АДИТ'99. Тезисы доклада.

Никишин Николай Алексеевич
г.Москва,
Российский институт культурологии МКРФ и РАН,
Заведующий лабораторией музейного проектирования
nan@online.ru

Некоторые непредвиденные перспективы
внедрения информационных технологий в региональных музеях

     Стремительно приближаясь к рубежу столетий, мы, музейщики, все чаще вглядываемся вдаль. Что там за горизонтом?

     Пессимистам видятся тревожные знаки: надвигающиеся грозовые тучи, готовые роковым водопадом пролиться над ветхими крышами музейных фондохранилищ...; явные признаки приближающихся экономических бурь, которые, возможно, вынудят покинуть стены музеев последних, пока еще согласных работать за мизерную зарплату специалистов...; сполохи будущих политических катаклизмов, грозящих предать полному забвению практику государственной поддержки музеев... Немало и тех, кого всерьез беспокоит зарево разгорающихся страстей вокруг новых электронных технологий, ставящих под сомнение веками формировавшиеся достоинства музейной профессии, разрушающих ранее незыблемые нормы и ориентиры, угрожающих разорвать различного рода "виртуальностями" реальный, непосредственный контакт посетителей с музейными ценностями.

     Есть свои наблюдения и у оптимистов: грозовые тучи, маячащие над горизонтом, обещают расчистить музейное пространство от завалов устаревших догм и стереотипов...; симптомы грядущих экономических циклонов дают надежду на появление новых, открытых к сотрудничеству социальных партнеров, так же как и музеи, вынужденных или изначально готовых вести независимую культурную политику...; не пугает и приближение возможных политических пертурбаций, тем более, что они вряд ли могут быть связаны с ограничением творческой самостоятельности музеев... Что касается технологических инноваций, то это, пожалуй, главное, что греет оптимистически настроенных музейных работников: многие испытывают поистине вековую усталость от необходимости изо дня в день выполнять огромный объем рутинной работы, не оставляющей времени для осмысления сделанного.

     Если чего-то и не хватает тем, кому посчастливилось быть свидетелями финала последнего акта исторической драмы под названием "Музей XX столетия", то только не прогнозов. Другое дело - на сколько они окажутся верными? И нет ли среди этих прогнозов каких-либо упущений, связанных, в частности, с тем, что перемены, которые сегодня происходят в нашем обществе, не всегда сопоставимы с теми, что имели место в прошлом?

     В краткой тезисной форме попытаемся остановиться, с одной стороны, на общеизвестных прогнозах, которым, с нашей точки зрения, явно не суждено сбыться, и с другой стороны, на тех изменениях, которые нас ожидают, хотя об этом мало кто задумывается. Речь пойдет о тех "непредвиденных" перспективах, которые связаны с внедрением в музейную сферу новых информационных технологий.

     Прежде всего заметим, что, несмотря на множество тревожных пророчеств, которые часто звучат в профессиональной среде и в средствах массовой коммуникации по поводу состояния российских музеев, их сеть отнюдь не редеет. Россия никогда не знала такого динамичного роста новых музеев, который наблюдаются в последнее десятилетие. Еще более значительны темпы интеграции российских музеев в мировое культурное пространство. Совсем недавно Россия была одной из немногих стран, о музеях которой мир имел крайне скудное представление. Теперь уже не единицы, а сотни музеев из всех регионов России, благодаря Интернет, предъявляют себя своим потенциальным посетителям и партнерам, где бы они не находились. Если энтузиазм, с которым российские музеи устремились в Интернет сохранится еще некоторое время, то в ближайшие годы Россия радикально изменит свой образ в глазах мирового сообщества, пока еще явно недооценивающего ее потенциала.

     Телекоммуникационные технологии - это то, что открывает для Российских музеев небывалые, и еще не до конца осознаваемые перспективы. При всех финансовых сложностях сегодня любой музей может себе позволить приобретение или совместное использование недорогого компьютера с модемом. Это практически снимает такие проблемы, как: узость круга заинтересованных в музеях партнеров, располагающих собственными ресурсами; дефицит новых идей и жизненно важной информации; недостаток профессионального общения. Электронные коммуникационные сети дают уникальную возможность навсегда избавиться от провинциального комплекса изоляции и отчужденности от всего того, что происходит в музейной сфере и окружающем мире. Не в последнюю очередь именно в связи с этим сегодня наблюдается отчетливая тенденция перемещения из столиц в регионы центров музейной инновационной активности. Сразу несколько городов (Красноярск, Петрозаводск, Тула, Ярославль и др.) претендуют на роль новых музейных столиц России. Это реальная и для многих вдохновляющая перспектива.

     Хотя для роста музейной сети в нашей стране существуют разные причины, есть основания полагать, что именно новые глобальные компьютерные сети будут в ближайшие годы создавать для этого процесса дополнительные стимулы и благоприятные условия. Этому способствует устойчивое стремление многих российских регионов вести собственную внешнюю экономическую политику. Она не может быть успешной без участия в этом процессе такого мощного средства презентации и интерпретации, каким являются музеи. Виртуально присутствуя в сети Интернет, причем в ее самых посещаемых сегментах, музеи способны осуществлять чрезвычайно важные для своего региона межрегиональные и международные представительские функции. А это именно те функции, на развитие которых, в условиях обостряющейся межрегиональной конкуренции на рынке инвестиций, нельзя скупиться.

     Роль музеев в системе региональной культуры, политики и экономики, несомненно, будет все более возрастать еще и потому, что в ближайшие годы в нашей стране следует ожидать подъема развития культурного туризма. Еще недавно он не давал реальных поводов для оптимистических прогнозов. И тем не менее огромный потенциал для развития туристской индустрии, которым располагает наша страна, вряд ли долго сможет оставаться невостребованным. Кто начнет интенсивную эксплуатацию туристских ресурсов России - отечественные фирмы или зарубежные корпорации - в данном случае не так существенно. Очевидно, что в этом процессе едва ли не самое важное место займут музеи. Их роль в немалой степени будет зависеть от технологической оснащенности и, в частности, от возможности формировать и поддерживать связи с деловыми партнерами и с потенциальной посетительской аудиторией по каналам электронных коммуникаций. Основание для оптимизма - нарастающая активность использования российскими музеями услуг электронной почты. На очереди - освоение электронных технологий проведения маркетинговых исследований, рекламных и PR-кампаний.

     Большие надежды в музейной сфере по-прежнему возлагаются на компьютеризацию фондовой работы российских музеев. В этой области многие оптимистические прогнозы оказались преждевременными. Несмотря на немалые затраченные средства и годы труда, доля музейной информации, введенной в компьютеры, в целом по стране не превышает несколько процентов. Ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем, сколько бы новых компьютеров не приобреталось музеями, если не будет пересмотрена система организации работы по переводу музейной документации на электронные носители. Перспективы окажутся иными только тогда, когда техническая и аналитическая работа с музейными предметами станет осуществляться с использованием дистанционных методов - подобно тому, как это уже сегодня нередко происходит в области подготовки и реализации экспозиционных проектов. Новые возможности открываются в связи с освоением музеями технологий нанесения и считывания штрих-кодов, сканирования и цифрового фотографирования документов и изображений музейных предметов. По компьютерным сетям они могут стать доступными, причем в интерактивном режиме, как музейным работникам, так и их коллегам, работающим одновременно, самостоятельно или по заданиям, в профильных научных и учебных организациях. Интерактивность доступа и одновременное совместное использование музейных коллекций, документов и баз данных везде и всеми, кому это необходимо, - факторы, являющиеся принципиально новыми для музейной сферы. Их значение для повышения эффективности музея как социального института еще предстоит осмыслить.

     В заключение - последний, может быть, самый спорный тезис, несколько неожиданно, но закономерно вытекающий из предшествующих.

     Как правило, мы говорим: давайте сначала выявим проблемы, а затем творчески используем доступные нам технологии для их решения. Так было с компьютеризацией фондовой работы музеев. Результат известен. А что если использовать иную логику: посмотрим, что могут новые технологии, и после этого - найдем проблемы, которые могут быть с их помощью решены. Вполне возможно, что, не зная новых технологий, многие музеи о некоторых собственных проблемах и перспективах даже не подозревают. Если проблемы и перспективы определяются таким образом, не верный ли это путь к тем радикальным переменам в организации музейного дела, о которых многие из нас мечтают?


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.