АДИТ'99. Текст доклада.
Знаменский Александр Владимирович
Заведующий отделом информационного обеспечения
Рыбинского государственного
историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Черкалин Сергей Дмитриевич
Директор Рыбинского государственного
историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

E-mail: museum@ryb.adm.yar.ru

Компьютерные технологии в провинциальном музее:
этапы, проблемы, песпективы

     На вчерашнем заседании очень много говорилось о создании структуры сети культурного наследия, если можно так, выразиться на федеральном уровне. Наше же сообщение будет посвящено вопросу организации наполнения СКН информацией на уровне небольшого, регионального музея. Доклад не претендует на всеобъемлемость выводов, или бесспорность подходов. Это скорее попытка поделиться наблюдениями и опытом, полученным нами за последние годы.

     В данном докладе мы попытаемся проанализировать этапы внедрения компьютерных технологий в провинциальных музеях, рассмотреть те проблемы с которыми они сталкиваются на этом пути и перспективы дальнейшего внедрения новых информационных технологий на опыте Рыбинского музея-заповедника и музеев с которыми мы работаем по проекту "Информационные ресурсы музеев – открытому обществу".

     В течение последних лет наблюдается всплеск интереса к новым информационным технологиям со стороны небольших музеев. Это обусловлено желанием музеев упростить рутинную работу в первую очередь в сфере учетно-хранительской деятельности. Накопленный Рыбинским музеем опыт в этом направлении компьютеризации позволяет таким музеям, только начинающим внедрение новых технологий избежать тех ошибок, которые допустили мы и увидеть направления в которых им необходимо двигаться.

     В отличие от столичных музеев, которые занимались реализацией задач компьютеризации в течение длительного времени, в относительно небольших музеях процесс этот носил более взрывной характер. В первой половине 90-х годов в малых музеях пришло понимание необходимости внедрения компьютеров, прежде всего в обслуживании учетных функций. Параллельно началось и пополнение базы данных по коллекциям (сначала по вновь принимаемым памятникам, а потом и по раннее хранящимся). В силу относительно небольших масштабов коллекции для региональных музеев вполне реальна перспектива полного заполнения базы данных по отдельным коллекциям и даже по собранию в целом. Это делает автоматизированные музейные системы привлекательными для использования различными категориями специалистов, как внутри музея, так и за его пределами.

     Вообще политика внедрения новых информационных технологий в провинциальных музеях на сегодняшний момент определяется музеями самостоятельно и включает в себя следующие направления:
     - создание электронных баз данных по коллекциям музеев и движимым памятникам;
     - создание мультимедийных продуктов образовательного и презентационного характера;
     - изготовление печатной продукции издательскими силами музея;
     - введение информации о музеях в Интернет, т.е. размещение музейных страничек на различных ИНТЕРНЕТ-серверах, и прежде всего на сервере "Музеи России".

     Конкретное соотношение этих составляющих в информатизации музеев складывается из осознания коллективом конкретного музея приорететности для музея тех или иных задач. Большая часть музеев в регионах сосредоточила свои усилия на внедрении вычислительной техники вначале в решение учетных задач, а затем в создание баз данных и баз изображений по коллекциям и недвижимым памятникам музеев. В настоящее время музеи могут выбрать один из двух путей внедрения автоматизированных информационных систем:
     - использовать готовую программу. Наиболее известные из них это КАМИС – фирмы Альт-Софт и "АИС-музей" – ГИВЦа;
     - либо разработать собственную программу на базе СУБД типа FOXPRO, ACCESS.

     Для провинциального музея предпочтительным является первый вариант, так как музей, да и город в целом не всегда обладает квалифицированными кадрами программистов для разработки такой сложной системы как музейная. Да и музейные сотрудники не всегда способны грамотно поставить техническое задание. Первый же вариант позволяет использовать опыт внедрения системы в других музеях, дает возможность выработки определенных стандартов описания музейных предметов.

     Остановимся теперь на тех структурных изменениях которые необходимо провести в музее для успешного внедрения компьютерных технологий. На наш взгляд в музее необходимо создать информационное подразделение со штатом в 2-3 человека, которое будет поддерживать в работоспособном состоянии технику и программное обеспечение, обучать научный персонал музея работе на технике. Возглавлять такое подразделение должен технический специалист с широким техническим кругозором. Если на эту должность будет поставлен программист, то скорее всего он будет заниматься совершенствованием программного обеспечения, что, как правило не приемлемо. Использование же в должности руководителя информационного подразделения специалиста-гумманитария приводит к неквалифицированному обслуживанию техники и программ.

     Какие же основные проблемы с которыми сталкивается музей при внедрении автоматизированной информационной системы. Можно выделить три основных:
     - слабая формализуемость гумманитарной информации;
     - психологическая неподготовленность музейных специалистов к внедрению компьютерных технологий;
     - техническая неподготовленность музеев.

     Наиболее сложной из них является психологическая подготовка музейных сотрудников к восприятию новых информационных технологий. Не секрет, что большую часть музейщиков составляют люди проработавшие в музейном деле больше 10 лет. Для них представляется сложным перейти от стандартных, устоявшихся годами способов хранения и передачи информации к новым формам, требующим перемен в их сознании. На этом этапе важную роль играет администратор системы, который должен повседневной, деликатной помощью сотрудникам привлечь их на свою сторону, помочь разобраться во всех возможностях системы. На первом этапе внедрения компьютерной системы наиболее заинтересованными в ней являются сотрудники подразделений учета и хранения. Конечно, автоматизированную систему можно попытаться внедрить и административными способами, т.е. сверху, но в этом случае она может быть блокирована снизу и окажется неработоспособной. Пока научные сотрудники, особенно хранители, не почувствуют что система несет облегчение в их труде, они будут ее игнорировать. На этом этапе особенно важной является позиция главного хранителя. От его понимания важности продвижения в музее компьютерного учета и баз даных по фондам, от его усилий по этой работе зависят перспективы внедрения новых технологий. Он должен быть в курсе проводимых работ и своим личным примером заставлять и остальных сотрудников отдела более активно приобщаться к технике. Наиболее оптимальным был бы вариант установления полного взаимопонимания между главным хранителем и руководителем информационного подразделения. В этом случае все изменения и дополнения в автоматизированной системе проходили бы с наименьшим сопротивлением и затратами.

     Сложным является вопрос подготовки музейных сотрудников к работе на компьютерной технике. В Рыбинском музее на первом этапе, при ограниченном количестве компьютеров и сосредоточении их в информационном отделе мы пошли по пути обучения музейных сотрудников работе в музейной автоматизированной системе, не заботясь об обучении основам копьютерной грамотности. Сегодня же при расширевшеся парке техники и внедрении локальной сети нам приходиться исправлять данную недоработку и обучать сотрудников основам работы на компьютерах. Нам кажется, что в работу на компьютерной технике должны быть вовлечены все научные сотрудники музея без исключения, и в этом случае уместны и "кнут" и "пряник".

     По мере заполнения базы данных меняется соотношение между источником пополнения информации и потребителем информации. На первом этапе основным источником информации для пополнения баз являются хранители, они же являются и потребителями информации. Сотрудники экспозиционных отделов в основном стоят в стороне от процесса использования этой информации. Они по прежнему обращаются к бумажным картотекам и книгам поступления. По мере заполнения базы ситуация меняется. Начинается более активное участие сотрудников экспозиционных отделов в наполнении информацией базы. Из сторонних наблюдателей они становятся сначала потребителями информации, а так как зачастую она их не удовлетворяет, то в последующем и источниками пополнения данных. Работа на единый информационный ресурс начинает менять психологию отношения к информации. Если раньше довольно часто можно было слышать, что данная информация является интеллектуальной собственностью сотрудника, то теперь по одному и тому же музейному предмету информацию поставляют несколько человек и в этом случае разделить ее не представляется возможным. Конечно в этом случае возникают другие вопросы, а именно в отношении качества поставляемой информации разными сотрудниками, но главное то, что коллекция становится единым информационным ресурсом, доступным для всех научных сотрудников музея.

     С точки зрения сохранности предмета идеальным является вариант, когда музейный предмет не покидает стен хранилища. Экспозиционер же, наоборот, стремится как можно больше предметов представить на обозрение посетителям музея. Поэтому ему в своей работе приходится просматривать большое количество предметов непосредственно в храннилищах, что естественно вызывает некое недовольство хранителя. Разрешить это противоречие как раз и помогает электронная база данных и изображений. В перспективе при объемном заполнении этих баз экспозиционеры и иследователи будут производить подбор предметов из электронных баз, а непосредственно обращаться к самому музейному предмету в момент выдачи на выставку, экспозицию, реставрацию и т.д. Но успешность подобного подхода к организации экспозиционной деятельности во многом, если не полностью зависит от способности экспозиционера правильно и полно сформулировать запрос. Поэтому на этапе заполненной базы задача сотрудников информационного подразделения научить научных сотрудников правильно сформулировать условия запроса к базе.

     Заполненость базы Рыбинского музея-заповедника на сегодня составляет 98% (за исключением фонда археологии). Это ставит перед нами вопрос, а кто собственно теперь может работать с нашей базой. Тут можно выделить несколько групп пользователей. Это конечно же научные сотрудники музея. При помощи данного в их руки инструментария они могут выполнять свои научно-исследовательские, экспозиционные, выставочные, хранительские, учетные функции. При наличии в музее издательского комплекса значительно облегчается изготовление готовых печатных изданий, в частности каталогов тиражом от нескольких экземпляров до тысячи. Второй группой пользователей информационной базы музея становятся сторонние исследователи. В их состав можно включить научных сотрудников других музеев, искусствоведов, краеведов, студентов, школьников и т.д. Мы открыты и готовы допустить к своим базам эту категорию пользователей. Третью группу потребителей в перспективе составляют посетители сети ИНТЕРНЕТ. И тут можно двигаться двумя путями. Первый – это создание электронных каталогов по отдельным коллекциям из музейной информационной системы и выставление их на сайте музея. Второй путь – это предоставление доступа к базе данных и изображений через сеть ИНТЕРНЕТ, с возможностью запросов и отборов. Такая работа ведется в музее в настоящее время. В перспективе неплохо было бы организовать обратную связь, т.е. пополнение информации о предметах нашей коллекции от исследователей, находящихся далеко от нее, хотя на сегодняшний день это звучит несколько смело и, несомненно, потребует серьёзной организационной подготовки.

     Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, характерном для региональных музеев. Это подключение к сети ИНТЕРНЕТ. Существуют два наиболее вероятных способа осуществить это. Первый - это подключение через каналы местной администрации на университетский центр ИНТЕРНЕТ. Этот вариант приводит к наименьшим материальным затратам для музея, но в то же время предоставляет канал с малой пропускной способностью, а это ведет к невосприятию музейными сотрудниками ИНТЕРНЕТА как средства общения и получения информации. Второй вариант – это через местную организацию РОСТЕЛЕКОМа, но такое подключение так дорого, что вряд ли провинциальный музей имеет реальную возможность использовать этот способ.

     Теоретически существуют способы подключения через альтернативных провайдеров, но реально таких подключений мы не видели.

     В решении этой проблемы важную роль в нашем представлении может сыграть Министерство культуры, которое должно определить свою позицию по этому вопросу и помочь региональным музеям в установлении надежной и скоростной системы связи, тем более, что к этому подталкивает создание Государственного каталога музейного фонда.

     Подводя итоги всего вышесказанного следует сказать следущее.

  1. При принятии решения о внедрении информационных систем в небольшие музеи наиболее логичным нам представляется начать её с автоматизации учетной и фондовой работы, а не создания электронных публикаций или красивых мультимедийных программ;
  2. Необходимо с первых шагов четко разделить функции информационной службы и службы главного хранителя, за первыми необходимо закрепить функции обучения, сопровождения и поддержки функционирования системы, а на вторых возложить задачу самостоятельного пополнения базы;
  3. Необходимо, как можно раньше включить в процесс формирования базы всех научных сотрудников музея, как с целью увеличения темпов её заполнения, так и с целью увеличения разнообразия представленной там информации;
  4. Целесообразным представляется производить предварительное обучение сотрудников основам работы на компьютерах за рамками работы непосредственно с музейной системой;

     Все это позволит достичь едва ли не главного итога внедрения информационных систем, а именно изменить логику работы с коллекцией, превратив информацию о коллекции в общий информационный ресурс, который, как показал вчера в своем докладе уважаемый Алексей Валентинович Лебедев, относится к неисчерпаемым, саморасширяющимся ресурсам.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.