АДИТ'99. Текст доклада.
Пономарев Борис Борисович
г.Губкинский,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Директор Музея освоения Севера
muztrans@online.ru

Все музеи мира в одном городе

     В последнее время понимание слова "провинция", "провинциальный музей" претерпевает существенные изменения. Исчезает ощущение замкнутости, оторванности от общероссийских социокультурных процессов. Особенно отчетливо это видно именно из провинции. Доступность информации, открытость информационного пространства с одной стороны открывают новые возможности в работе провинциальных учреждений культуры и, в частности, музеев, а, с другой стороны, ставят принципиально новые и далеко непростые задачи. Сразу же оговорюсь, что доклад не претендует на далеко идущие выводы и обобщения, это, скорее, попытка осмысления новых информационных и связанных с ними технологических возможностей в плоскости практического использования в работе музея. Попытка разобраться с этими непростыми процессами привела нас к неожиданным и весьма любопытным результатам.

     Включенность в Интернет для провинциального музея – важнейший канал поступления информации, в том числе и по технологиям собственно музейной деятельности. А возможен ли содержательный диалог музей-посетитель (и иное его наполнение) на "новой информационной территории"? И в какой мере жители города, реальные и потенциальные посетители музея включены в глобальные информационные процессы? Как велик разрыв между практической неисчерпаемостью информационного ресурса Интернета и ограниченными возможностями (и желанием) практического использования этого ресурса (как самим музеем, так и его возможными партнерами, в том числе посетителями)? И может ли музей выступать в качестве эффективного посредника при формировании "нового информационного пространства"?

     Как видно, в общем-то, утилитарно-практические и сугубо музейные задачи привели к постановке такого вот рода далеко непростых вопросов. В том случае, если музей будет выступать в качестве такого посредника, все вышеперечисленные проблемы группируются (на наш взгляд) в три проблемных блока. Технические вопросы создания сетевого информационного пространства здесь сознательно опускаются по причине наличия апробированных в различных регионах методик реализации подобного рода проектов. Именно гуманитарные аспекты создания местного единого информационного пространства являются, на наш взгляд, наиболее сложными, так как формирование информационной культуры помимо ограничения по финансовому ресурсу имеет ограничение по ресурсу времени. Который, как известно, принципиально непреодолим и, к сожалению, не возобновляем. С другой стороны, низкий уровень информационной культуры создает проблему, когда хорошо структурированная информация воспринимается адресатом как "информационный шум". Итак, три, на наш взгляд, принципиально важные проблемы внедрения новых информационных технологий в работу музея:

     1) Освоение информационного ресурса Интернета,
     2) Информационная культура музея,
     3) Информационная культура населения.

     Понятие "Информационная культура" можно условно разбить на два принципиально различных направления: "информационная культура потребительского типа" и "информационно-творческая культура". Для эффективного диалога горожан и музея в условиях конкретного муниципального образования среди населения и потенциальных посетителей необходимо формирование информационной культуры в основном потребительского типа. Во внутренней среде музея необходимо равнозначное сочетание первого и второго типов: первый – для получения информации из внешнего контура, второй – для трансляции в непосредственное окружение. Информационно-творческий" аспект проблемы чрезвычайно важен для формирования регионально-этнического сознания, формирования единого культурного пространства, самоидентификации местного сообщества. В этом случае, конечно же, речь должна идти о консолидации усилий всех лиц, заинтересованных в этом процессе.

     Особую актуальность проблема формирования единого информационного пространства (точнее – единого культурного пространства) имеет в новых, молодых городах. Музей освоения Севера работает в городе Губкинский, городе, которому всего 13 лет от роду, наш город - самый молодой среди городов Тюменского Севера, появившихся в последние несколько десятков лет для освоения нефтяных и газовых месторождений. С одной стороны население таких городов, в которых еще не успели сложиться культурные традиции, нормы, правила, в том числе, традиции информационной культуры, находятся в более сложной ситуации именно по причине отсутствия информационной культуры как таковой. С другой стороны, как это ни парадоксально звучит, они же оказываются в большей мере готовы воспринять новые информационные технологии, современные способы и методы потребления информации опять таки в силу отсутствия тех же самых традиций, а, следовательно, и некоторых сложившихся в этой области нежелательных догм и стереотипов.

     Разумеется, работа по формированию единого информационного пространства на уровне города, региона не исчерпывается только лишь созданием сетевых информоционных структур, очевидно, что это комплексный процесс. Тем не менее, возможность включения музейной информации в общий информационный поток вещь, безусловно, актуальная.

     Для реализации этого положения как начальный шаг музея в этой области был разработан проект "Окно в Мир" (виртуальные путешествия по музеям мира). Принципиальное отличие проекта "Окно в Мир" от известных нам разработок в данной области – использование ресурсных возможностей сети Интернет для коллективного, группового просмотра (изображение выводилось на большой экран с использованием LCD-проектора), по форме работы – это, своего рода, Интернет-Сайт-Кинотеатр. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям (эта отличительная особенность принципиально важна именно для музея). Аудитория в 10 человек и выше (максимальное количество посетителей на сеансе 80 чел.) снимает проблему высокой стоимости аренды канала.

     Уже на начальном этапе разработки проекта стало понятно, что работа в режиме "Интернет-Сайт-Кинотеатра" есть не столько новая форма музейной работы, сколько появление нового товара на рынке информационных услуг, а это, соответственно, требует специфической методики продвижения нового товара. Два провайдера дают горожанам возможность подключения к сети на различных условиях (качество канала, цена). Однако, если музей выступает в качестве субъекта (посредника) и уровень его возможностей в области реализации проекта можно оценить, хотя на качественном уровне, то на момент внедрения проекта возможности объекта (население города) не поддавались даже приблизительной оценке. Для выстраивания эффективных субъект-объектных отношений были проведены опрос и маркетинговые исследования, которые дали любопытные результаты:

     - У горожан в частном пользовании компьютеры имеются в каждой четвертой семье, из них около 75% одновременно с наличием компьютера имеют в доме телефон,В том числе, подключены к сети Интернет лишь 1 из 20.
     - Рекламные компании городских провайдеров практически не приводили к росту количества пользователей Интернет, что, скорее всего, являлось следствием недооценки провайдерами гуманитарно-прикладных аспектов проблемы (PR).
     - среди населения об Интернете знали все, но практически никто не знал, что такое Интернет.

     Забегая вперед, скажу, что в течение полутора месяцев работы проекта количество клиентов у обоих провайдеров выросло почти вдвое, и в результате в год они дополнительно будут иметь поступлений от клиентов около 10-15 тыс.$, т.е. побочным результатом реализации музейных проектов подобного рода может быть и коммерческий результат. Это создает определенные условия для финансового сотрудничества с организациями, заинтересованными в предоставлении провайдерских услуг. Вероятно, что такой же (или более высокий результат) может быть получен и в других городах – разработан выездной вариант проекта "Окно в Мир". Он может быть реализован как в городах имеющих подключение к интернет, так и не имеющих подключения (в режиме "записанного Интернета"). Группа из 3-4 человек в состоянии обеспечить посещаемость Путешествий по музеям мира в режиме Интернет-Сайт-Кинотеатра 2-3 тыс. человек и получить в виде платы за входные билеты 15-25 тыс. руб. в течение месяца.

     Для реализации проекта в музее был создан временный творческий коллектив (руководитель коллектива зав. эксп. отделом Гардамшина М.И.). На стадии разработки концепции и основных тематических блоков проекта проявилось практически полное сходство методики организации и проведения виртуальных экскурсий с методикой проведения реальной экскурсии. И здесь возникло одно, чрезвычайно важное обстоятельство, которое мне хотелось бы подчеркнуть особо – возможность проведения в небольшом провинциальном музее экскурсий с использованием фондовых и экспозиционных возможностей крупнейших музеев мира, разумеется, представленных в сети Интернет (и, отчасти, на CD-ромах, которые использовались, но очень ограничено). Ситуация "проживания" сотрудниками музея роли экскурсовода, например, Эрмитажа, музея Дорсе и Лувра одновременно, возможность работы с мировыми шедеврами истории, культуры, искусства порождала у сотрудников иную степень ответственности, иное понимание ситуации музей-посетитель. Ощущение виртуальности при хорошей подготовке и высоком уровне импровизации ведущего во время "экскурсии" практически пропадало, по крайней мере, степень "ощущения реальности" была достаточно высока. Представляется, что именно провинциальные музеи в такой ситуации могут получить максимум выгоды от использования современных информационных технологий.

     Это может быть, например, синхронная демонстрация наряду с собственной экспозицией музея виртуальных экспозиций схожей тематики. Могут быть иные, совершенно самостоятельные проекты. Опыт показывает, что время сеанса (изначально планировалось один час) можно варьировать – от получаса до нескольких часов. Экскурсии проводились для детей с учетом возрастных категорий, для взрослых и смешанные (семейные).

     В целом опыт внедрения виртуальных экскурсий в практику музейной работы можно оценить, как весьма положительный – подавляющее большинство посетителей оставили восторженные отзывы о посещении музея. Но самое главное, Посетители своими глазами увидели, что самое интересное в Интернете – это музейные сайты.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.