателям и т.п. А Интернет - это уникальная возможность донести до них качественно подготовленное знание.
     В связи с этим, надо подчеркнуть образовательную роль музейного представительства. Виртуальная экскурсия или экспозиция открыта круглосуточно для посетителей всего мира. В вашем виртуальном музее побывают люди, которые в реальной жизни не имеют возможности посетить его (удаленное обучение). Таким образом, музейные сайты являются своего рода миссионерами наших дней.
     Дальнейшее развитие музейного сайта достаточно сложно предугадать. Существует лишь несколько примеров "продвинутых" музейных сайтов, а зарубежный опыт не совсем применим для российской ситуации.
     По мере дальнейшего расширения разделов музейного сайта, неизбежно встает проблема актуализации представленной информации и регулярное ее пополнение. Именно актуализация, дополнения и "обратная связь" делают музейный сайт живым и интересным для повторных посещений, а сам сайт становится самостоятельной живой музейной формой.
     Музейный сайт совершенствует и научную работу, проводимую сотрудниками музея, придает ей новые неожиданные формы. В сети можно представить информацию о коллекциях музея, публиковать научные работы, предоставлять доступ к музейной базе данных и т.п. По мере совершенствования технологической базы, станет возможным не только представление и наглядная демонстрация, но и заказ через музейный сайт: мероприятий и предоставляемых услуг (билетов, экскурсий, абонементов, лектория и т.п.); музейных товаров (брошюр, книг, альбомов, видео, СD и т.п.) и т.п., а также "продажа" выставок. Виртуальные посетители музейного сайта будут оплачивать виртуальное посещение музея, и это станет одной из основных статей дохода самого музея.
     Я перечислил лишь некоторые задачи, решаемые музейным сайтом. Эти задачи более или менее очевидны. Но в будущем музейное представительство будет более значимо, чем мы можем сейчас предположить.
     Сами задачи являются базовыми элементами структуры создаваемого музейного сайта. Хорошо продуманная структура является основой будущего полноценного музейного представительства.
     В качестве примера мне бы хотелось представить двух безусловных лидеров российского музейного Интернета: сайт Государственного Дарвиновского музея [http://www.darwin.museum.ru] и сайт Государственного Эрмитажа [http://www.hermitage.ru]. Это первопроходцы, на ошибках которых нам предстоит учиться, наработки которых будут легко интегрированы в различные музейные сайты.
     Создание качественного музейного представительства - задача очень сложная и трудоемкая. Но уже сейчас правильно сконструированное музейное представительство служит музею. И его роль будет возрастать год от года.