АДИТ'98. Тезисы доклада

Н.А.Никишин
Заведующий Лабораторией музейного проектирования,
Российский институт культурологии
E-mail: nan@online.ru

О коммуникационных проблемах
в развитии музейной сферы

     Несмотря на все сложности переходного периода, которые переживает наша страна, количество отечественных музеев продолжает увеличиваться. При этом, чем более глубокой провинцией мог бы быть назван тот или иной регион России, тем более активно проявляется данная тенденция, отражающая рост культурной автономии и экономической самостоятельности субъектов Федерации, старающихся различными способами, в том числе путем модернизации старых и создания новых музеев, подчеркнуть свою индивидуальность и проявить свое новое место в системе межрегиональных и международных связей.
     Отмечая ускорение роста музейной сети как позитивную тенденцию, следует обратить внимание на ее проблемный аспект. Он состоит в том, что, наряду с новыми оригинальными музеями, появляющимися в стране, начинают возникать и музеи-суррогаты, музеи-двойники. Отсутствие обмена информацией между инициаторами музейных проектов и координации на межрегиональном уровне приводит к тому, что в развитии музейной сети начинают наблюдаться определенные типологические и профильные диспропорции.
     Акцентирование внимания на вопросе слабой упорядоченности развития музейной сети отнюдь не означает ностальгии по стройным и жестким сетевым структурам времен тотальной централизации. Чего действительно недостает инициаторам современных музейных начинаний - это полноты информации о том, что делается у соседей. Отсутствуют эффективные коммуникационные механизмы, которые позволяли бы самим авторам инициативных проектов корректировать свои замыслы с учетом общей ситуации и уже существующей структуры музейной сети.
     Возрастание самостоятельности регионов, а также субъектов культурной политики городского и локального уровней, разрушение или существенное ослабление вертикальных управленческих связей повлекли за собой значительное увеличение степени свободы в выборе музеями собственных путей развития, собственных приемов и методов работы, собственных рецептов в решении актуальных для них проблем. Однако свобода в принятии самостоятельных решений - это еще не все, что требуется для эффективного управления. Необходимым условием является способность субъекта, принимающего решения, учитывать множество факторов и условий реальной жизни, в том числе направленность развития иных действующих в данной области субъектов. Отсутствие налаженных горизонтальных связей между музеями - проблема, которую можно рассматривать в качестве одной из существенных для современного этапа развития музейного дела.
     Современный этап развития музейного дела характеризуется нарастающей диверсификацией социальной среды, в которой функционируют музеи. Рост средового разнообразия выражается не только в умножении количества самих музеев, среди которых могут быть как партнеры, так и соперники, но и в увеличении числа других институтов, действующих в одной или в смежной с музеями сфере социальных отношений. Это: частные коллекционеры и коммерческие галереи, новые виды учреждений неформального и дополнительного образования, новые средства массовой информации, новые досуговые учреждения. Взаимодействия музеев с внешней средой постепенно приобретает все более сложный, иногда конкурентный характер. В связи с этим приходится более активно заниматься представительской деятельностью, рекламой и продвижением результатов своей работы на рынке услуг и товаров, искать и осваивать новые формы контакта с музейными посетителями, деловыми и творческим партнерами. Проблема, которая характеризует данную ситуацию в современном музейном деле, может быть обозначена как проблема усложнения системы социальных взаимодействий музея и отсутствия каналов эффективного взаимодействия между музеями и их потенциальными партнерами, действующими как по соседству, так и на значительном удалении.
     Демократизация общественных отношений в стране заставляет по-новому, критически оценивать и характер отношений музея с его посетителями. Какую роль сегодня они должны играть в выборе путей развития музея, каким образом влиять на номенклатуру, количество и качество оказываемых музеем услуг в предоставлении доступа к музейным ценностям и информации, в неформальном и дополнительном образовании, в деле воспитания подрастающего поколения, в области рекреации и развлекательного досуга? На все эти вопросы любой музейный работник ответит: "Большую, чем это было раньше!" Но это только часть ответа. Каким образом посетитель может сегодня заявить музею о своих запросах и пожеланиях? Есть Книги отзывов и социологические опросы, проводимые в музеях, но они позволяют выявить предпочтения только тех, кто уже является музейным посетителем. Между тем значительная часть наших сограждан никогда не бывала в музеях или, побывав там однажды в детстве, не намерена повторять "ошибку". Проблема диалога и обратной связи между музеями и их потенциальной аудиторией, действительно, существует. Решить ее традиционными методами музейной работы без новых коммуникационных технологий оказывается сложно.
     С появлением на карте России нескольких сотен новых музеев в данную сферу деятельности влились тысячи людей, не имеющего специальной подготовки и опыта музейной работы. Однако снижение общего уровня квалификации в музейной сфере связано не только с появлением неофитов музейной профессии. Даже старые крупные музеи, укомплектованные опытными профессионалами самой высокой квалификации, сегодня сталкиваются с проблемой острого дефицита знаний и умений, необходимых для деятельности в новых социальных и экономических условиях. Кто-то уже успешно адаптировался к ним, а кто-то (и их большинство) чувствуют себя в новых условиях беспомощно.
     В свое время в подобных случаях на помощь приходили курсы повышения квалификации, существовавшие на базе ведомственных учебных заведений; стажировки в головных музеях; научно-практические конференции. Сегодня для многих музеев подобные способы укрепления кадрового потенциала - роскошь. Повысить или расширить свою квалификацию без существенного ущерба для музейного бюджета, не отрываясь надолго от текущих музейных дел, найти необходимую профессиональную поддержку в сложной и всегда быстро меняющейся ситуации, своевременно получить консультацию у собратьев по профессии - всему этому сегодня мешает проблема недостаточной эффективности традиционных и слабой освоенности новых каналов профессиональной коммуникации.
     Еще одна черта современной ситуации - продолжающееся усугубление ресурсного дефицита, в условиях которого приходится жить российским музеям. Хронический недостаток государственного финансирования не нуждается в комментариях. Кроме этого ресурса, важнейшего для некоммерческих организаций, понятие ресурсного дефицита распространимо и на многие другие источники существования музеев. Требующие ремонта и недостаточные по площади здания, морально устаревшая техническая база, дефицит квалифицированных кадровых ресурсов и, наконец, информационный голод, связанный со снижением числа музейных конференций, количества и тиражей музейных изданий, - все это, вместе взятое, во многом определяет систему лимитирующих факторов, которые сегодня тормозят развитие музеев. Здесь мы имеем дело с противоречием между явно выраженным ресурсным дефицитом, который испытывают музеи, и достаточно высоким социальным статусом этих учреждений, подтверждаемым высоким спросом на результаты их деятельности. Отсюда следует, что проблематичность ситуации фактически состоит не в дефиците ресурсов (этот дефицит, по-видимому, является нормой динамичного развития любого социального образования), а в отсутствии действенных механизмов привлечения недостающих ресурсов извне музейной системы.
     Подводя итог краткому обзору ситуации, которая характеризует развитие музейной сферы на современном этапе, еще раз назовем основные проблемы в самом кратком виде:

  1. Проблема слабой упорядоченности развития музейной сети и отсутствия отлаженной системы горизонтальных связей между музеями.
  2. Проблема недостаточной социально-средовой интеграции музеев и низкой эффективности механизмов взаимодействия между музеями и их партнерами.
  3. Проблема отсутствия системы обратной связи между музеем и его потенциальной аудиторией.
  4. Проблема снижения общего уровня квалификации в сфере музейной деятельности, недостаточная интенсивность обмена новейшей профессиональной информацией.
  5. Проблема хронического дефицита ресурсного обеспечения развития музеев, отсутствие действенных механизмов привлечения недостающих ресурсов извне музейной системы.

     Возможно, приведенный перечень современных проблем развития российских музеев кому-то не покажется полным, хотя вряд ли можно оспаривать тот факт, что все поставленные вопросы актуальны и имеют прямое отношение к вопросам развития системы музейных коммуникаций.