АДИТ'99. Текст доклада.

Морозкина Людмила Владимировна
Москва,
Государственный центральный музей
современной истории России,
отдел информатики, зав. отделом.
тел: (095)-299-5172, (095)-299-8515,
E-mail: 9055.g23@g23.relcom.ru

Итоги и перспективы дальнейшего развития
информационно-поисковой системы "Фонд"
на базе многомерной СУБД D3 в ГЦМСИР

     Государственный центральный музей современной истории России (бывший Музей революции) занимается разработкой, внедрением и сопровождением информационно-поисковой системы "Фонд" уже более 10 лет. Наш музей стоял у истоков компьютеризации музейных фондов. За истекший период был накоплен большой опыт в разработке и создании информационно-поисковых систем, создан большой банк информации по различным коллекциям.

     В 1993 г. музей перешел на СУБД Advanced Pick компании Pick Systems, работающую под управлением операционной системы MS-DOS, и в настоящее время использует ее современную версию СУБД D3 для операционной системы Windows NT. Подробная информация о продукции компании Pick Systems представлена на http://www.picksys.com и http://www.pua.ipu.rssi.ru .

     Музей является научно–исследовательским учреждением. Результаты научно–исследовательской деятельности находят отражение в экспозициях и выставках, в научных сборниках, каталогах и т.д. Основной источниковой базой для этого являются уникальные музейные фонды, насчитывающие более 2–х млн. ед. хранения. Специфика музея в том, что он располагает разнообразными музейными фондами. Это документальный фонд, вещевой фонд, фонд изобразительного искусства, фонд звукозаписи, библиотечный фонд и научный архив музея.

     Базы данных необходимы для сбора, хранения, классификации, организации поиска и отбора информации. Данные задачи определяют структуру баз данных, состоящей из 80 полей, а техническую поддержку решения этих задач оказывает ИПС "Фонд".

     ИПС "Фонд" – современная информационно–поисковая система, предназначенная для ведения учетной базы данных и базы данных по научной инвентаризации коллекций, получения учетно–хранительских документов, справок, статистических отчетов, инвентарных книг, формирования структуры и создания электронных каталогов по коллекциям, а в перспективе, и единого электронного каталога музея, электронных публикаций для сети Интернет.

     ИПС "Фонд" состоит из двух больших подсистем "Учет" и "Научная инвентаризация коллекций", объединенных в замкнутый технологический цикл. Подробное описание работы данных подсистем представлено в материалах конференции "АДИТ–98" http://www.adit.museum.ru/adit98/material/pd208_r.htm .

     Так как в нашем музее основное внимание всегда уделялось совершенствованию и развитию именно баз данных, то на сегодняшний день мы имеем свою, четко проработанную, методику описания широкого круга музейных задач, реализованную в ИПС "Фонд".

     В настоящее время все новые поступления в музей полностью вводятся в компьютер. По сравнению с прошлым годом, более чем в два раза увеличилось число сотрудников фондов, участвующих в пополнении банка данных по различным коллекциям. Это позволило создавать, параллельно с текстовой базой данных, базу данных изображений, которая подключается к текстовой базе, а в дальнейшем предполагается ее использование при создании электронных каталогов, мультимедиа CD-Rom дисков, электронных публикаций для сети Интернет.

     Объем существующих баз данных уже достаточно большой, поэтому мы перешли к ведению и распечатке инвентарных книг на основе существующих баз данных. Поэтому считаем, что очень важно поднять вопрос перед Министерством культуры о том, что инвентарные книги могут быть как рукописные, так и распечатанные на принтере непосредственно из базы данных. Тоже самое относится и к другим учетно–хранительским документам. При этом необходимо отметить, что при распечатке документов на принтере встает вопрос о необходимости изменения самой формы этих документов.

     Параллельно с процессом формирования баз данных, ИПС "Фонд" позволяет осуществлять один из самых важных видов музейной деятельности – каталогизацию.

     Первый машинный каталог был подготовлен музеем по коллекции "Знамена, вымпелы, транспаранты" в соответствии с планом работ по созданию системы по памятникам истории и культуры СССР АИС "Памятник" в 1983 году. Затем была разработана структура каталога по коллекции "Тематический фарфор", и был получен компьютерный вариант каталога. Оба этих варианта не позволяли пользователю самому настраивать, как структуру каталога, так и критерии поиска. Они определялись один раз и были жестко заложены в программу. Поэтому сейчас большое внимание придается универсальности, гибкости и настраиваемости критериев поиска и структуры электронного каталога. Программа создания электронного каталога на базе ИПС "Фонд" позволяет производить отбор информации и ее обработку, предоставляет возможность сортировки всех данных на основе любых признаков, включенных в описание музейного предмета. Работа с электронным каталогом облегчает процесс отбора музейных предметов для экспозиций и выставок.

     Первый вариант новой программы создания электронного каталога представлен на примере коллекции "Художественные лаки" и демонстрирует два подхода к формированию структуры каталога: хронологический и алфавитно–именной (разделение первого уровня).

     По выбору пользователя, каталог формируется в одном из двух вариантов: научном (полная форма) и научно–справочном (краткая форма).

     Научно–справочный каталог содержит следующую информацию:

  • Фамилия И.О. автора
  • Даты жизни автора
  • Наименование МП
  • Дата создания МП
  • Материал
  • Техника
  • Размеры МП
  • Надписи
  • Дата поступления МП в фонды
  • Источник поступления
  • Номер акта приема
  • Номер по КП
  • Перечень выставок, в которых принимал участие данный МП

     Научный каталог отличается от научно–справочного тем, что в него введено описание музейного предмета.

     Данная система дает возможность формирования каталога и по уточненным критериям выборки (разделение второго уровня):

  • Мастерские
  • Дата создания
  • Автор
  • Вся база

     Пример каталога, сформированного в хронологическом порядке, по мастерским (Палех):

     Сформированный каталог сначала выводится для просмотра на экране дисплея, а затем на принтер. Данная программа позволяет удалить отдельные пункты из уже сформированного каталога и задать заголовки подразделов каталога. В дальнейшем, полученный каталог может быть записан на компакт диск, представлен в сети Интернет, а так же передан, откорректирован и распечатан из различных приложений (Word, Excel и др.).

     Следующий этап нашей работы – это создание единого электронного каталога.

     Поисковая система для создания единого электронного каталога обеспечивает поиск, как по одному, так и по произвольному числу файлов, хранящих описание музейного предмета для различных коллекций. Количество подключаемых коллекций неограничено.

     Наши базы данных создавались на протяжении 20 лет, описания вводились в компьютер разными людьми. И такое объединение стало возможным потому, что с самого начала были выработаны стандарты описания в базах данных, разработана единая структура баз данных. Нам удалось сохранить все ранее созданные описания по различным коллециям. А так как мы все время использовали пиковские системы управления, то с минимальными усилиями переходили к новым, более совершенным, версиям СУБД.

     Базы данных по выбранным коллекциям могут быть установлены как на одном компьютере, так и на различных компьютерах, объединенных в локальную сеть.

     На этом экране вы видите начало работы с поисковой системой.

     Данная система позволяет формировать критерии поиска, формировать список атрибутов для просмотра и печати, позволяет осуществлять поиск, просмотр, корректировку выбранных файлов, модифицировать списки выбранных файлов, а так же содержит подробное описание того, как это надо делать.

     Предполагается, что все файлы имеют единую атрибутную структуру. Поиск производится всегда по одному атрибуту. Результаты поиска сохраняются в виде ключей найденных записей. Пользователь видит количество найденных записей по каждому файлу. Он может просмотреть найденные записи и решить вопрос об уточнении критерия поиска. Дальнейший поиск может быть выполнен по любому атрибуту в пределах списков записей, полученных на предыдущем этапе. После каждого этапа поиска можно отменить результаты всех предыдущих этапов и начать поиск по полным файлам.

     Процесс поиска начинается с экрана, который можно назвать:

     "Выбор из списка файлов":

     Файлы по выбранным коллекциям, например, "Керамика", "Знамена", "Фото", в дальнейшем, составят общую временную базу поиска. Программа создания единого электронного каталога не вносит изменений в сами базы данных по выбранным коллекциям. Все изменения относятся к создаваемой общей временной базе. Может быть выбран один файл или несколько файлов. Количество выбранных файлов неограничено.

     На этом экране единственной графой, которую заполняет пользователь является поле "Признак". Напротив файла, включаемого в простанство поиска должна стоять отметка. После этого необходимо специальной командой принять выбранный экран.

     Далее для каждого выбранного файла появляется запрос:

     Создать новый список записей для <имя_файла> (Д/Н) ® Н

     Если база данных по выбранной коллекции пополнялась, корректировалась или подключается впервые, то выбираем – Д(да)

     Ответ по умолчанию – Н(ет).

     Когда пользователь уточнит состояние каждого файла, он автоматически переходит в следующий режим:

     "Формирование критерия поиска":

     Пользователь сразу видит количество подключенных записей из выбранных коллекций (верхние строки экрана).

     Поиск всегда ведется по одному атрибуту. Литеральные константы, перечисленные в строке через пробел, интерпретируются через "ИЛИ". Сам поиск производится достаточно быстро, особенно если по атрибуту имеется индекс. После окончания поиска можно продолжить поиск по этому же или другому атрибуту, что интерпретируется через "И". Если уточняется критерий по прежнему атрибуту, то, чтобы не терять историю поиска целесообразно опустить первый критерий вниз:

   Автор Ад]
Ад] Мы]

     И поиск продолжается в рамках ранее полученного списка. Количество таких уточнений не ограничено, и перед/после каждого очередного этапа поиска можно просмотреть исходные/полученные файлы и, при желании, возвратить процесс в исходное состояние.

     На любом этапе поиска можно просмотреть описания найденных музейных предметов. Это можно сделать и на нулевом этапе, когда собственно поиск еще не начинался. Просмотр выполняется либо по фиксированному списку атрибутов (N по КП, название, автор), либо по списку атрибутов, задаваемому пользователем. Если список атрибутов задает пользователь, осуществляется переход к экрану "Выбор из списка атрибутов" , где пользователь отмечает атрибуты для вывода:

     "Выбор из списка атрибутов"

     Необходимые атрибуты нумеруются в том порядке, в каком их хочет видеть пользователь, при выводе на дисплей или принтер.

     Отчет о проделанной работе будет немедленно выдан либо в виде таблицы, либо в виде по–атрибутного построчного текста:

     Находясь в экране "Формирование критерия поиска" можно перейти к корректировке записей описания музейных предметов. Для этого существует специальный режим:

     "Выбор записей для коррекции":

     Пользователь просматривает все записи и, выбрав нужную, переходит в следующий режим:

     "Корректировка записи описания музейного предмета":

     В данном режиме представлено само описание музейного предмета, хранящееся в базе данных.

     Разработка данной поисковой системы для создания единого электронного каталога музея позволяет облегчить и ускорить поиск информации при создании экспозиций и выставок, дает возможность анализа хранящегося в музее материала по различным темам, используется для научной работы сотрудников, для определения задач комплектования фондов музея.

     В дальнейшем мы планируем предоставить доступ к нашим каталогам и базам данных в сети Интернет. Так как ценность любой информации в том, что к ней есть необходимый и своевременный доступ, в том, что она предоставляется тем, кто в ней нуждается, а так же в том, что есть возможность обмена информацией. Но здесь очень важно найти оптимальное соотношение между полнотой предоставляемой информации и ее необходимостью, поэтому музей не будет предоставлять полный доступ к своим каталогам и базам данных и информация, передаваемая в Интернет будет проходить предварительный отбор и обработку.

     Дальнейшее развитие ИПС "Фонд" пойдет по пути перехода от отдельных рабочих мест к сетевому комплексу, обеспечивающему решение множества музейных задач, формирования мощной компьютерной системы, включающей в себя техническое оборудование рабочих мест для работы с базами данных (учетной, научной инвентаризации коллекций, изображений), создания электронного каталога, мультимедиа продукции, музейного представительства в сети Интернет, для участия в европейских научно–технических программах.

     Год работы с СУБД D3 убедил нас, что наш выбор правильный. D3/NT – это объединение всех достоинств Windows NT (операционная система, защита на уровне сетей, архитектура клиент/сервер, GUI, объектная ориентация) со всеми достоинствами модели данных Pick (OLTP и OLAP, многомерность, хеширование, переменная длина записей, активные словари). D3/NT полностью написан на С++, что позволяет использовать все "козыри" объектов. Все элементы D3 являются объектами. Для ссылки на каждый ресурс D3 в сети (файл, подпрограмма, очередь печати) используется символическое имя. Приложения используют эти имена, не имея представления о том, где реально находятся объекты.

     D3/NT способен воспринимать функциональные возможности D3/UNIX, создавая таким образом гомогенную системную среду, обладает высоким уровнем совместимости с существующими приложениями:

  • D3/NT может функционировать в условиях смешанной архитектуры – даже такие разные коды, как ASCII и Visual Basic, могут спокойно уживаться в рамках одного OLE IN-process сервера
  • OSFI (интерфейс открытых файловых систем) обеспечивает поддержку баз данных различных типов с файлами различных типов
  • SQL (структурированный язык запросов) обеспечивает совместимость открытых систем
  • ODBC (связь открытых баз данных) позволяет быстро разрабатывать клиент/серверные приложения
  • Обработка транзакций (фиксация/откат) в стандарте ACID
  • Устойчивость к ошибкам
  • Гибкость
  • Файлы, записи и поля не имеют ограничений по размеру. Отсутствие ограничений на количество указателей и косвенных ссылок
  • B-tree индексы, обеспечивающие увеличение производительности
  • Активные словари
  • Триггеры и хранимые процедуры

     Кроме того в СУБД D3 есть инструментальные средства FlashCONNECT и Сoyote, с помощью которых можно быстро создавать Web-приложения, ориентированные на работу с базами данных. А так как, использование Internet и Intranet становится все более важным аспектом, то использование данного инструментария и технологии, позволит добавить новые функциональные возможности к существующим приложениям, и для этого не потребуется переучиваться в области программирования и изучать технологию Web. C помощью FlashCONNECT и Сoyote можно создавать динамические Web-страницы в глобальной сети Internet, через которые можно будет работать с базами данных на основе D3.

     Разработка динамических Web-страниц и является следующей задачей, которую отдел информатики ставит перед собой. Надеюсь, что на следующей конференции АДИТ можно будет более подробно поговорить об этом.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.