АДИТ'99. Текст доклада.
Наседкин Кирилл Александрович,
президент Сети Культурного Наследия "Музеи России",
E-mail: KN@museum.ru

Сети Культурного Наследия
Канады, Австралии и России

     При этом в Канаде существует масса различных сетей. Visual Arts Informatin Network, Canadian Museum Association и т.д.

     CHIN - Canadian Heritage Information Network Информационная сеть по наследию Канады
     ACN - Australin's Cultural Network Культурная Сеть Австралии
     СКН МР - Сеть Культурного Наследия "Музеи России"

     Уже из названий становиться понятно о это несколько разные структуры, но я все же попробую изложить вам свое виденье и сравнительный анализ самых крупных культурно информационных сетей.

     Область интересов этих организаций.

     · В Канаде декларируется: информация о культурном и природном наследии, а на самом деле область сужена до музеев, галерей и зоопарков.
     · Интересы Австралийской сети крайне широки: История, Литература, Музыка, Природа, Кино, Телевиденье, Искусство (почему-то исключены Театры, Балет и т.п.)
     · СКН МР: информация музейной сферы, и, в частности, движимых памятниках

     Миссии сетей:

     · CHIN: Предоставить доступ к информации по Канадскому и международному наследию для общеобразовательных и развлекательных целей и для реализации общих интересов музеев Канады.
     1. Способствовать созданию, управлению и использованию информации по наследию.
     2. Установление и продвижение стандартов и руководств для однородных источников информации.
     3. Предоставить открытый доступ к информации по наследию.
     4. Способствовать развитию технологий для нужд общества.
     5. Предоставлять Канадские музеи в международных программах.

     · ACN: Пропаганда Интернет доступа к австралийской культуре для жителей Австралии и мирового сообщества. Способствовать развитию организаций и проектов, работающих в сфере культуры.
     1. Добиваться координации в создаваемых Интернет сервисах по культуре
     2. Инициировать совместные проекты и демонстрировать успехи
     3. Помогать в создании сетевых проектов организациям культуры
     4. Рекламировать доступ к культуре

     · СКН МР: – это информационная сеть, объединяющая разнородные источники культурологической информации едиными стандартами. Популяризационная структура, открыто распространяющая информацию о культурном наследии России и коммуникационная среда музейных профессионалов. Цели:
     1. Открывать Российское культурное наследие мировому сообществу;
     2. Способствовать росту культурного туризма;
     3. Развивать технологии дистанционного обучения;
     4. Сформировать коммуникационную среду для музейных специалистов различных регионов.

     Историческая справка:

     · CHIN была образована в начале 80-х министерством культуры как дотационная организация (бюджетные средства + собственный заработок + привлечение спонсоров), распространяющая насущную информацию ориентированную на хранителя движимых памятников культуры (консервация, представление и т.п.). Нечто вроде межмузейного информационного центра. Около трех лет назад CHIN открыл свое представительство в Интернет (сайт) и представил на нем материалы, накопленные за двадцать лет своего существования (рабочий персонал около 40 человек)

     · ACN была сформирована 1996 на базе рекомендаций предложенных Группой по поручению отделения Новых Информационных технологий департамента Искусства и Технологий Министерства Культуры и при поддержке департаментом по Связи и Коммуникации. (количество сотрудников сложно подсчитать, т.к. масса проектов и в каждом конкретном случае привлекаются коммерческие фирмы)

     · СКН МР представляет собой органичное продолжение известного проекта "Музеи России в Интернет" возникшего в Государственном Дарвиновском Музее при поддержке организаций культуры, ИОО и ряда коммерческих организаций. Основополагающим фактором успеха в становлении некоммерческой организации СКН МР послужила поддержка самих российских музеев, заинтересованных в создании музейного Интернет центра России.(основной состав СКН МР это команда из 24 человек распространенных по всей территории России, из них в московском центре работает 15 человек.)

     Что же представляют из себя сети, как источники информации:

     · CHIIN - несколько крупных общедоступных БД с общим названием Artefacts Canada (102 источника 8 из них с изображениями): Humanities 2.500.000, Archaelogical Sites 70.000, Natural Science около 1.000.000. Продолжительное время доступ к этим БД был платным. При этом музей получал 65% от заработанной суммы, а остальные 35% получал CHIN. Но предлагаемая модель оказалась не продуктивной, в связи с чем рост и обновление БД несколько притормозился. С 17 февраля 1997 года было принято решение о предоставлении открытого и бесплатного доступа к данным через Интернет.
     Возвращаясь к информации представленной в сети, стоит упомянуть и о базе данных музейных организаций (500 орг., фактически членов CHIN) и базе данных событий проводимых этими организациями.
     CHIN представляет массу информации ориентированную на музейных профессионалов: тренинговые программы, словарь терминов, дискуссионные списки, подборки ссылок на музейные проекты. (некоторая часть информации платна)

     · Сайт ACN представляет собой поисковую машину индексирующую информацию культурных сайтов, что то вроде Алтависты по Австралийской культуре. В дополнение есть достаточно объемные, но крайне не эффективные базы данных культурных событий (новости) и база данных вебсайтов по культуре. Как и Канадский брат, ACN содержит достаточно много информации по управлению и пользованию объектами культуры. Здесь и обучающие программы, справочные материалы, дискуссионный клуб и т.п. Но описывая ACN далее стоит переключиться на "музейный" проект - AMOL. Этот проект также как и ACN основан в 1996 году. AMOL несколько уступает в объеме CHIN, но все же они наиболее близки с точки зрения аудитории. AMOL содержит три основных раздела: Профессионалу (курсы, дискуссии и т.д.), Справочная БД по музеям и галереям (около 1000) и БД в 353.000 предметов фонда с кратким описанием, 30 тыс. из которых имеют изображения.

     · Сам СКН МР стоит рассматривать как серию связанных сетевых проектов, на основе общей БД. Среди которых Информация для специалистов, около 40 музейных сайтов, БД Всероссийского Реестра Музеев (детальные описания 2.000 музеев и галерей), БД музейных сайтов около 500. Еженедельное новостное издание (2700 подписчиков). А также масса баз данных: Новости и Афиша - 1000, Организации культуры - 500, Персоналии - 300, Материалы конференций, статьи, законы около 700. БД предметов фонда (около 60.000 зап. из них 2.000 с изображениями),

     Конечный потребитель:

     · С точки зрения конечного эффекта сайт AMOL ежемесячно посещает около 8.000 человек. Это кажется более чем скромно против 15.000 посетителей СКН МР, ситуация усугубляется еще и тем, что в Австралии каждая четвертая семья имеет доступ в Интернет.
     К сожалению, канадский сервер не представляет статистическую информацию.

     Членство:

     · Членство в CHIN бесплатно, только организация должна удовлетворять списку требований (например, иметь коллекции или работать в сфере культуры не менее года и т.п.)
     Именно по этому в членах CHIN около 500 организаций, из которых около 80% музеев и галерей, но также достаточно много обществ, ассоциаций, культ. центров, парков. Есть среди членов и ком. фирмы, церкви, библиотеки и архивы.

     · Австралийская же сеть не имеет членства. Членами сети являются проекты поддержанные или инициированные самой ACN. Всего около 12 проектов (наиболее значимые AMOL - Australian Museums on Line (Австралийские музеи в Интернет), AAN - Australian Archives Network (Сеть Архивов), ALG - Australia Library Gateway (Библиотечный портал) и т.п.)

     · Что же касается СКН МР, то прямого членства в сети пока нет. Но все же есть участники Сети - организации сотрудничающие с СКН (их около 984). А также проекты, разрабатываемые СКН, и те, в которых СКН принимает участие. (всего около 40 проектов)

     Технологическая база:

     Безусловным, но к сожалению, не признанным лидером здесь является СКН МР. Не обладая балластом в виде нажитых с древних времен разработок, изучив печальный опыт первопроходцев, СКН оказывается значительно впереди по технологиям работы с информацией, значительно уступает по объему. Канадцам же приходится бороться с багажом нажитым непомерными усилиями. А австралийцы страдают от попытки внедрить Канадский опыт и с трудом меняют свои подходы, в чистую срисованные у Канады.

     Выводы:

     Модели Канадской и Австралийской сетей не модели не могут быть перенесены на российскую действительность в силу различных социально экономических и политических причин. Пока же зарубежные коллеги, безусловно, опережают Россию по количеству представленных материалов, но все же темпы развития российской сети существенны.
     Выбрав верную концепцию развития СКН, основанную на демократических принципах и воспользовавшись наработанными технологиями мы в ближайшее время сформируем Российскую Сеть Культурного Наследия, отвечающую интересам России и достойно представляющую российское культурное наследие мировому сообществу.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.