АДИТ'98. Тезисы доклада

С.Д.Коровкин
Проректор по информатизации,
Ивановский государственный
энергетический университет

Музеи и образовательная среда
в информационной инфраструктуре региона

     Компьютерные технологии как средство обучения в высшей школе переживают период расцвета и на них делается вполне оправданная ставка. Дело не только в опыте, который мы не можем игнорировать (к 2000 году все библиотеки и школьные классы США будут объединены единой информационной супермагистралью). Огромные пространства нашей страны и специфика существующего положения заставляют рассматривать коммуникационные технологии как действенное средство информационной поддержки образовательного процесса, а дистанционное обучение с использованием компьютерных технологий в качестве важной альтернативы обучению дневному.
     Для полноценного внедрения этих технологий в образовательной сфере необходимо создание соответствующей среды. В этом плане нас будут интересовать прежде всего информационные и коммуникационные процессы. Прежде всего, должен быть обеспечен коллективный доступ к информационным ресурсам. Роль библиотек в этом очевидна. Другие важнейшие информационные хранилища - музеи.
     Что нужно для выполнения музеями своей роли информационных субъектов образовательной сферы? С одной стороны должен вестись перманентный процесс перевода сложной и многообразной музейной информации в вид, удобный для хранения в информационных системах коллективного пользования. С другой стороны - должна иметь место тенденция к развитию инфраструктуры доступа к этим ресурсам.
     Многие ведомства создают собственные информационные и коммуникационные инфраструктуры со своим пониманием системных проблем. В результате на местах - там, где интеграционные моменты особенно важны, возникают проблемы системного плана - проблемы объединения источников и потребителей информации в единое целое, т.е. действительного построения информационного пространства.
     Главный тезис, который хотел бы защитить автор - невозможность решать проблемы ведомственной или отраслевой информатизации без увязки с решением проблем информатизации региональной. Следствия неучета этого фактора очевидны - с одной стороны - технические, технологические и организационные нестыковки информационных и коммуникационных систем, с другой - явная невозможность создать в приемлемые сроки собственные информационные и коммуникационные инфраструктуры многими ведомствами.
     Действенным решением проблемы на данном этапе представляется активизация усилий региональных властных структур по созданию системообразующих компонент информационной инфраструктуры. В 1995 году Ивановский государственный энергетический университет постановлением главы администрации области назначен головной организацией по информатизации региона и приступил к концептуальному проектированию и созданию региональной информационно-аналитической системы органов государственной власти и управления (РИАС ОГВ). Закладываемые в ее основу архитектурные, технические, технологические, организационные, правовые принципы должны были максимально согласовать на уровне региона действия региональной администрации, муниципалитетов и ведомств, создающих и поддерживающих свои сегменты этой инфраструктуры.
     Было начато целенаправленное создание трех уровней этой системы - коммуникационной среды (полносвязанной сети), информационной модели (региональной системы баз данных) и аналитической системы. Принципиальным моментом работы был учет потенциальной диверсификации системы и предоставление ее коммуникационных и информационных возможностей более широкому кругу пользователей, в первую очередь культурной и образовательной сферам.
     Коммуникационная система региона будет базироваться на оптоволоконной позвоночной сети (как городской, так и региональный сегменты), строительство которой начато. Решение проблемы последней мили в городе прорабатывается и будет предложено летом.
     С учетом временного фактора (строительство позвоночной сети - дело не одного года) ИГЭУ начал проработку палиативного варианта скоростной сети (пилотный участок РИАС ОГВ и корпоративная сеть ВУЗов), достаточного по скорости и приемлемого по затратам на базе новейших средств передачи данных.
     Информационные системы базируются на корпоративных технологиях (трехзвенная архитектура в технологии Интранет с ультратонким клиентом). Все ведомственные системы пронизываются системой документооборота на базе Lotus Notes.
     Принципиальным моментом в работе является трансфер технологий РИАС ОГВ в субъекты системы. В этом коллектив головной организации по информатизации региона видит свое предназначение. Этому служит развернутый на территории ИГЭУ полигон корпоративных коммуникационных и информационных технологий. Базирование субъектов РИАС ОГВ на этих технологиях снимает проблему их стыковки. Представляется очевидным, что такого типа решения целесообразно закладывать и в рассматриваемых сферах. Современные объектные и объектно-реляционные системы управления базами данных дают привлекательные решения по хранению и поиску сложных типов данных, а их интеграция с web-технологиями позволяет естественным образом организовывать доступ к информации с помощью сетевых навигаторов.
     Помимо технологических, есть и ряд организационных проблем, которые необходимо рассмотреть. Примером является проблема приближения информации к местам ее потребления. Этот процесс абсолютно необходим с учетом состояния наших коммуникаций и тарифной политики провайдеров связи. Используя современные корпоративные технологии можно подтягивать эти ресурсы к регионам (система зеркал и механизмы репликации). Коммерческие провайдеры не идут на дотационный трафик. Следовательно, используя специфику высшей школы и образовательной сферы в целом есть смысл говорить об опорных точках в информационном пространстве (системе зеркал) на базе ВУЗов. Соответственно, и распределенная информационно-вычислительная среда ВУЗа (РИВС) должна обеспечивать поддержку и такой функции, как коллективный доступ к информационным ресурсам не только студентам ВУЗа, но и всем абонентам корпоративной сети.