АДИТ'99. Текст доклада.

Старкова Юлия Юрьевна
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина,
младший научный сотрудник,
тел.: (095)203-74-14 , факс: (095)203-46-74,
num@gmii.museum.ru

О компьютерной обработке нумизматических памятников

     Создание базы памятников нумизматики связано с необходимостью оперативной обработки большого количества экспонатов, как при поступлении в коллекции музея, так и в процессе работы: а) хранительской (переучеты, проверки, создание выставок и т.д.); б) научной (систематизация экспонатов, создание научных каталогов и т.д.).

     Нумизматический материал, как и большинство историко-художественных предметов, имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его информационно-компьютерной обработке. В отделе нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина первая текстовая база данных по предметам нумизматики была разработана совместно с отделом информатики около 10 лет назад. При создании базы данных использована СУБД db'Nika (операционная система – DOS). В настоящее время функционируют БД по четырем коллекциям. БД содержат, кроме хранительских спецификаций (выходные и учетные данные, учетная документация и т.д.), также научные (определение: страна, правитель, датировки, номинал, монетный двор и т.д.). По античной и восточной коллекциям БД предоставляет достаточную научную информацию. В БД западноевропейской и русской коллекций предусмотрена спецификация – описание. Однако, к сожалению, текстовая БД не предусматривает начертание легенд. Введение их в компьютер представляет большую сложность из-за разнообразия языков, в том числе и древних. В будущем предусмотрено ввести в БД кроме описания также и легенды.

     Каждый нумизматический памятник индивидуален. Поэтому возникает потребность, не только в текстовой информации, но и в визуальной, то есть, чтобы вместе с текстом хранилась картинка с изображением экспоната.

     В рамках конкурсной программы Института "Открытое Общество" "Российская культура в Интернет" Отдел нумизматики ГМИИ разработал проект "Российские нумизматические коллекции для Интернет", предусматривающий создание не только текстовой, но и визуальной БД на коллекцию музея, а также WEB-страницы по отделу нумизматики.

     Задачи создания визуальной БД:

  • Хранительская - отождествление вещи (при переучетах, систематизации и проверках коллекции);
  • Научная: видеоматериал для составления таблиц каталогов и научных работ;
  • Полиграфическая (публикационная): использование видеоизображений при издании сборников и каталогов, альбомов, буклетов к выставкам, открыток и т.д. Публикация в Интернет.

     Сейчас идет активное развитие новых технологий в полиграфии, когда сканирование или электронная съемка заменяет обычное фотографирование, являющееся более трудоемким и дорогим процессом. Это поможет в создании научных каталогов или сборников.

     Однако, как достичь высокого качества при сканировании? Сохранность, материал монеты – все требует индивидуального подхода при компьютерной обработке. Чтобы разрешить эти трудности, необходимо:

  • выбирать самые высокие параметры разрешения при съемке или сканировании;
  • использовать мониторы с высококачественным изображением;
  • использовать диски с большими объемами памяти, пишущие CD-ROM-устройства или Zip-устройства;
  • индивидуально подбирать для разных типов предметов (монеты, ордена, бонны) технику (цифровой аппарат или сканер), обеспечивающую высокое качество изображения.

     Съемка или сканирование предметов с высоким разрешением позволит использовать полученные однажды изображения для самых разных целей и не снимать заново те же самые предметы. При увеличении изображений предметов, снятых с высоким разрешением, можно иногда рассмотреть детали, для чего ранее требовался микроскоп или другая увеличительная техника. Мониторы с высоким качеством изображения также способствуют этому.

     Конечно, изображения занимают большой объем памяти, поэтому лучше иметь высококачественные жесткие диски и дублировать их на CD-ROM.

     Индивидуальный подход при подборе техники требуется из-за различия в качестве изображений. Так, банкноты более насыщены красками, чем монеты. На банкнотах изображение иногда крупнее, чем на монетах, которые в то же время имеют высокий рельеф и т.д.

     В отделе нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с отделом информатики в рамках указанного проекта проводятся эксперименты с различной техникой, первые результаты которых представлены Вашему рассмотрению.

     Цифровой фотоаппарат Epson PC-600 (таблица 1) не отвечает самому высокому качеству изображения. Однако эксперимент проводился без специальной настройки и хорошо поставленного освещения, была использована только вспышка самого фотоаппарата. Фоном послужил белый лист бумаги. Пример: монета, серебро, тетрадрахма Александра Македонского (336-323 гг.), дм – ок. 3 см (рисунок 1).

     Цифровой фотоаппарат Kodak DC-120 (таблица 1) позволяет добиваться самого высокого качества при съемке бронзовых монет с плохой сохранностью. Изображение отражает даже зеленую патину и коричневатый цвет коррозии, присутствующие на монете. Эксперимент проводился при дневном освещении, фотоаппарат также обладает внутренней круговой вспышкой, которая позволяет при съемке равномерно освещать монету со всех сторон. Фоном послужила черная рельефная папка. Необходимо отметить, что фон также играет роль в выделении контуров монеты. Обычно при экспонировании выставок используется серый, синий, бордово-красный цвет, но не используется белый, потому что при визуальном восприятии тонкие черты изображений на монете сливаются. Хотя в различных каталогах монеты изображаются на белом фоне, и черты изображений видны хорошо. Фон при съемке дает дополнительное освещение памятника, поэтому данную проблему также необходимо учесть. Пример: Пергам, Аттал I (241-197 гг. до н.э.), тетрадрахма, серебро, ок.3 см; Др. Греция Ахейский союз, Мегара триобол, серебро (243-146 гг. до н. э.) Дм-15 мм; Локры Опунские IV в. до н. э. статер, серебро ок. 25 мм (рисунок 1).

     Цифровой фотоаппарат Kodak DC-260 (таблица 1) позволяет полностью, т.е. один к одному отразить цвета. Эксперимент проводился при электрическом неярком свете, с обыкновенной встроенной фотовспышкой и без особой настройки. Фоном послужил листок в клеточку. Рядом были положены серебряная иконка и бронзовая монета (рисунок 1), а рядом с этими предметами – цветная контрольная шкала. Изображение иконки было выполнено великолепно, а монеты нечетко, т.е. видны только общие контуры и цвет. Однако, в общем, качество изображения было выше полиграфического, так как иногда при полиграфии еще проявляются точки в изображении.

     Нами проводились также эксперименты со сканерами Epson GT-5000 (таблица 2), который в черно-белом режиме изображения и при хорошей сохранности монеты выглядит удовлетворительно, но вряд данное качество будет устраивать в будущем. При цветном режиме цветовой баланс монеты отражен неверно и не отвечает хорошему качеству. Пример: монеты, Др. Греция, Калабрия, Тарент, дидрахмы, серебро, III в. до н.э. (Инв.№№ 199382, 1742, 199384, 199383 – 20-20,5 мм). (Инв.№11) Лукания, Тарент, драхма, серебро, IV-III вв. до н.э. Дм –11 мм (рисунок 1).

     Сканер Scan J4C (таблица 2) в цветном режиме отражает все цвета монеты вплоть до оттенков. Однако иногда монеты или медали бывают с высокорельефными изображениями и при сканировании их качество может быть не самым лучшим или монета отбрасывает тень (рисунок 1). При массовом же сканировании вещей, то есть когда на экран можно положить до сотни монет, скорость работы увеличивается.

     Сканер Scan J3C (таблица 2) в черно-белом режиме позволяет достигать хорошего качества, но при сканировании большого количества экспонатов необходимо подбирать их по примерно одинаковым параметрам: виду, размерам, сохранности, чтобы изображение вышло хорошим для всех монет. Пример: монеты Лукания, Велия, дидрахмы, серебро, IV в. до н.э., 20-22 мм (рисунок 1). Конечно, при сканировании почти всегда требуются доработки в Photo Shop(e). Нельзя не отметить, что качество Scan J4C по своим характеристикам порядком выше качества Scan J3C.

     Кроме изображения на экране бывает необходимо иметь качественную распечатку. Поэтому проводились эксперименты с разными принтерами и бумагой, на которой распечатывают.

При распечатке в черно-белом режиме

     Принтер Laser Jet 6L (рисунок 2, таблица 3) при 600 точках на дюйм на бумаге "Чайка" выдает хорошее изображение монеты, но теряется резкость. О полиграфическом качестве здесь речи не идет, но распечатка может использоваться для работы. С этой точки зрения данное качество вполне удовлетворительно. При распечатке на бумаге Perfect Printout color Photo сглаживается некоторая рыхлость в изображении монеты.

     Музей также обладает принтером Epson Color 800 (рисунок 2, таблица 3) при распечатке на бумаге "Чайка" в картинке видны мелкие точки, на более светлых местах они передают оттенки, по сравнению с предыдущим принтером, где светлые места – без оттенков. Точки более мелкие и не сливаются в единый фон. По сравнению с Laser Jet 6L изображение характеризуется как более аккуратное. На бумаге Photo quality glossy film выходит изображение хорошего качества.

При распечатке в цветном режиме

     Принтер Epson Stylus Color 800 на бумаге Photo quality glossy film. Не совсем четкая передача портрета на монете, видны мелкие точки на светлых местах, отражающие нюансы освещение (рисунок 2, таблица 3).

     Принтер Epson Stylus Pro-5000 на бумаге Canon High Resolution Paper HR-101. Точки очень мелкие и видны только при очень тщательном рассмотрении, но четкость портрета не достигается полностью. Однако по сравнению с предыдущим принтером данный в 6 раз лучше по качеству (рисунок 2, таблица 3).

     Принтер CLC 700 на бумаге "Чайка". В данном случае достигнуто полиграфическое качество изображения, резкость портрета достаточна, переданы все светотени. Распечатка тождественна изображению на дисплее (рисунок 2, таблица 3).

     Подведем некоторые итоги проведенных экспериментов, которые еще не закончены и будут продолжены. Пока лучшим из использованных цифровых аппаратов для съемки памятников нумизматики себя показал Kodak DC-120, так как кроме высококачественного изображения, в отличие от DC-260, фотоаппарат позволяет использовать разного рода сменные увеличительные линзы, фильтры, а также круговую вспышку.

     Среди сканеров при передаче цвета и изображения достигается полиграфическое качество с помощью Scan J4C. Достигнутый уровень аналогичен уровню съемки цифровым фотоаппаратом Kodak DC-120.

     В области печати несомненно лучшим является цветной принтер CLC 700, но, к сожалению, по своей цене (около 40 000$) он мало доступен. В конечном счете, использовать можно любые принтеры от Laser Jet 6L (5L) до Epson Pro-5000 в зависимости от целей печати. Однако продукция лазерных принтеров ниже пятого демонстрирует плохое и неясное изображение.

     Таким образом, переход к новым технологиям, как показал опыт работы отдела нумизматики ГМИИ им. А.С.Пушкина, доступен и дает возможность выйти на новый уровень хранительской и научной работы с музейными памятниками.

     Таблица 1

цифровой фото-
аппарат

предмет,

материал

сохран-
ность

разре-
шение

освещение
размер
изобра-
жения

фон

качество съемки

размер

файла

Epson PC-600 монета, бронза потерта 640/480 пиксель

ЭО (ДО пасмурно)

10,83х8,12 см

белый

±

61 Kб
Kodak DC-120 монета, серебро сильно потерта, патина 1024/960

пиксель

ЭО (ДО солнце)

5,5х2,5 см

тетрадь в клеточку

+

3,5 Мб
  монета, серебро слегка потерта 514/506

пиксель

ДО солнце

6,5х6,4 см

черный рельефный

++

762Кб
  монета, серебро царапины, 725/741 пиксель

ДО солнце

черный рельефный

++

1,5 Мб
  монета, бронза потерта, корро-
дирована
538/618 пиксель

ДО солнце

черный рельефный

++

1 Мб
Kodak DC-260 монета, бронза;

образок, серебро

сильно потерта, патина;

хорошее

1536/1024

пиксель

ЭО (ДО солнце)

15х10 см

линейка цветов

++

4,5 Мб/ 463Кб

     Таблица 2

сканеры

предмет,

материал

сохранность

разрешение

качество съемки

размер

изображения

файл

Epson GT-5000 монеты, серебро потерты 412/426 пиксель

- или ±

6,98х7,21 см 109 Кб
Scan J4C монета, бронза сильно потерта, патина 979/1078

пиксель

++

12,4х13,7 см 3Мб
  монета, бронза сильно потерта, патина 558/600

пиксель

+

  10Мб
  монета, бронза сильно потерта, патина 1757/1933

пиксель

+

14х16 см

9,7Мб
Scan J3C монеты, серебро потерты 560/540 пиксель

±

18,97х18,29 см

192 Кб
HP Scan Jet 3200C монеты, сплав хорошая  

-

   

     Таблица 3

Принтер

Распечатка в режиме черно-белом режиме

Распечатка в цветном режиме

Качество

Бумага

Laser Jet 6L

Hewlett Packard

в данном режиме

 

±

"Чайка"

 

в данном режиме

 

+

Perfect Printout color Photo
Epson Stylus Color 800

в данном режиме

 

±

"Чайка"

 

в данном режиме

 

++

Photo quality glossy film
   

в данном режиме

+

Photo quality glossy film
Epson Stylus Pro-5000  

в данном режиме

+

Canon High Resolution Paper HR-101
Canon CLC 700  

в данном режиме

++

"Чайка"

Условные обозначения

ДО солнце - дневной свет (солнечный)
ДО пасмурно - дневной свет (пасмурный)
ЭО - электрическое освещение

++ - высококачественное (полиграфическое) качество изображения
+ - хорошее изображение (до царапины)
± - удовлетворительное (для экранного) изображения
- - плохое (когда при увеличении теряется четкость изображения) качество
=/ - очень плохое изображение (изображение нечетко)

Рисунок 1 (Фотоаппараты и сканеры)

Epson PC-600 (фотоаппарат) Kodak DC-120 (фотоаппарат)

Kodak DC-120 (фотоаппарат)

Kodak DC-260 (фотоаппарат) Epson GT-5000 (сканер)

Scan J3C (сканер) Scan J4C (сканер)

Рисунок 2 (Принтеры)

Laser Jet6L Epson Stylus Color 800

Epson Stylus Color 800

Epson Stylus Pro-5000

Canon CLC-700


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.