АДИТ'99. Тезисы доклада.
Черкалин Сергей Дмитриевич
Директор Рыбинского музея-заповедника
museum@ryb.adm.yar.ru

К концепции формирования
единой информационной системы отрасли культуры
Ярославской области

     Цели создания:

     1. Повышение эффективности работы учреждений культуры и органов управления отраслью;
     2. Расширение круга потенциальных пользователей культурного ресурса;
     3. Создание привлекательного образа отрасли в глазах потенциальных партнеров.

     Для достижения поставленных целей, создаваемая система должна включать в себя следующие виды информации:

     1) Материалы общестатистического характера, в объеме требований государственной статистической отчетности по отрасли;
     2) Материалы презентационно-аналитического характера, для создания привлекательного образа отрасли в глазах потенциальных партнеров;
     3) Материалы узкоспециального свойства, для повышения эффективности работы учреждений культуры и улучшения условий труда сотрудников;
     4) Материалы справочного характера по смежным отраслям (образование, право, экономика, туризм и т.п.) для повышения эффективности управления отраслью.

     Учитывая разнородность и обширность представляемой информации, для увеличения эффективности функционирования системы в целом целесообразно ее построение производить в виде распределенных, взаимосвязанных узлов (секторов), созданных по принципу внутриотраслевой специализации (музеи, библиотеки, культурно-зрелищные учреждения, образовательные учреждения и т.п.). Это позволит существенно увеличить объём узкоспециальной информации в каждом из секторов, не увеличивая общий трафик системы. Кроме того, это снимет ряд психологических ограничений, связанных с внутриотраслевыми корпоративными интересами, и даст возможность дифференцировать глубину поставляемой информации в зависимости от потребностей конкретного пользователя.

     Формой реализации предложенного проекта могла бы стать сеть специализированных интернет-серверов, соответствующих известной внутриотраслевой специализацией (музеи, библиотеки, культурно-зрелищные учреждения, образовательные учреждения и т.п.) во главе с сервером "Культура".

     Создаваемый информационный центр, мог бы выполнять следующие координирующие функции:

     - формирование общеотраслевых требований к представляемой информации;
     - разработка структуры и формата представляемой информации;
     - осуществление единой технической политики в отрасли;
     - поддержка функционирования центрального сервера и взаимодействия в рамках распределенной сети.

     Кроме того, центр мог бы заниматься организацией выпуска печатных материалов в соответствии с предлагаемой структурой сети.

     Характер требований к каждому из внутриотраслевых узлов (секторов) должен быть сформулирован соответствующим профессиональным сообществом. Организацию выработки подобного требования должен взять на себя информационный центр.

     В силу специфики своих функций, центр не может находиться (юридически) в составе учреждения культуры, поскольку в этом случае налицо явный конфликт интересов руководителя центра - как носителя идеи объединения информационных ресурсов и как сотрудника конкретного учреждения. Есть и еще один конфликт интересов - конкретного учреждения и информатизации отрасли в целом. С целью преодоления подобных конфликтов интересов целесообразно юридически, на этапе формирования, вывести центр за рамки конкретного учреждения (оговорив это в положении о центре). В тоже время этот центр не должен входить в структуру департамента культуры и туризма областной администрации, т.к. это существенным образом ограничило бы возможности для привлечения внебюджетных средств. Учитывая вышеизложенное, наиболее логичной формой существования центра представляется организация его в виде государственного учреждения при департаменте культуры и туризма. Это позволяет использовать бюджетные средства и не ограничивает привлечение внебюджетных средств, в том числе в виде грантов благотворительных фондов.

     Узлы сети должны располагаться в наиболее организационно и технологически подготовленных учреждениях, а не сосредотачиваться в центре. Данное предложение является принципиальным, поскольку рассредоточенная схема формирования информационной сети позволяет:

     - не увеличивать штатную численность сотрудников, а опираться на уже готовые, имеющиеся ресурсы;
     - усилить, за счет востребованности, интеллектуальный потенциал сотрудников учреждений в муниципальных образованьях;
     - развить инфраструктуру внутриобластных коммуникаций;
     - включить в процесс создания информационной сети значительное количество людей;

     Из всего вышеописанного следуют выводы:

     1. Единая информационная система отрасли культуры Ярославской области должна формироваться в виде распределенной информационной сети;
     2. Узлами сети должны стать отраслевые информационные центры (музейные, библиотечные, образовательные и т.п.);
     3. Узлы должны быть распределены по области;
     4. Координацией деятельности по созданию узлов должен заниматься информационный центр "Культура"


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.