АДИТ'99. Тезисы доклада.

Прокопенко В.А.
Сергиево-Посадский музей-заповедник,
Заместитель директора

Музеи Подмосковья в Интернет

     Ни для кого не секрет, что музей (как и любая другая организация) имеет экономический эффект от своего естественного "выигрышного" положения лишь в той мере, в какой это положение эксплуатируется как ресурс в реальных проектах. Поэтому Сергиево-Посадский музей-заповедник при разработке программ своей деятельности старается максимально задействовать возможности, которые предоставляют ему, с одной стороны, территория района (исключительно насыщенная памятниками истории и культуры), с другой стороны, собственные музейные коллекции. При этом по мере своего развития музей расширяет как территориальный масштаб своей деятельности, так и масштабы привлечения коллекционного материала, уже не ограничиваясь, к примеру, в выставочной деятельности за рубежом только собственными экспонатами.

     Вследствие этого, СПГИХМЗ крайне заинтересован, с одной стороны, в популяризации своего региона как своеобразной историко-культурной территории, с другой стороны, в популяризации коллекций тех музеев, которые привлекаются к совместной экспозиционно-выставочной работе. Крайне важно, чтобы к нашей территории относились как к историко-культурной не только туристы - потенциальные посетители музея, не только туристические фирмы. Важно, чтобы эта территория начала проектироваться именно (или хотя бы в том числе) как историко-культурная. Чтобы к этой территории соответствующим образом начали относиться транспортные и строительные компании, представители торговли и сферы услуг, чиновники всех уровней власти. Кроме того, важно, чтобы музеи Подмосковья, которые выступают вместе с нами в общих экспозиционно-выставочных и научных проектах, смогли предстать в информационном пространстве "единым блоком" и максимально эффективно продемонстрировать свой богатый общий потенциал.

     На решение этой задачи и будет работать проект "Музеи Подмосковья", предполагающий создание на сервере "Музеи России" объединенного сайта музеев, подведомственных комитету по культуре администрации Московской области. Обращение именно к Интернету оправдано в данном случае следующими обстоятельствами:

     а) Интернет - принципиально межкультурное и межпрофессиональное пространство коммуникации; здесь возможно и уместно представление культурного учреждения не только в расчете на любителей и знатоков искусства, но и расчете на любознательных дилетантов, а также в расчете на представителей других профессиональных групп - потенциальных участников проектирования историко-культурных территорий;

     б) Интернет - не только канал связи , но и своеобразная организационная форма; во-первых, сбор необходимой первичной информации и ее регулярное обновление в процессе поддержания динамичных страниц объединенного сайта потребует кооперации внутри сообщества участников проекта; во вторых, структура сайта естественным образом отразит функциональные и региональные связи между музеями области, что позволит уже на начальном этапе взаимодействия с новыми внешними партнерами представить им оперативные данные, касающиеся наличия (или отсутствия) у музеев Подмосковья общей тематики в коллекционной и научной работе, общих региональных интересов, серьезных деловых отношений друг с другом, внутриведомственных связей и т.д., вплоть до устойчивого транспортного сообщения;

     в) Интернет - принципиально динамичная и постоянная форма представительства в информационном пространстве; информационное воздействие на пользователя Интернета обновляемых страниц сайта будет, во-первых, носить характер непрерывной рекламной кампании в пользу идеи историко-культурной территории, во-вторых, оперативно отражать динамику развития музейного сообщества.

     Чтобы предвосхитить вероятные вопросы, заметим: Сергиево-Посадский музей-заповедник обладает богатейшими коллекциями (более 100000 экспонатов). Наш персональный сайта сервере "Музеи России" (или, скажем, объединяющий только ближайших соседей - Сергиево-Посадский музей игрушки, Абрамцевский музей), выглядел бы не менее эффектно, чем объединенное представительство музеев Подмосковья. И все же мы имеем серьезные намерения выхода именно на областной уровень, поскольку:

     а) реклама отдельного музея более затратна в финансовом отношении; кроме того, она не является действенным средством привлечения инвестиций в сферу туристского сервиса (инвесторы оценивают не столько перспективность отдельного объекта, сколько перспективность территории в целом), а в условиях Московской области степень развития инфраструктуры туризма решающим образом влияет на количество гостей, продолжительность их пребывания на территории, и в конечном итоге - на количество посетителей отдельного музея;

     б) соблазн создания объединенного сайта Сергиево-Посадского музея в кооперации только с музеями района еще не имеет под собой главного основания (а именно, достаточно прочной базы реального взаимодействия) и проблематичен в плане реализуемости (самый главный момент - преодоление ведомственных барьеров); поэтому межведомственная кооперация, преследующая региональные цели, хотя и признается нами необходимой, но пока отодвинута на перспективу;

     в) подавляющее большинство потенциальных посетителей музеев Подмосковья - гости Москвы; привлечь их внимание к Подмосковью пакетом предложений (из которого можно выбрать не только отдельный музей, но и целый маршрут) гораздо проще, чем рекламировать конкретное музейное собрание;

     г) в системе музеев областного подчинения (насчитывающей 9 музеев) Сергиево-Посадский музей-заповедник является головным по ряду направлений деятельности; это означает, что организационные проблемы, связанные с созданием объединенного сайта упомянутых музеев, уже отчасти решены; что касается представительства в сайте других музеев Подмосковья (федеральных, ведомственных и т.д.), то оно может быть как формальным (за счет ссылок на адреса сайтов, уже размещенных на сервере "Музеи России" автономно), так и фактическим;

     д) в международных научных контактах и выставочной деятельности за рубежом музеи областного подчинения выступают единым блоком под эгидой областного научно-методического выставочного центра (созданного на базе Сергиево-Посадского музея-заповедника); мы надеемся, что появление в Интернете динамичного образа соответствующего объекта деятельности придаст программе международных научных контактов и международной выставочной деятельности музеев Подмосковья дополнительный импульс, а вероятнее всего, и новый масштаб.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.