АДИТ'98. Тезисы доклада

Ю.Б.Неруш
Заместитель директора по научной работе,
Сургутский художественный музей

Информационная межмузейная служба спасения

     Каждому из нас хорошо известно, что жизнь музея лишена степенной размеренности и храмового спокойствия. Как и в любой другой организации, немалая доля рабочего времени директора уходит на поиски решений самых разнообразных проблем внутреннего и внешнего порядка. Общее место и не стоило бы об этом и говорить, если бы не два важных обстоятельства дела.
     Во-первых, проблемы чреваты нежелательными конфликтами, а то и могут привести музей к определенному кризису.
     Во-вторых, и это главное - все ситуации такого рода связаны с отсутствием своевременной качественной информации - профессиональной информации правового, экономического, маркетингового, психологического и иного характера; информации нормативной и прикладной ("в таком-то музее успешно справились с этой проблемой") и так далее. При необходимости этот перечень можно продолжить.
     Как правило, затратив n-ное количество усилий, рано или поздно мы находим искомую информацию. Но, как свидетельствует народная мудрость, "дорога ложка к обеду". Очевидно, что если бы мы имели возможность получать ответы на свои вопросы быстро, если бы знали до тонкостей свои права и возможности маневрирования в привычных стесненных обстоятельствах, если бы опыт всего музейного сообщества был в нашем распоряжении, то времени для созидания и творчества у нас бы прибавилось.
     В качестве варианта решения этих проблем в 1997 году на семинаре для музейных работников, организованным ЦСИС в Ярославле, родилась идея создания специализированной межмузейной службы оказания информационной поддержки музеям в конфликтных и кризисных ситуациях. Звучит немного бюрократично. Что же это будет за служба? Кто и на каких условиях сможет воспользоваться ее помощью?
     В качестве основы службы "музейной скорой помощи" , как окрестили ее на ярославском семинаре, мы предлагаем создание специализированной информационной системы, структурированной в соответствии с актуальной проблематикой и ориентированной на запросы, поступающие от музеев. Темами разделов могут быть: юридические консультации, возможное партнерство, рынок (идей, специалистов и т.д.), экспертиза, технические проблемы, связанные с освоением новых информационных технологий, проблемы безопасности и хранения коллекций и др. Работу системы обеспечивает диспетчер и сами музеи-пользователи, которые готовы поделиться с коллегами любым позитивным опытом в разрешении проблем.
     Действует служба по принципу: вопрос- ответ. Музей-пользователь может запросить любую необходимую ему в данный момент информацию. Для этого достаточно позвонить диспетчеру службы по телефону, отправить запрос факсом или электронной почтой. Диспетчер службы, в распоряжении которого находится электронная база данных, произведет выборку по интересующей проблеме и отправит информацию пользователю по тем же каналам связи. Конечно, возможны ситуации, когда база данных не содержит готового ответа. Тогда диспетчер службы поможет получить оперативную консультацию эксперта. Система может работать также и в автоматическом режиме (через ИНТЕРНЕТ).
     Легко убедиться в том, что названные каналы связи гарантируют доступность службы "скорой помощи" всем желающим музеям без исключения, а также удовлетворение запроса в течение нескольких часов, максимум суток.
     Хочется обратить внимание коллег на одно из желательных условий пользования системой - так называемой обратной связи. Музей может предоставлять в банк данных свой опыт решения актуальных проблем. Это могут быть разработанные типы договоров, описания остроумных решений каких-то проблем, адреса для полезных и, наоборот, ненадежных контактов и пр.
     Таковы коротко принципы действия службы. Ее интерактивность представляется нам одной из ключевых характеристик, определяющих жизнеспособность новой системы. Кто, кроме самих работников музеев, знает лучше их проблемы? Также не нужно доказывать, как бывает дорог живой опыт.
     Особая роль в функционировании службы отводится экспертам. Не являясь штатными сотрудниками службы, они могут давать краткие эксклюзивные консультации. По итогам года сотрудники службы совместно с экспертами будут выпускать аналитический бюллетень с разбором наиболее типичных критических ситуаций. В бюллетене может определяться и рейтинг музеев-пользователей, предоставляющих информацию о своем опыте в систему, по критерию максимального КПД.
     Теперь посмотрим, что необходимо для реализации этой идеи?
     Прежде всего, признание музейным сообществом необходимости такой специализированной службы. На ярославском семинаре идея была поддержана коллегами. Позже в течение 1997 года проводилось интервьюирование представителей различных музеев. Хотя масштабы опроса пока невелики, можно отметить понимание и позитивную настроенность музейных специалистов. Серьезные же сомнения сегодня у практиков вызывает финансовая возможность организации такой службы.
     Необходимы средства для формирования определенной материальной базы, разработки специального программного продукта и создание самой базы данных, осуществление программы "паблик рилейшенз", обучение кадров (2х—3х диспетчеров). Возможно, на этом этапе следует искать поддержки в грантовых программах.
     Вопрос же финансирования работы системы в рабочем режиме (затраты на заработную плату сотрудников службы, оплату коммунальных услуг и услуг связи) на сегодня действительно остается открытым.