АДИТ'99. Тезисы доклада.

Новикова Ольга Григорьевна
Главный информационно-вычислительный центр
Министерства культуры Российской Федерации,
заведующий отделом музеев
E-mail: postmaster@mincult.msk.ru

Интеграция информационных ресурсов учреждений культуры
в рамках ассоциации "Центральный регион России"

     Программой интеграции информационных ресурсов по культуре Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей, входящих в ассоциацию "Центральный регион России", предусмотрено создание единого информационного пространства. Организационно эта интеграция касается пяти региональных информационных центров, которые должны быть созданы в каждой из этих областей.

     Основной целью проекта является обеспечение доступа к объединенным массивам данных регионов, а также общегосударственным базам данных, которые ведутся в Информационном центре Министерства культуры и организациях культуры федерального ведения пользователям - руководителям и специалистам учреждений культуры. Объединенные массивы создаются в результате слияния по определенным правилам данных каждого из регионов либо отдельно в каждом региональном информационном центре, либо в едином информационном центре, к которому будет организован коллективный доступ. Такой центр в конечном счете сможет обслуживать все территории, подключаемые к процессу интеграции.

     Важно отметить принципиальное отличие работы с собственными данными, относящимися к конкретному региону, в локальном режиме и работы с объединенными базами. Работа в локальном режиме предусматривает полный цикл обработки данных: ввод, корректировка, хранение, использование в соответствии с потребностями данного региона. Она требует решения вопросов технологии сбора данных от подведомственных организаций в региональных информационных центрах и не является предметом данного проекта. Он направлен на создание программно-технологического комплекса, обеспечивающего ведение объединенных баз данных, их единообразное представление в каждом из регионов и использование в виде просмотра и формирования информационных документов по запросам.

     Создание единого информационного пространства можно разделить на следующие направления: логическое объединение массивов данных отдельных регионов; создание коммуникационной структуры; физическое объединение на основе использования средств связи; финансирование проекта; укомплектование персоналам. Ниже рассмотрены основные вопросы, которые должны быть решены по каждому из перечисленных направлений.

     Логическое объединение данных предполагает решение задач совместимости информационных массивов по культуре отдельных регионов и включает согласование состава баз данных по объектам, сведения о которых представляют общий интерес, перечня хранимых показателей по этим базам данных, структуры и содержания общих справочников для описания указанных объектов. Это первый вид работ, который должен быть выполнен в ходе реализации первого этапа. База данных по составу подведомственных учреждений является при этом системообразующим звеном единого информационного пространства.

     Для ведения объединенных массивов и их использования в региональных информационных центрах должно быть разработано прикладное программное обеспечение (ПО). Оно должно включать процессы изменения данных, режимы формирования запросов, просмотр и выдачу на печать справок на основе найденной в результате выполнения запросов информации. Кроме того, должны быть развернуты локальные сети вычислительных машин (WINDOWS NT) и установлено (закуплено или разработано) программное обеспечение по согласованию функционирования совокупности объединенных массивов в каждом региональном информационном центре.

     Физическое объединение информационных массивов может быть организовано традиционным способом (почтовые услуги). При таком способе объединения пересылаться могут как бумажные носители, так и машинные (дискеты, ZIP, CD). Получение данных на бумажных носителях для обновления объединенных информационных массивов рассматривается в проекте как исключительный случай аварийной ситуации. Технология получения данных на магнитооптических носителях по почте может рассматриваться только для условно постоянной информации большого объема, например, графических файлов. Как правило, такая информация не включается в собственно объединенные массивы. Она является источником для реализации ссылки из объединенных массивов.

     Предложения ГИВЦ ориентируются на современные способы физического объединения с использованием коммуникационных каналов связи. Одним из этих способов является электронная почта, которая может обеспечить достаточную оперативность поступления изменений в объединенные массивы данных. Исходя из анализа текущего состояния коммуникационных каналов, имеющихся в регионах, такая технология получения данных для обновления объединенных массивов является единственно возможной как по первоначальным затратам, так по стоимости эксплуатации для региональных информационных центров. Таким образом, на первом этапе реализации проекта предусматривается получение обновлений для объединенных массивов режиме сеансового соединения по коммутируемым каналам и использование услуг региональных интернет-провайдеров (в целях сокращения эксплуатационных затрат).

     Организационная структура единого информационного пространства может иметь два варианта – по схеме множества и по схеме звезды.

     Взаимодействие путем двухсторонних соединений предполагает наличие нескольких равноправных информационных центров с одинаковыми информационными и программно-техническими комплексами. В этом варианте имеется количество вариантов (реплик), соответствующее количеству территорий, входящих в единое информационное пространство. При этом каждый региональный информационный центр рассылает сообщения об изменениях в данных, относящихся к данной территории, во все остальные региональные информационные центры, и соответственно получает изменения ото всех центров (связь один – одному).

     Технологической основой функционирования такой системы являются согласованные форматы обмена данными на машинных носителях и прикладное программное обеспечение для преобразования к единому формату сообщений, получаемых в различных кодировках. Кроме того, должны быть разработаны средства контроля за процессом получения/отправки изменений и необходимой защиты от несанкционированного доступа к базам данных региональных информационных центров.

     Однако этот способ не обеспечивает истинного единства информационного пространства, так как имеются постоянные разрывы в информации. Поэтому на втором этапе реализации проекта следует приступить к созданию системы сбора данных и расширению функциональных возможностей. Это предполагает программное управление доставкой поступающих в региональные информационные центры сообщений непосредственно на рабочие места пользователей

     Организационная структура в виде звезды подразумевает создание единого информационного центра - сервера, который обслуживает все территориальные информационные центры, выступающие клиентами объединенного информационного центра. Он должен быть единым как логически так и физически, аккумулировать данные и управлять функционированием системы. При этом каждый региональный центр посылает изменения по своему фрагменту объединенной базы данных только на сервер. А сервер обеспечивает удаленный доступ к объединенным базам данных или же их репликацию (повторение) после изменения для каждого регионального центра.

     Вариант организационно структуры в виде звезды представляется более предпочтительным, так как повышает управляемость системы и в ряде случаев может являться более экономичным по эксплуатационным расходам. Кроме того, появляется возможность последовательно расширять единое информационное пространство за счет включения в него новых субъектов и федеральных баз данных без дополнительной перенастройки механизмов управления системой. Однако его реализация требует значительных первоначальных затрат, поэтому может рассматриваться только как развитие данного проекта.

     При формировании коммуникационной структуры особое внимание должно быть уделено совместимости программного обеспечения. Оптимальным является установка единого лицензионного системного и коммуникационного программного обеспечения, включая ПО локальной вычислительной сети информационных центров, выполняющих функции клиентов. Наиболее экономичной при этом является централизованная закупка и обновление программных продуктов.

     Информационный центр (ядро информационной системы) должен быть укомплектован специалистами в области коммуникаций и системными специалистами по ведению баз данных и информационному обеспечению. Кроме того, для него необходимо предусмотреть должности специалистов по прикладному программированию и обработке информации для ведения региональных фрагментов объединенных массивов.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.