АДИТ'98. Тезисы доклада

З.В.Турманова
Заведующая отделом социального проектирования,
Сахалинский областной художественный музей

О реальных и мнимых сложностях перехода
провинциальных музеев
на новые информационные технологии

     Для начала определим статус музея, о котором будет идти речь в докладе:

  • основан 20 лет назад.
  • вторая категория
  • 7000 единиц хранения;
  • 8-10 научных сотрудников;
  • располагается на окраине России (часов 7–8 полета до Москвы с оплатой проезда более 2000 рублей в одну сторону).

     Оговоримся сразу, что такой музей для отдаленной области или района, в котором он располагается, значит не меньше, чем самый престижный центральный музей. Его коллекции доступны местным жителям, просветительные программы ориентированы на их запросы, сотрудники, занимающиеся определенными темами, знакомы постоянным посетителям. Однако при всей самоценности таких музеев и их значительности, в их деятельности и существовании в нынешних стремительно изменяющихся условиях больше проблем, нежели у их столичных собратьев.
     Сотрудники таких музеев являются "многостаночниками" и по необходимости, и по инициативе творческой натуры. Проблемы комплектования, хранения и изучения коллекций преобладают над всеми, даже политическими проблемами, как и положено такой консервативной организации, как музей. Помимо музейных проблем этими же сотрудниками решаются такие несвойственные им задачи, как добывание средств для музейной деятельности, при полном отсутствии ее бюджетного финансирования. Много времени уходит на работу со спонсорами, на мероприятия, отрабатывающие спонсорские средства, на написание проектов и отчетов по грантам.
     При этом музеи имеют, в лучшем случае, старенькие компьютеры, оснащенные устаревшими программами, обслуживающие фонды, иногда выставки (этикетаж, аннотирование и др.).
     Самое интересное состоит в том, что если в такой организации появится оборудование, предлагающее новые формы деятельности и новые технологические возможности в выстраивании коммуникационных сетей, в организации электронной связи и в выходе в новые информационные и коммуникативные пространства, оно, вполне вероятно, может остаться невостребованным. Проблема в том, что небольшой коллектив, преданный своему музею и не имеющий времени заниматься всеми перечисленными проблемами, может негативно встретить нововведения. Причин для возникновения такой ситуации больше, чем достаточно:
  • неинформированность музейных сотрудников о коммуникативных возможностях новых технических средств;
  • нехватка времени для освоения новых технологий;
  • незапланированность штатной единицы для обслуживания техники и потребностей музея в ее использовании;
  • боязнь резких перемен, открытости своей деятельности;
  • отсутствие адресатов электронной почты в связи с невозможностью выезда на семинары, стажировки и конференции последние 5 лет.

     При сложившихся обстоятельствах решить эти проблемы мог бы Отдел развития музея, который взял бы на себя функции адаптации музея к современным условиям существования, предоставляя возможность развиваться инновационным формам деятельности, организуя для этого информационную базу данных, выход в широкие коммуникативные сферы, проводя проблемные социологические исследования, проектную деятельность.
     Для того, чтобы отдельная организация, в данном случае – музей, не оставалась только в кругу собственных проблем, необходимо создать условия для перехода к существованию в открытом обществе. Чтобы переходить на новые коммуникативные формы общения, надо иметь партнеров не только в центре, но и в непосредственной близости, в каждодневном общении.
     Три сотрудника Сахалинского областного художественного музея с помощью Дальневосточного представительства фонда "Евразия" организовали информационно–координационный центр "Родник", целью которого является просветительная деятельность в сфере культурного менеджмента и новых технологий среди учреждений культуры и образования Сахалинской области.
     Социологические исследования, проведенные сотрудниками центра "Родник" среди творческих сотрудников учреждений культуры и образования, показывают, что на рабочем столе ни один из них не имеет компьютера. Доступ к нему, возможность выполнять какую-то работу имеют 23% исследованной аудитории, среди них – жители районов области. Возможность выхода в Интернет имеют 6%, в том числе - только жители Южно-Сахалинска – областного центра. Электронной почтой - из исследуемой аудитории - не пользуется никто.
     Исследования проводились на творческих семинарах, организованных Институтом усовершенствования учителей в г.Южно-Сахалинске, и на выездных семинарах, организованных центром "Родник" в г.Невельске Сахалинской области. К семинарам были привлечены сотрудники Областной научной библиотеки, которая сейчас является одним из передовых учреждений в области освоения новых технологий.
     Деятельность центра (выступления в печати, издание брошюр, проведение семинаров) привлекла внимание Управления культуры департамента образования, культуры и спорта администрации Сахалинской области, поэтому в конце мая в областном центре будут проведены занятия с представителями администрации учреждений культуры области, которые, вероятно, могут привести к каким-то изменениям в психологии отношения к адекватному существованию учреждений культуры в современных условиях.
     Деятельность центра "Родник" рассчитана на год и скоро подойдет к концу. Уже сейчас видно, что не все существующие проблемы будут решены, но сотрудники центра имеют надежду, что изменится взгляд руководителей и сотрудников учреждений культуры на собственное существование в новой коммуникативной среде, в открытом обществе.