АДИТ'99. Текст доклада.

Наседкин Кирилл Александрович
Руководитель проекта "Музеи России в Интернет"
E-mail: KN@museum.ru

Ольшанский Дмитрий Владимирович
Вебмастер сервера "Музеи России"
E-mail: webmaster@museum.ru

Конструирование музейных сайтов от А до Я

     Интернет пришел в музейную жизнь несколько лет назад. 1998 год можно назвать переломным в истории музейного Интернет. Именно в этом году было создано огромное количество музейных сайтов, причем около 80% из зарегистрированных 340-ка музейных сайтов, выполнены чрезвычайно некачественно. Среди них можно выделить группу псевдомузейных сайтов и группу Интернет путеводителей, которые являются электронной копией музейного буклета.Я мог бы привести массу примеров низкопробных музейных сайтов, выполненных с грубейшими ошибками в материале, без учета законов музейного проектирования, без знания основ дизайна и технически безграмотно.

     Критика - вещь, конечно, полезная, но мне кажется важным поделиться опытом разработки качественных представительств российских музеев в сети, обратить внимание на "тонкие места" и возможные недочеты в процессе их создания.

     Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание - это то, что создание музейного сайта и его поддержание требует немалых финансовых затрат со стороны музея. Будут ли средства пущены по ветру, или будут работать на музей зависит в первую очередь от профессионализма разработчиков и творческого коллектива самого музея.

     Ведь не придет же в голову ни одному здравомыслящему человеку обратиться к соседу по лестничной площадке с просьбой полечить зубы! А в музейном Интернете это можно встретить сплошь и рядом: "Сынишка сотрудницы постоянно сидит в сети. Может он и сделает нам страничку?" Вот так и получились эти пресловутые 80%.

     Как правило, музеи ставят приблизительно следующую задачу: "Сделайте, чтобы было не хуже, чем у других". Фактически это означает малоосмысленную мотивацию создания сетевого продукта. Подход "как у и других" хорошо известен нам из прошлого, но, как ни забавно, он играет на руку самому музею и всей сети Интернет. Важно с чего-то начать.

     Такая постановка задачи "делайте сами" развязывает руки коллективу разработчиков, и они вольны сами сформулировать задачи, решаемые представительством, и определить основные принципы, по которым сайт будет развиваться в дальнейшем.

     Первое, и самое важное, - определить, какую пользу музей планирует получать от создаваемого представительства? На чем рациональней сделать акценты? Для начала очевидно следующее: реклама услуг и товаров, престиж, продвижение музея как серьезного научного центра, привлечение спонсоров и т.п. В дальнейшем это могут быть: образовательные программы, системы статистического опроса и резервирования билетов и экскурсий, обмен выставками, экспертная деятельность, использование коммуникативных возможностей сети. Важно правильно спланировать Интернет-аудиторию и понимать смежные интересы виртуального посетителя.

     Итак, на этом этапе мы сформулировали Интернет КОНЦЕПЦИЮ музея.

     Теперь пришло время заняться СТРАТЕГИЕЙ создаваемого представительства, т.е. определить основные моменты развития, их очередность и продолжительность.

     Для каждого раздела представительства нужно заранее определить его последующее функционирование: дополнения и их периодичность, замену устаревших материалов, необходимость перевода на иностранные языки, организацию обратной связи с музеем.

     Перевод сайта - это тема, достойная отдельной статьи. Но все же мне хотелось бы обратить внимание на распространенную ошибку: создание зеркальной копии сайта на иностранном языке. Такой подход требует дополнительных средств и, зачастую, совершенно не оправдан. Выбор одного или нескольких дополнительных языков должен быть тщательно продуман.

     На следующем этапе конструирования музейного сайта крайне необходимо познакомиться со схожими разработками зарубежных коллег. Благо они все известны и доступны через Интернет. Не пожалейте на это времени. Да, это трудоемко, медлительно и по началу кажется совершенно бессмысленным. Вдумчиво изучайте и применяйте к своей КОНЦЕПЦИИ и СТРАТЕГИИ все, что найдете полезным. Важно знакомиться с зарубежными разработками именно на этом этапе. Они не только не собьют Вас с выработанного на первых двух этапах курса (зарубежный опыт не может быть перенесен на наши российские музейные Интернет сайты без предварительной переработки), но и помогут в дальнейшем.

     Итак, у Вас уже имеются скорректированные Концепция и Стратегия создаваемого представительства. Это означает, что пришло время заняться разработкой СТРУКТУРЫ сайта. Следует четко определить, что под структурой мы понимаем систематизацию информационных разделов (на самом деле у одного сайта может быть несколько структур). Структура отлична от основного меню сайта, которое является навигационном средством, и файловой структуры сайта (размещение материалов на сервере). Безусловно, они имеют много общего, но все же Структура первична.

     Пункты Структуры должны быть информационно независимы, т.е. не конкурировать между собой, охватывать все аспекты Концепции и даже те, которые не планируется развивать на первых шагах, согласно выбранной Стратегии. Рекомендуем так же прописать приблизительные объемы материала для каждого пункта структуры.

     Обязательно включите в структуру разделы, являющиеся признаком обновления и развития сайта. Например, раздел новостей, анонсы и т.п. В некоторых случаях простым решением оказалось бы размещение пометок обновления на карте сайта, но об этом позже. Добавьте в структуру и особенности сайта. Например, вступительное слово директора или приветствие от спонсора.

     Возможны различные варианты структур, каждая по-своему хороша. В качестве примера, я бы хотел предложить структуру, которая подходит большому количеству музейных сайтов. Основная идея предлагаемой структуры сводится к следующему. Все материалы, помещаемые в сеть, можно условно разделить на два класса: информационная "наживка" для привлечения посетителей и полезная музею информация. Структура должна так организовывать материалы, чтобы, попадая на "наживку", посетитель "съедал" нужную музею информацию.

МАТЕРИАЛ! Конечно, прежде всего материал!

     Веб сайт - это источник информации, поэтому внимательно подобранные и тщательно обработанные материалы определяют 90% качества создаваемого сетевого продукта. Возможно, это звучит банально, но нужно, чтобы материал готовили профессионалы, а не программисты из отдела информатизации музея. Материалы должны быть адаптированы для выбранной аудитории. Работа над материалом должна вестись постоянно и в тесном контакте с дизайнерами и программистами. Порой требуется укоротить материал или дополнить изображениями. Нужно четко понимать, что чтение с экрана монитора, в отличие от чтения с листа, задача более сложная, особенно для детской аудитории.

     Немного забегая вперед, хотел бы сказать, и о правильным соотношением текст/картинка/поле (чистое пространство) в цифровой медии, которое совершенно отлично от типографских публикаций, и, в среднем, составляет 40% (2-3 абзаца)/ 30% (4-5 изобр.)/ 30% (поля) от общей площади экрана. Порой такое соотношение - две картинки на абзац, называют "золотым сечением" интернет. Это соотношение оправдано еще и скоростью передачи информации. Когда средний читатель дочитает весь абзац до конца, то он уже получит все картинки (текст появляется на экране первым).

     Возвращаясь к подготовке изобразительных материалов, помните о масштабах. Эта ошибка встречается достаточно часто, поэтому поясню ее особо. Вы сотрудник музея и прекрасно знаете, что перед вами лежит фотография статуэтки, по высоте не превышающей 30 см. На экране эта статуэтка будет восприниматься как статуя в полный человеческий рост. Чтобы не вводить в заблуждение посетителей, дайте здесь же предметы явного размера, например, фрагмент окна, или же используйте предметы заведомо различных размеров в пределах одной страницы. Например, изображение здания и предметы быта.

     В завершении подготовки материалов хотелось бы сказать об общем качестве. Изображения должны быть выдержаны в одной палитре и хорошего качества. Тексты каждого раздела должны соответствовать своей аудитории.

     Но тут мы уже незаметно для себя попадаем в сферу прекрасного. А на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. К сожалению, лишь у немногих музеев есть фирменный стиль, поэтому, зачастую его приходиться создавать. Чтобы не тратить время понапрасну, было бы правильно с самого начала определиться в основных моментах: что представлено на титульном листе (обычно, в силу традиций бумажных изданий, сюда помещают вид здания и логотип), какая предпочтительна палитра и т.п.

     Дизайн - вещь спорная. Точно можно сказать только одно - дизайн не должен затмевать материал. ДИЗАЙН - это всего лишь "обертка", которая должна создавать настроение. Ни в коем случае не нужно делать дизайн ради дизайна, или, что бывает очень часто, для того, чтобы продемонстрировать свои умения и навыки в этой области.

     Дизайн ради настроения - вот основной лозунг музейного дизайна. Есть масса книг по дизайну в Интернет. Но я хотел бы отметить только два важных правила: удачные пропорции горизонтальных и вертикальных изображений 1х1.67 (ширина Х высота) и правильное использование шрифтов. Не следует пестрить различными шрифтами: желательно использовать не более двух сильно различных гарнитур, а размеры одного шрифта в пределах экрана должны отличаться минимум на два пункта.

     Дизайн тесно связан с еще одним важным аспектом любого крупного сайта – с СИСТЕМОЙ НАВИГАЦИИ. Я определил бы систему навигации как совокупность мер по сервису продуктивного отбора информации. Навигация должна быть не простой, а очевидной! По мнению зарубежных коллег, основополагающим принципом любой системы навигации является - "keep it simple, stupid", что означает "Не умничай – сделай простым". Элементы навигации должны быть четкими и однозначными и должны проходить через все разделы сайта.

     Существуют различные системы навигации (одно и многоуровневые, не логичные и т.д.), но я опять же хочу отметить несколько ключевых моментов для навигационных систем музейных сайтов: 1.Между двумя любыми страницами сайта не должно быть более четырех переходов, желательно один-два; 2.Пункты основного меню должны быть простые, читаемые, короткие, запоминаемые и не конкурирующие между собой (см.выше). В любом меню не должно быть более 7 пунктов, а желательно не более пяти (так уж устроена человеческая память); 3.Желательно продублировать графические меню текстовыми аналогами.

     Для крупных сайтов полезно создание карты сайта (site map), или, как нам более понятно, оглавления. Оно может служить дополнительным источником информации об обновлении и пополнении сайта.

     Вот мы подошли к предпоследней фазе создания сайта – ВЕРСТКА и программирование. Это огромный ком технических вопросов, которые не целесообразно рассматривать в данной статье. Но все же хочу подчеркнуть основные требования, предъявляемые к программистам: 1.Содзаваемый код не должен содержать ошибок и должен одинаково хорошо просматриваться в различных браузерах (программы просмотра сайтов). 2. На страницах не должно быть лишних или пустых гиперссылок. 3. Графические изображения должны дополняться альтернативным текстом. 4. Код страниц должен быть приведен в нормальный вид для поисковых машин сети (титул, ключевые слова, описание).

     Здесь же я бы хотел коснуться и вопросов новых ТЕХНОЛОГИЙ, которые современные программисты так и норовят запихнуть в сайт. Не от степени навороченности менюшек, количества джава аплетов и других сетевых прибамбасов зависит успех сайта. Далеко не всякий пользователь будет восторге от прыгающих анимированных картинок и времени, потраченного на загрузку очередного аудио фрагмента. Нет, я не против новшеств, я против их навязывания и неразумного использования. Каждая используемая техническая новинка должна служить конкретной поставленной цели, особенно, если она сужает круг возможных потребителей информации. Среди технических возможностей я бы особо рекомендовал использовать счетчики посещений, книги отзывов, и другие формы интерактивности и обратной связи.

     Всякая работа завершается некоей "приемкой". Большинство "худсоветов" проходят достаточно придирчего и основные камни преткновения лежат в не знании законов и правил сети. Большинство цензоров никогда не работало в сети и видят компьютер во второй раз. А также недопустимо переносить на компьютерный дизайн приемы и системы оценки, известные нам из полиграфии.

     Закончилась ли работа по созданию музейного представительства? НЕТ, она только начинается. У сайта начинается собственная жизнь, в течение которой с ним нужна постоянная работа. Нужно разместить и зарегистрировать сайт в сети и регулярно обновлять его.

     Показалось бы странным, если бы я не упомянул о центральном российском музейном сервере - "Музеи России" ( www.museum.ru ). Это специализированный музейный сервер, который ставит своей целью развитие музейного Интернета и пропаганду российских музеев в сети. Сервер открыт для некоммерческих музейных проектов и сотрудничает с большим количеством российских музеев. На МР вы можете бесплатно разместить и зарегистрировать свой сайт. Вам будет предоставлен весь комплекс сервисов (счетчики, перекодировщики и т.п.).

     Очень многие забывают о сайте, и считают его выпущенной книжкой. Порой музеи не осознают, что в отличии от бумажной публикации, публикация в Интернет ни когда не завершается. Сайт музея нужно обновлять и дополнять. Требуется поддерживать и обратную связь, т.е. отвечать на вопросы, адресованные к музею, дорабатывать разделы, согласно поступившим предложениям. Для привлечения новых посетителей к музейному сайту требуется регулярно проводить рекламные кампании в сети (регистрация, банеры, скидки для посетителей сайта, распечатка схемы проезда и прочие рекламные трюки). Требуется исследовать влияние размещенной информации на пользователя, вести статистику обращений и оценивать эффективность подачи материала.

     Нас часто спрашивают, сколько стоит создание сайта? Цена разработки музейного сайта (не ученической поделки) начинается от 500 долларов и зависит от понимания значимости сайта со стороны администрации музея. Зависят ли цена от объема сайта? Да, но не однозначно. Ведь не приходит же никому в голову измерять цену картины количеством использованной краски. Хорошие сайты стоят гораздо дороже, а ведь требуются средства на актуализацию и развитие представительства. Именно актуализация, дополнения и "обратная связь" делают музейный сайт живым и интересным для повторных посещений. Сайт становится самостоятельной живой музейной формой.

     Оправдаются эти затраты? - ДА. Но не ждите моментального успеха. Это вложение в перспективу. Музейный сайт постепенно начнет оказывать воздействие на работу самого музея. Неожиданные формы примет традиционная музейная деятельность: расширится обмен выставками, упроститься привлечение зарубежных и российских спонсоров, станет широко известна научная работа, проводимая музеем. В сети можно представить информацию о коллекциях музея и даже предоставлять доступ к музейной базе данных. По мере совершенствования технологической базы в рамках музейного сайта станет возможным не только представление и наглядная демонстрация, но и заказ мероприятий и предоставляемых услуг (билетов, экскурсий, абонементов, лектория и т.п.), музейных товаров (брошюр, книг, альбомов, видео, сд-дисков и т.п.), "продажа" виртуальных выставок и экспозиций. Со временем виртуальные посетители будут оплачивать посещение музейного сайта, и это станет одной из основных статей дохода самого музея.

     Постепенно уходят времена, когда музейные сайты делались "на коленке" знакомыми студентами. Музеи начали осознавать тот факт, что сам музейный сайт является лицом реального музея, и многие тысячи виртуальных посетителей воспринимают музей именно таким, как он представлен в сети.

     Создание качественного музейного представительства - задача очень сложная и трудоемкая. Но уже сейчас правильно сконструированное музейное представительство служит музею. И его роль будет возрастать год от года.

     Лучшие музейные Интернет сайты:


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.