АДИТ'99. Текст доклада.
Маневич Григорий Михайлович
Москва, Государственный художественный историко-архитектурный
и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское",
Заведующий отделом научной информации
Тел. (095) 115-86-45, Факс (095) 112-04-14,
kolomen@museum.ru

Создание сети по национальному наследию:
опыт зарубежных проектов

     Данный доклад построен на основе обзора зарубежных проектов создания сетей по национальному наследию. В обзор включены как проекты, в названии которых содержится сам термин "heritage network" или "сеть по культурному, национальному наследию", так и проекты, имеющие другие названия и девизы, но целью, которых является комплексное и официальное представление информации о национальном наследии государства. При составлении обзора были использованы имеющиеся на Web-сайтах соответствующих проектов официальные материалы и информационные ресурсы, различные обзорные статьи по теме. Особый интерес, на мой взгляд, представляет подробный и профессиональный отчет специалистов о развитии Шведской сети по культуре, выполненный в 1998 году, из которого взяты некоторые материалы и для моего доклада [1].

     Следует сразу оговориться, что термины "сеть культурного наследия", "сеть по национальному наследию", "сеть по культурному и природному наследию" и схожие с ними являются синонимами в данном докладе. Причины этого - расплывчатость самой формулировки, невозможность адекватного перевода на русский язык английского терминов "heritage" и "culturenet". Самыми распространенными формулировками являются "культурная сеть" или "сеть по культуре", а самыми объемными - "сеть по наследию" или "сеть по национальному культурному и природному наследию".

     Сама идея "сети по культуре" появилась, безусловно, под влиянием стремительного развития и изменения технологических, экономических и социальных условий в конце 20 века. Информация, если так можно выразиться, "гуманитарного" характера – информация о культурном наследии имеет самый разнообразный, подчас слабо формализованный характер, содержит важные и большие текстовые документы, базы данных, фотографии, кино-, видео-, аудио- записи. Возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий позволяют создавать сверхбольшие мультимедийные хранилища подобной информации. Культура немыслима без диалога, коммуникации. С бурным развитием сети Интернет и связанных с ней телекоммуникационных и информационных технологий появились уникальные возможности создания, накопления, обработки и распространения многоплановой культурной информации. Хранилища данных объединяются в сети посредством высокоскоростных каналов связи с большой пропускной способностью. Пользователи таких хранилищ обеспечиваются удобным многоязычным интерфейсом, с продуманными средствами навигации и управления знаниями. Параллельно разработано много различных стандартов описания и представления информации о культурном наследии, родившихся в результате долгих и трудных формальных соглашений между различными международными организациями по стандартизации, национальными институтами и культурными и научными организация. Утвердились и стандарты "де факто", основанные на успешно реализованных проектах.

     В течение последних нескольких лет в целом ряду стран были утверждены свои концепции "сети по культурному наследию" (culturenet). В этих концепциях сеть по культуре характеризуется как "оперативная, свободная, обеспечивающая открытый доступ общественности к информации о культурных ресурсах и событиях, важный элемент национальной социальной политики". В стороне не остаются и наднациональные организации: Европейское сообщество (ЕС), "Большая Восьмерка", Всемирный Банк, поддерживают такие разработки. Одним из ключевых приоритетов 5-ой Рамочной Программы ЕС "Технологии Информационного Общества" является "создание информационных систем по культуре, глубокая интеграция новых и унаследованных систем в электронные библиотеки, включающие в себя высококачественные аудиовизуальные и мультисенсорные системы".

     Сети по культурному наследию создаются также на региональном уровне, отраслевом уровне: среди музеев, библиотек, архивов, специалистов по искусству, других культурных областей.

     В связи со всем вышесказанным и, в особенности, ввиду обсуждаемой проблемы создания российской сети по культурному наследию, мне представляется интересным и важным провести небольшой обзор: а что уже наработано на эту тему в других странах, каковы типические черты, особенности таких инициатив, какие возникают проблемы.

     Для начала, хотелось бы сформулировать ряд "узловых" моментов, основных тенденций, характеризующих и определяющих, на мой взгляд, современное состояние развития проектов сетей по культурному наследию. Затем будут представлены несколько конкретных примеров.

 

     Государственная инициатива и поддержка.

     Практически все зарубежные проекты создания "сети по культуре", "сети по национальному наследию" изначально инициированы государственными структурами: министерствами и ведомствами, отвечающими за культурную политику страны, департаментами по информационным технологиям, региональными администрациями, а также предусмотрены федеральными, региональными и отраслевыми программами по информатизации.

     Большинство национальных сетей по культуре управляется исполнительным комитетом или советом директоров, обычно состоящим из представителей разных областей культуры и профессионалов других областей.

     Правда есть и исключения: Канадская Сеть по Культуре (не путать c Канадской Информационной Сетью по Наследию CHIN) – независимая инициатива Канадского Университета, спонсируемая на основе членских взносов, Австрийская Сеть по Культуре – экспериментальный проект, собравший большое количество материала по истории и современной культуре, также поддерживаемый университетом. Французское министерство культуры самостоятельно осуществляет деятельность, аналогичную сетям по культурному наследию. Бразильская Сеть, ориентированная на бразильцев по всему миру и вовсе содержится частной фирмой в Лос-Анджелесе и финансируется через членские взносы и доходы от рекламы.

 

     Спонсорская поддержка и коммерческая составляющая.

     Основным спонсором рассматриваемых проектов "сети по культурному наследию" чаще всего выступает правительство или различные его департаменты. Другой основной источник финансирования – спонсорская поддержка проекта различными частными и государственными фондами.

     Работают не только финансовые виды спонсорства. Распространенным является предоставление культурными организациями, либо техническими фирмами, осуществляющими проект своей компьютерной и телекоммуникационной инфраструктуры. Другая форма – бесплатное предоставление исполнителям проекта лицензий и авторских прав на ресурсы музеев, галерей, архивов, библиотек.

     Одна из форм существования "сети по культурному наследию" – некий консорциум, работающий на коммерческой основе. Вообще, серьезная проблема таких проектов – финансовая окупаемость и возможная прибыльность. В некоторых проектах, после определенного контрактом срока спонсорской поддержки, предусмотрено самостоятельное коммерческое существование. Основной источник дохода при этом – взимание платы за доступ к профессиональным ресурсам и публикациям с не принадлежащих к сфере культуры организаций или частных лиц.

 

     Технические аспекты проекта.

     Как уже было отмечено, информационные технологии и технологии Интернет развиваются очень быстро. Постепенно из простых статических HTML-страничек содержимое Сетей по наследию превращается в динамичные мультимедийные базы данных, доступные по Интернет. Возросшая пропускная способность и скорость работы сетей позволяет оперировать с изображениями высокого разрешения, видеоизображениями выходить на цифровое телевидение. Необходимость в индексации, оценке, поиске качественной и нужной информации способствует постепенному, но уверенному увеличению количества представленных в Сети структурированных документов, использующих язык XML и метаданные, то есть "данные о данных", специально разработанные стандарты и протоколы, в частности, широко известный в библиотечной сфере протокол Z39.50.

     Технической реализацией и поддержанием работоспособности сети обычно занимается команда высококвалифицированных профессионалов, хотя бы часть которой работает на постоянной основе. Существует и вариант контракта со сторонней технической организацией.

     Большую роль играет наличие во главе такой команды или вообще среди реализующих проект грамотного и опытного менеджера по информационным технологиям, способного реально оценивать потенциал тех или иных технологий и последовательно применять их в работе сети.

 

     Обеспечение свободного доступа граждан к информации о национальном наследии.

     Главная миссия большинства проектов – обеспечение свободного доступа граждан к информации о национальном наследии и предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современной телекоммуникационной инфраструктуры.

     Важнейшей составляющей того, что декларируется как "свободный доступ к информации о культурном наследии" можно назвать создание электронных общедоступных Интернет-каталогов по коллекциям главных "хранителей культурных ценностей" – музеев, галерей, библиотек и архивов. Такая возможность пока реализована далеко не во всех проектах, однако большинство ставят ее в ряду основных задач.

 

     Индексация и отбор качественной и актуальной информации.

     Индексация Web-сайтов и ресурсов по культурной тематике – одна из самых интересных и важных услуг, предоставляемых некоторыми Сетями. Преимущество при этом имеют сайты, которые: актуальны (обновляются как минимум раз в месяц), обладают полнотой информации, просты в обращении (содержат понятные инструкции, корректно работают и имеют дружественный интерфейс). Более субъективный критерий выдвигается в Австрийской Сети: соответствие национальным интересам, международный резонанс, уровень представления прошлого, настоящего и будущего Австрии, долговечность самого ресурса.

     Ориентация разделов Сети на конкретные типы аудитории: детей, подростков и т. п. - не менее интересная особенность.

 

     Вовлечение государственных, частных и общественных организаций и отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации национального наследия страны.

     Основная задача, стратегическая цель и вообще "двигатель" всех проектов сети по культурному наследию – вовлечение всей полноты государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации национального наследия страны, используя современные информационные и телекоммуникационные технологии. Эта задача явно или неявно присутствует во всех проектах.

     Есть тенденция к превращению "сети по культурному наследию" в основной инструмент ведения научной, образовательной и просветительской деятельности культурных институтов на современном технологическом уровне.

 

     Справочные и обучающие материалы по применению информационных технологий в культурной сфере.

     Один из главных "столпов", на котором стоит любая сеть по культуре – инициатива самих культурных организаций. Тут встает серьезная проблема: отсутствие у работников культурной сферы необходимой квалификации в области информационных технологий. Ничего страшного в этом нет – любое новшество надо прежде всего изучить и приспособить для своих нужд.

     Именно этому и служат подробные и профессиональные обзоры программного обеспечения, особенно предназначенного для автоматизации учета и хранения музейных коллекций. Отдельно предлагаются различные тренинги, семинары, мастер-классы по использованию сети Интернет, разработке и дизайну Web-сайтов. Благодаря этому снижается финансовый риск при приобретении готовых программных решений.

 

     Электронные форумы, дискуссионные группы, чаты.

     Общение и обмен мнениями – основа любой совместной работы, поэтому, большинство Сетей имеет дискуссионные разделы, онлайновые чаты. Поддерживаются дискуссии на конкретные темы, обсуждение научных проблем. Работают "публичные доски объявлений", где организации и простые пользователи могут помещать объявления и информацию, подлежащую, по их мнению, публичному обсуждению. Публикуются также объявления о работе.

 

     Важный экономический и социальный ресурс.

     Несомненной является важнейшая и все возрастающая роль наиболее развитых проектов в сфере культурного туризма и социальных программ. Накопление и создание знаний, их последующая продажа приобрели глобальное значение в мировой экономике. Сети по культурному наследию становятся полноправным участником инженерии знаний и культурного опыта, мощным национальным и экономическим потенциалом.

     Итак, что же все-таки представляют из себя эти столь притягивающие и столь же загадочные "Сети"? Позволю себе продемонстрировать несколько примеров.

 

     Канадская Информационная Сеть по Национальному Наследию CHIN (Canadian Heritage Information Network)

     В 1972 году были начаты работы в соответствии с Национальной программой создания Инвентаря по культурному наследию страны, на основе применения компьютерной техники. Стратегия программы строилась на внедрении национальных стандартов описания данных, децентрализации подготовки данных и централизации их хранения и обработки в Центральном офисе на базе использования мощных ЭВМ – мэйнфреймов. В центральной базе данных накапливались описания, как музейных коллекций, так и недвижимых памятников.

     В 1982 году была создана CHIN, которая и по сей день является ядром программы. Тем не менее, изменившиеся условия заставили CHIN в 1995 году отказаться от принципа централизации обработки данных. В соответствии с принятым решением, основные усилия CHIN были направлены на организацию распределенных баз данных, создаваемых непосредственно в музеях и подключение их к Интернет. [2]

     В настоящий момент CHIN - это специальное оперативное агентство в рамках федерального Департамента по Культурному Наследию Канады. Основная миссия Сети - сотрудничество со всеми канадскими организациями, так или иначе связанными с национальным наследием, с целью предоставления гражданам Канады широкого спектра услуг в этой области. Цель создания CHIN заявлена как "обеспечение эффективного доступа к информации о Канадском и международном культурном наследии для образовательных и развлекательных целей, а также коллективной выгоды Канадских музеев". Достижение этой цели осуществляется посредством:

  • разработки и продвижения стандартов и рекомендаций по созданию стандартизированных информационных ресурсов и обмену ими посредством распределенной среды;
  • содействия созданию, управлению, распространению, и использованию информации о культурном наследии;
  • предоставления интегрированного доступа к распределенной информации о культурном наследии;
  • совершенствования и эффективного использования технологий, в соответствии с потребностям членов сообщества;
  • представления Канадских музеев в национальных и международных инициативах и программах, связанных с доступом к информации о культурном наследии.

     Являясь "электронным шлюзом" к богатейшему культурному и природному наследию Канады, CHIN предоставляет свои услуги всем онлайновым посетителям из любой страны, равно как и музеям и библиотекам, школам и колледжам, университетам и различным сообществам, туристическим организациям.

     Условия членства, права и обязанности участников проекта детально проработаны и заслуживают отдельного внимания. Право на членство в CHIN имеют:

  • официально зарегистрированные канадские музеи, галереи или организации сходного типа, федеральные или провинциальные агентства по культурному наследию;
  • организации, занимающиеся недвижимыми памятниками, сбором и обработкой информации о различных коллекциях;
  • сезонные музеи, и некоммерческие организации, занимающиеся культурным наследием, но не обладающие собственными коллекциями.

     Условием полноценного членства является предоставление в Базу Данных по Культурному Наследию Канады (Artefacts of Canada) как минимум 1000 записей о своих коллекциях и общей информации об организации и ее коллекциях для Путеводителя по Канадским Музеям и Галереям (The Guide to Canadian Museums and Galleries). Условием ассоциированного членства является предоставление общей информации об организации и ее коллекциях для Путеводителя.

     Из обязанностей, установленных для членов Сети хотелось бы особо отметить следующие:

  • регулярное обновление своей информации;
  • предоставлять свою собственную техническую базу (компьютерное оборудование, сетевую инфраструктуру);

     Членство в Сети дает право культурным организациям на свободный и бесплатный доступ к подписке на разнообразные информационные материалы и рассылки, различные скидки в оплате, например, участия конференциях или обучающих семинарах. Предоставление информации о себе в Путеводитель по Канадским Музеям и Галереям, резко повышает международную известность и общественный резонанс культурной организации.

     В Канадской Сети не существует каких-либо членских взносов, так как декларируется, что "переданная информация рассматривается как эквивалент денежного взноса". При этом, за организацией оставляется право отозвать эти данные в любое время, после предварительного согласования с Канадской Сетью.

     Каковы же наиболее заметные и интересные ресурсы, предлагаемые CHIN?

     Путеводитель по Канадским Музеям и Галереям дает представление о более чем 400 музеях и других организациях по культурному наследию по всей стране, их коллекциях, местонахождении, музейных службах и часах работы. Имеются также ссылки на другие сайты, содержащие информацию о культурных объектах по всем миру.

     Для изучения коллекций канадских музеев можно воспользоваться плодом более чем 20-летней совместной деятельности канадских музеев - уникальным электронным каталогом по музейным коллекциям "Artefacts of Canada" с широкими возможностями поиска. В каталоге представлена информация о коллекциях 105 членов Сети, разделенная на 3 категории: гуманитарную, естественнонаучную и археологическую. Имеется прекрасно организованный поисковый механизм, позволяющий даже неспециалисту в области искусства или истории найти информацию по интересующей его тематике. Для этого предназначен ряд "наводящих вопросов": кто?, где?, когда?, что?, как? В соответствии с этими "вопросами"-разделами отсортированы поля по которым можно производить запрос. Ответом служит краткая или полная (по желанию) информация о найденных предметах, содержащая основные параметры: название, материал, время создания, происхождение и т. п.

     Профессионалам в области культурного наследия и другим категориям исследователей, несомненно, понадобятся службы подписки CHIN, дающие доступ к огромному ссылочному и справочному материалу, а также службы поиска, подобные онлайновому тезаурусу, облегчающие изучение конкретной тематики. Обширные библиографические базы данных по таким темам, как консервация и музейное дело, включают в себя бесценную информацию, предоставленную целым рядом солидных учреждений: Канадским Институтом по Консервации, Институтом по Консервации Фонда Гетти, Международным Центром по Изучению Реставрации и Консервации Культурной Собственности, Международным Союзом по Археологии и Памятникам, Международным Союзом Музеев. Все это позволяет исследователям сэкономить многие часы поиска в библиотеках и архивах.

     Просмотр новостных служб и поиск информации о планируемых культурных и узкоспециализированных событиях облегчает и совершенствует работу широкого круга специалистов. В рамках Сети существуют списки рассылки и онлайновые дискуссии с коллегами по всему миру по широкому спектру тематик. На сервер Сети выложены многочисленные публикации по всем аспектам музейной деятельности, а также электронная газета "Network News", дающая обзор текущего состояния CHIN, сообщающая о событиях и планах Сети. Не менее интересна возможность принять участие в специальной виртуальной выставке, совместно проводимой Канадскими музеями или музеями из разных стран. Для этого выделен раздел "Виртуальные экспозиции", где накапливаются все виртуальные выставки и экспозиции, проводимые в рамках совместных проектов

     Необходимо отметить, что большинство профессиональных ресурсов доступно только для членов CHIN, либо за определенную плату. В то же время, действует система скидок и "пробных" подписок.

 

     Австралийская Сеть по Культуре ACN (Australia's Cultural Network).

     Австралийская Сеть по Культуре создана и управляется Секцией по Новым Средствам Информации при Австралийском Федеральном Департаменте Коммуникаций, Информационных Технологий и Искусств. Контроль над проектом осуществляется специальной Консультативной Группой (Reference Group), состоящей из 10 человек профессионалов в разных областях культуры и информационных технологий – в соответствии с принципами, установленными правительством. Этими принципами Консультативная Группа определена как совещательный орган, оказывающий консультации по стратегическим и оперативным планам развития Сети, по разработке совместных онлайновых проектов для Сети, выдающий рекомендации по поддержанию ее качества и целостности.

     Австралийская Сеть по Культуре координирует онлайновые культурные сервисы и деятельность в этой сфере. Цели и задачи Сети изложены в специальном документе (Mission Statement). Инициаторы Сети видят австралийскую культуру как "динамичную, доступную и приносящую любому удовольствие".

     Миссия Австралийской Сети по Культуре состоит в "обогащении жизни австралийцев посредством предоставления оперативного доступа к австралийской культуре". Заявлены следующие цели Сети:

  • совершенствование и развитие онлайнового доступа и партнерства в исследованиях, инициативах, коммерческих проектах и иных событиях австралийской культурной жизни;
  • повышение продуктивности культурных организаций и работников культуры Австралии.

     Для достижения этих целей предлагается определенная стратегия, а именно:

  • поощрение скоординированного развития онлайновых услуг в рамках австралийского культурного сообщества;
  • инициация совместных разработок, демонстрирующих использование онлайновых сервисов для австралийского культурного сообщества;
  • поддержка культурных организаций Австралии и совместная работа с ними с целью включения онлайновых сервисов в их бизнес-планы;
  • формирование альянсов и сотрудничество в специальных проектах для стимулирования использования услуг оперативной доставки информации австралийским культурным сообществом;
  • предоставление доступа к австралийскому культурному наследию как австралийцам, так и всем народам мира;
  • оказание консультаций правительству Содружества по внедрению онлайновых сервисов в культурном сообществе Австралии.

     Сайт Австралийской Сети в Интернет ( http://acn.net.au ) представляет собой "ворота" свободного доступа к австралийским культурным организациям, Web-сайтам, ресурсам, новостям и событиям. Он служит центром обмена ресурсами, идеями и информацией, благодаря которому культурные работники и организации могут общаться друг с другом, продвигать и развивать использование онлайновых служб.

     На сервере имеются ссылки на более чем 1000 Австралийских Web-сайтов по культурной тематике, и поисковый механизм по 500000 проиндексированным Web-страницам, посвященным Австралийской культуре. В рамках Австралийской Сети разработаны и действуют четкие правила отбора и индексации сайтов, определяющие качество, полноту и актуальность Web-сайтов по культурной тематике , помещаемых в индексируемую базу данных.

     Помочь культурным работникам и организациям Австралии научиться использовать оперативный доступ к продуктам своей деятельности призваны специальные руководства, подробно разъясняющие принципы и методы работы с Интернет, обучающие созданию Web-сайтов, электронной публикации больших документов, защите авторских прав, дающие ссылки на словари компьютерных терминов и обозначений. Среди других профессиональных ресурсов, представленных на сервере Сети можно назвать ссылки на онлайновые базы данных по австралийской культуре, международные культурные и технические ресурсы.

     Одна из интересных особенностей этого динамичного проекта - наличие специального раздела, посвященного статистике работы Австралийской Сети. В этом разделе можно получить исчерпывающую цифровую и графическую информацию о количестве запросов к Сети, количестве пользователей, степени загрузки сервера, наиболее популярных разделах и страницах. Перечислены наиболее активные пользователи (точнее, IP-адреса и домены) сайта, их национальный состав. Имеется даже статистика по используемым браузерам. Вся эта, а также другая полезная информация представлена за текущий день, последнюю неделю, последний месяц, и за период, истекший со дня запуска сайта (15 апреля 1998 года)

     Web-cайт Австралийской Сети по Культуре функционирует на базе 4-процессорного сервера Sun Ultra 3000 с оперативной памятью в 500 Мбайт и дисковым RAID-массивом, объемом более 50 Гбайт, связанного с Интернет через канал с пропускной способностью 1 Мбит/с. Техническую поддержку проекта осуществляет ряд компьютерных фирм.

     Сайт работает под управлением Web-cервера компании Netscape. Для создания Web-cтраниц использованы продукты Home Page и BBEdit, для обработки графики - Photoshop 4.0. Сайт оптимизирован для просмотра броузерами Netscape и Internet Explorer.

     Сервис поиска Web-cтраниц по культуре работает с помощью индексной машины Verity's Search97 и генерируется из основанной на языке Perl базы данных Zyview, адаптированной для проекта компанией WebTrax. Вообще, большинство австралийских сайтов по культуре индексированы посредством Search97 и робота по сбору Web-cтраниц Netscape Compass Server. Уникальной особенностью cайта ACN, является то, что каждая страница имеет метаданные (краткую информацию о том, чему посвящена страница), такие как категория, содержимое, местоположение, присоединяемые к ней в процессе индексирования.

     Австралийская Сеть непрерывно развивается: появляются новые разделы, недавно полностью обновлен дизайн сайта.

 

     Датская Сеть по Культуре Danish CultureNet ( http://www.kulturenet.dk ).

     Дания была первой Скандинавской страной, которая в апреле 1997 г. создала свою сеть по культурному наследию под эгидой Датского Министерства Культуры. Интересен девиз Сети: "сеть виртуальных культурных организаций" – виртуальных галерей, музеев, архивов и библиотек, обладающих оцифрованной информацией по культуре. Свою миссию Датская Сеть видит в том, чтобы обеспечить гражданам качественный и быстрый доступ к культурному наследию, находящемуся в учреждениях Министерства Культуры и других государственных организациях. Датская Сеть стала результатом принятого Министерством в 1995 году плана развития информационных технологий.

     Бюджет Датской Сети на 1998 год составил 5 миллионов датских крон. Сеть управляется специальным Комитетом, состоящим из 9 человек, представляющих как госструктуры, так и просто специализирующихся в области коммуникаций и оцифровки. Текущие задачи решает секретариат, и отдельная группа занимается технической поддержкой. Штат Сети – 6 человек.

     Первой целью проекта было создание электронной сети для общественных культурных учреждений и активная помощь этим учреждениям в их деятельности по переводу информации в электронный вид. В первую очередь были профинансированы специальные краткосрочные проекты, демонстрирующие возможности интегрированного использования информации из различных областей культуры.

     Сеть обеспечивает свои собственные информационные службы и ссылки на услуги, предоставляемые культурными и другими учреждениями (напр. календарь культурных событий), проводит мастер-классы и семинары по различным темам, касающимся гуманитарной информатики, а также выделяет пространство на своем сервере сети для организаций, не имеющих собственной технической базы. Web-сайт Сети двуязычен – есть датская и английская версии.

     Сеть была открыта в апреле 1997 г., но до настоящего времени находится в процессе создания. В частности, проводится преобразование средств поиска, с целью предоставления конечному пользователю гораздо более гибкого и мощного поискового сервиса, обеспечивающего удобный иерархический и тематический поиск. Для этого разрабатывается новая база данных, содержащая ключевую информацию и ссылки на все связанные ресурсы.

     Норвежская Сеть по Культуре Kulturnett Norge ( http://www.kulturnett.no ).

     Сайт Норвежской Сети по Культуре был официально открыт в начале декабря 1998. Как и в Дании, Сеть была создана по инициативе Министерства Культуры на основе рекомендаций, изложенных в представленной Министерством национальной программе по использованию информационных технологий в сфере культуры и нескольких других программных документов. Декларируется, что "сама по себе технология не может быть самоцелью. Если норвежцы хотят называться культурной нацией, то нужно активно относиться к своей культуре". Таким образом, миссия Норвежской Сети – активно стимулировать участие в культурном процессе локальных и региональных сообществ, и этим способствовать чувству личной сопричастности и культурной самоидентификации.

     Цели Сети:

  • создание единой точки доступа к продуктам и услугам всех участников проекта;
  • укрепление сотрудничества между областями культуры, представленными сетью
  • повышение компетентности совместной работы;
  • сотрудничество с внешними организациями и сообществами, не относящимися к Министерству Культуры.

     Задачи Сети:

  • создать новый взгляд на культуру;
  • определить приоритеты обмена информации и предоставления ее пользователям;
  • сформулировать этические, профессиональные, образовательные и технические правила работы;
  • определить принципы взаимоотношений с коммерческими организациями;
  • стимулировать творческое использование электронных средств информации;
  • способствовать употреблению норвежского языка и представлению норвежской культуры за рубежом

     Всего в 1998 году на Сеть было выделено Министерством Культуры приблизительно 7,5 миллионов норвежских крон. Дополнительная поддержка оказана главными участниками проекта, которые предоставили часть своей инфраструктуры, необходимой для работы Сети.

     Норвежская Сеть имеет распределенную структуру: с центрального сайта можно выйти на один из четырех секторов сети – библиотечный, музейный, архивный, и представляющий творческое и исполнительское искусство. Координационный центр расположен в Национальной Библиотеке. Библиотечная, архивная и музейная подсети в настоящий момент работают под эгидой Норвежского Управления Публичных Библиотек, Управления музеев, и Национального Архива соответственно. Четвертая подсеть поддерживается Норвежской Сетью по Технологиям, Акустике и Музыке (Университет Осло). Центральный узел Kulturnett Norge находится на Севере Норвегии, в то время как все четыре подсети находятся в Осло. Это дает ценный опыт применения децентрализованной распределенной структуры сети по культуре.

     Примечательно, что такая структура создана с целью закрепления деятельности Сети за сложившейся организационной структурой самих сфер культуры. Это гарантирует активное участие всех ведущих учреждений на национальном, региональном и локальном уровнях и делает возможным осуществление совместной и компетентной деятельности, гармонизирует исследовательские процессы, совершенствует сферу обслуживания широкой аудитории, позволяет качественно и всесторонне оценивать проделанную работу. Объединение библиотек, публичных каталогов и музеев в представлении культурной информации особенно эффективно, если оно сопровождается сотрудничеством с образовательным сектором.

     Сеть представляется своими создателями как дверь в некий виртуальный "дом", на "этажах" которого расположены департаменты всех сфер культуры. Пользователь сети как бы "гуляет" по это "дому", обнаруживая для себя все новые и новые, доселе незнакомые уголки норвежской культуры.

     Сегодня, в целом ряду Норвежских округов имеется большая заинтересованность в создании региональных сетей по культурному наследию, сосредоточенных на информационных нуждах и культуре регионов. Такие региональные сети уже созданы в трех округах по инициативе местной администрации и благодаря финансовой поддержке Министерства Культуры. По мере развития таких проектов станет возможным объединение и совместная работа координационного центра Норвежской Сети, ее четырех подсетей и ряда культурных и общественных информационных сетей на региональном уровне.

     Вообще, надо отметить высокую активность Скандинавских стран по созданию сетей по культурному наследию. Другой интересный аспект – стремление к сотрудничеству в этом процессе. В целях стимулирования развития сетей по культуре в 1996 году Скандинавским Советом Министров был открыт форум, организованный и проводимый Шведской Сетью и посвященный проблемам создания и дальнейшего развития сетей культурного наследия. На проводимых встречах поднимались такие вопросы, как утверждение стандартов и метаданных, повышение интерактивности Сетей, необходимость избегать повторного создания одних и тех же ресурсов разными организациями, маркетинговые стратегии.

 

     Франция ( http://www.culture.fr )

     Французская сеть по культурному наследию – неотъемлемая часть Web-сайта Министерства Культуры Франции. Страница культурных ресурсов содержит многочисленные ссылки на культурные организации и мероприятия в области археологии, архитектуры, современного искусства, библиотек, кино, кухонных рецептов и мод, французского языка и литературы, музеев, фотографии, телевидения и театров. На сайте имеется календарь культурных событий, образовательная информация, законодательство по авторским правам, дискуссии по культурной политике, ссылки на города и регионы Франции и их культурные ресурсы.

 

     Египетская Сеть по Культуре Egypt's Culture Net ( http://www.idsc.gov.eg/culture/ ).

     Сеть является одним из подпроектов в составе мегапроекта по созданию "Египетской Информационной Магистрали", инициированного в 1995 году Египетским Центром по информации и поддержке принятия решений. Последний раз сайт обновлялся 30 марта 1997 года и пока находится в стадии реконструкции. В состав "Египетской Информационной Магистрали" входят также: Сеть по Туризму, Сеть по Здравоохранению, Сеть по Окружающей Среде, Библиотечная Сеть и другие. Имеются текстовая и графическая версии. Текущая версия представляет собой иерархический справочник, разделенный по категориям: Древности, Ислам, Религия, Коптская культура, Памятники архитектуры, Современность, Музеи (ссылки на 61 египетский музей и 140 музеев мира, где есть египетские коллекции).

     Локальные и региональные сети по культуре.

     Проекты "сетей по культурному наследию" развиваются также на региональном и локальном уровне. Ссылки на них есть на сайтах Шведской, Датской, Норвежской, Канадской сетей.

     Формы локальных и региональных культурных сетей разнообразны. Некоторые проекты поддержаны региональной администрацией или коалициями культурных учреждений. Другие представляют собой просто "культурные разделы" официальных Web-сайтов городской или региональной администрации. Есть специальные проекты, инициированные местными активистами сферы культуры. Региональные сети обычно сфокусированы на местной культуре, выставках и других культурных событиях, с целью привлечения в регион туристов. Некоторые сети обслуживают потребности местных объединений в культурной информации, продвигают местных художников и исполнителей – иными словами служат средствами регионального культурного самовыражения.

     Шотландская Сеть Доступа к Культурным Ресурсам SCRAN (Scottish Cultural Resources Access Network, http://www.scran.ac.uk ), разрабатывается крупнейшими организациями сферы культуры и информационных технологий Шотландии. Миссия SCRAN состоит в том, чтобы создать полностью доступную для поиска мультимедийную ресурсную базу по Шотландской материальной культуре и истории. Цель создания такой базы – представление истории и материальной культуры Шотландии в первую очередь для нужд образования. В проекте принимают участие музеи, галереи, архивы и университеты, проводящие оцифровку информации о своих коллекциях. Более чем 200 проектов находятся сейчас в стадии реализации, и ежедневно ресурсная база пополняется новыми материалами.

     Одна из самых больших муниципальных культурных сетей – Сеть по культуре Лос-Анджелеса (LA CultureNet). Эта сеть была инициирована Информационным Институтом Гетти в 1995 году. Проект начинался как серия дискуссий между несколькими культурными организациями Лос-Анджелеса. Постепенно, проект превратился в инициативу, затрагивающую потребности, перспективы и ресурсы ключевых участников – школ, предпринимателей, университетов, местных органов власти, музеев, независимых специалистов и общественных центров. LA CultureNet - трехлетний экспериментальный проект, который выполняется с июля 1996 г. по июнь 1999 г.

 

     Отраслевые сети по культуре.

     Свои сети по культуре организуются библиотеками, архивами, музеями и галереями. В некоторых случаях такие проекты независимы от национальных культурных сетей, в то время как в других странах они формируют основные блоки сети по культурному наследию. В Австралии и Норвегии существующие библиотечные, музейные, искусствоведческие и архивные сети связаны вместе через узел национальной сети по культуре, имеются ссылки на сайты других организаций и проектов. Утверждены стандарты каталогизации и представления в сети библиографической информации о книгах, периодических изданиях, и других материалах, хранимых в библиотеках. Архивы также используют цифровые технологии, чтобы объединить сетью национальные, международные и межотраслевые архивы. В Норвегии сеть Arkivnett дает ссылки на приблизительно 75 норвежских архивов и доступных для поиска баз данных, содержащих историческую информацию, фотографии, переписку, и другие оцифрованные документы наряду с каталогами самих архивов.

     Имеются также проекты в сфере искусства связывающие, отдельных художников, дающие информацию относительно финансирования, грантов, выставок и других возможностей, поощряющих и поддерживающих работу художников. Существуют исторические, театральные, археологические и другие самостоятельные сетевые проекты.

     В заключение, позволю себе привести "типические", на мой взгляд, составляющие "сети по национальному наследию":

  • база ссылок на национальные и международные культурные ресурсы в сети Интернет и сами Web-сайты культурных организаций и сообществ;
  • разделы новостей и информации о культурных событиях в стране и по всему миру, календари событий;
  • каталог культурных организаций;
  • электронные путеводители по музеям и галереям, виртуальные экспозиции и выставки;
  • электронные каталоги и базы данных по музейным, библиотечным, архивным фондам;
  • музейные, библиотечные, архивные и иные "подсети", ссылки на другие сетевые проекты;
  • ресурсы для профессионалов: электронные форумы, стандарты и метаданные, исследовательские проекты, библиографическая и реферативная информация и т. п.;
  • онлайновые чаты для общения, как профессионалов, так и простых посетителей сети;
  • различные обучающие курсы, тренинги и семинары по применению информационных технологий и сети Интернет в сфере культуры;
  • электронные журналы и различные публикации;
  • информация и ресурсы по охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

 

     Хотелось бы еще подчеркнуть самое важное, что явно или неявно присутствует во всех национальных проектах: они призваны повысить культурный уровень граждан, способствовать популяризации национальной культуры, родного языка и культурной самоидентификации своего народа.

 

     Приложение: краткий перечень основных зарубежных проектов.

 

     [1] Evaluation report on CultureNet Sweden. The Steering Committee of CultureNet Sweden (Kulturnаt Sverige). Submitted by Mr. Jostein Helland Hauge, Bergen University Library, Research Documentation ; Dr. Margaret Hedstrom, School of Information, University of Michigan; Dr. George Mallen, System Simulations, Ltd. 1 February 1999. ( http://www.kulturnat.iva.se/rapporter/utvarderingsrapporteng.html )

     [2] Л.Я. Ноль, Информатизация в музеях 1990-1995: Международный опыт. Сборник материалов АДИТ-96 ( http://www.prof.museum.ru/mat/docl28.htm ).


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.