|
АДИТ'98. Тезисы доклада
С.Д.Коровкин
Проректор по информатизации,
Ивановский государственный энергетический университет
Музеи и образовательная среда в информационной инфраструктуре региона
Компьютерные технологии как средство обучения в высшей школе переживают период расцвета и
на них делается вполне оправданная ставка. Дело не только в опыте, который мы не можем
игнорировать (к 2000 году все библиотеки и школьные классы США будут объединены единой
информационной супермагистралью). Огромные пространства нашей страны и специфика
существующего положения заставляют рассматривать коммуникационные технологии как
действенное средство информационной поддержки образовательного процесса, а дистанционное
обучение с использованием компьютерных технологий в качестве важной альтернативы обучению
дневному.
Для полноценного внедрения этих технологий в образовательной сфере необходимо создание
соответствующей среды. В этом плане нас будут интересовать прежде всего информационные
и коммуникационные процессы. Прежде всего, должен быть обеспечен коллективный доступ к
информационным ресурсам. Роль библиотек в этом очевидна. Другие важнейшие информационные
хранилища - музеи.
Что нужно для выполнения музеями своей роли информационных субъектов образовательной
сферы? С одной стороны должен вестись перманентный процесс перевода сложной и многообразной
музейной информации в вид, удобный для хранения в информационных системах коллективного
пользования. С другой стороны - должна иметь место тенденция к развитию инфраструктуры
доступа к этим ресурсам.
Многие ведомства создают собственные информационные и коммуникационные инфраструктуры со
своим пониманием системных проблем. В результате на местах - там, где интеграционные
моменты особенно важны, возникают проблемы системного плана - проблемы объединения
источников и потребителей информации в единое целое, т.е. действительного построения
информационного пространства.
Главный тезис, который хотел бы защитить автор - невозможность решать проблемы ведомственной
или отраслевой информатизации без увязки с решением проблем информатизации региональной.
Следствия неучета этого фактора очевидны - с одной стороны - технические, технологические
и организационные нестыковки информационных и коммуникационных систем, с другой - явная
невозможность создать в приемлемые сроки собственные информационные и коммуникационные
инфраструктуры многими ведомствами.
Действенным решением проблемы на данном этапе представляется активизация усилий региональных
властных структур по созданию системообразующих компонент информационной инфраструктуры.
В 1995 году Ивановский государственный энергетический университет постановлением главы
администрации области назначен головной организацией по информатизации региона и приступил
к концептуальному проектированию и созданию региональной информационно-аналитической системы
органов государственной власти и управления (РИАС ОГВ). Закладываемые в ее основу
архитектурные, технические, технологические, организационные, правовые принципы должны
были максимально согласовать на уровне региона действия региональной администрации,
муниципалитетов и ведомств, создающих и поддерживающих свои сегменты этой инфраструктуры.
Было начато целенаправленное создание трех уровней этой системы - коммуникационной среды
(полносвязанной сети), информационной модели (региональной системы баз данных) и
аналитической системы. Принципиальным моментом работы был учет потенциальной
диверсификации системы и предоставление ее коммуникационных и информационных
возможностей более широкому кругу пользователей, в первую очередь культурной и
образовательной сферам.
Коммуникационная система региона будет базироваться на оптоволоконной позвоночной сети
(как городской, так и региональный сегменты), строительство которой начато. Решение
проблемы последней мили в городе прорабатывается и будет предложено летом.
С учетом временного фактора (строительство позвоночной сети - дело не одного года) ИГЭУ
начал проработку палиативного варианта скоростной сети (пилотный участок РИАС ОГВ и
корпоративная сеть ВУЗов), достаточного по скорости и приемлемого по затратам на базе
новейших средств передачи данных.
Информационные системы базируются на корпоративных технологиях (трехзвенная архитектура
в технологии Интранет с ультратонким клиентом). Все ведомственные системы пронизываются
системой документооборота на базе Lotus Notes.
Принципиальным моментом в работе является трансфер технологий РИАС ОГВ в субъекты системы.
В этом коллектив головной организации по информатизации региона видит свое предназначение.
Этому служит развернутый на территории ИГЭУ полигон корпоративных коммуникационных и
информационных технологий. Базирование субъектов РИАС ОГВ на этих технологиях снимает
проблему их стыковки. Представляется очевидным, что такого типа решения целесообразно
закладывать и в рассматриваемых сферах. Современные объектные и объектно-реляционные
системы управления базами данных дают привлекательные решения по хранению и поиску сложных
типов данных, а их интеграция с web-технологиями позволяет естественным образом организовывать
доступ к информации с помощью сетевых навигаторов.
Помимо технологических, есть и ряд организационных проблем, которые необходимо рассмотреть.
Примером является проблема приближения информации к местам ее потребления. Этот процесс
абсолютно необходим с учетом состояния наших коммуникаций и тарифной политики провайдеров
связи. Используя современные корпоративные технологии можно подтягивать эти ресурсы к
регионам (система зеркал и механизмы репликации). Коммерческие провайдеры не идут на
дотационный трафик. Следовательно, используя специфику высшей школы и образовательной
сферы в целом есть смысл говорить об опорных точках в информационном пространстве
(системе зеркал) на базе ВУЗов. Соответственно, и распределенная информационно-вычислительная
среда ВУЗа (РИВС) должна обеспечивать поддержку и такой функции, как коллективный доступ к
информационным ресурсам не только студентам ВУЗа, но и всем абонентам корпоративной сети.
|