АДИТ'99. Тезисы доклада.

Окладникова Елена Алексеевна
Музей антропологии и этнографии им. Петра I (Кунсткамера) РАН,
ведущий научный сотрудник отдела Америки,
доктор исторических наук,

Тел: (812) 328-41-52
Fax (812) 328-08-11
E-mail: alexandr@alpas.ioffe.rssi.ru

Электронный кадастр этнографических предметов
и проблема бессрочного хранения информации

     Постановка проблемы.

     Коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Петербург (далее ? МАЭ) содержат этнографические материалы, характеризующие культуру почти всех народов мира (более 1,8 млн. уникальных предметов). Более 1 миллиона этнографических предметов сделаны из недолговечных материалов: кожи, перьев, керамики, кости, дерева. Многие предметы поступили в МАЭ еще в XVII-XVIIIвв. Условия их хранения не были столь благоприятными, чтобы сохранить коллекции в целостности. Не один десяток уникальных с исторической и художественно- культурной точки зрения вещей давно погиб безвозвратно. Погибала и интерпретационная информация о предметах ( гибли аналоговые формы информации: полевые дневники исследователей, фотографические изображения вещей, устная традиция. Связанная с предметами, данные карточных каталогов). Только некоторые коллекции были опубликованы и тем самым введены в информационный банк данных эпохи. Работа музейно-хранительского и научно- интрепретационного характера, которая вот уже многие годы осуществлялась автором как сотрудником одного из наиболее старых этнографических центров мира заставляла задумываться над проблемой бессмертия в "земном" документально-информационном аспектах.

     Концептуальное обоснование проекта
     и решение проблемы "земного" бессмертия
     через документальную интерпретацию этнографических материалов.

     С точки зрения культурологии, этнографические коллекции занимают свою нишу, свой иерархический уровень в системе "значимого" и "полезного" для Человечества. На верхнем уровне этой иерархии философами учреждены ценности божественного уровня, средний отведен миру человеческого, а на третьем помещается пространство культурного , т.е. произведений рук человеческих или мир вещей. Этнографические вещи, которые ныне хранятся в собраниях мухеев сфокусировали в себе информацию всех трех уровней иерархии "значимого" для человечества. За каждым этнографическим предметов раскрывается не только историческая перспектива (вещи есть аккумуляторы закодированных культурных традиций), но и несут на себе "импринт" личности творца. Таким образом, этнографические предметы являются в информационном смысле суперинформативными.

     Этнографические предметы, которые ныне составляют предметный мир этнографического музея (МАЭ) были созданы в разных культурных системах. Культура. Как пространство господства творческого гения Человечества противостоит цивилизации, оносва существования которой, как утверждают А. Тойнби и его адепты? техницизма, бюрократия, цинизм. Но на современном уровне развития цивилизации люди все более интенсивно задумываются над тем. Как сохранить и предать будущим поколениям не только немые осколки культур прошлого, но и саму искру творчества. Этой благородной цели и служит дублирование и мультипликация информации в системах музейного хранения, в частности хранения этнографическим предметов.

     Материалы коллекционного фонда отдела Америки МАЭ включают ценный блок этнографических предметов, которые не одно десятилетие привлекают повышенный интерес как у профессионалов (историков, этнографов, антропологов, историков искусства) всего мира, так и у широкой публики (публицисты, писатели, философы, школьники, студенты, посетители музея). Этнографические предметы коллекционного фонда по "Русской Америке" имеют следующие культурно-исторические характеристики, которые дают основание включать их в мировой банк данных "Бессрочного хранения информации", т.е. ввод этнографических материалов в пространство "бессмертия", приобщения к Вечности:

     -отражают характер и уровень материальной и духовной культуры представителей всех трех групп коренного населения северной Америки: индейцев, эскимосов и алеутов в период этнографической современности ( 17-20 вв);
     - в качестве составляющих фонда хранения МАЭ, который с 1992 г. Указом Президента РФ введен в число Особо ценного объектов культурного наследия России;
     - в силу научной и историко-культурной ценности собраний, ибо в настоящее время они являются часто единственными вещественными памятниками, характеризующими исчезнувшую после 1848 г. (эпоха "Золотой лихорадки") традиционную культуру коренного населения Северной Америки (алеутов, эскимосов и индейцев);
     - в силу своего особого историко-культурного статуса, подразумевающего осуществление через них трансмиссии культурных традиций и конструирования "миража бессмертия". Конструирование "миража бессмертия" через предметный мир этнографического музея уже давно осуществляется историками, этнологами, историками культуры, археологами. В этнологии это делается через интерпретацию понятийного ряда: "культура", "этническая культура", "обычай", "традиционное", "традиционная культура", "традиция". Этнологам удается определять функцию этнографических коллекций как одного из средств социума для достижения бессмертия, описывая такие признаки этнографических коллекций как:
     - имеющих статус выразителей основного содержания традиционной культуры ( "традиционного" в современном обществе). Среди атрибутов понятия "традициотнное", связанного с миром этнографических предметов, позволяющих говорить о "бессмертии" в контексте формулирования хранительской, познавательной и просветительной миссии музеев можно назвать следующие: описание и воспроизведение моделей прагматического (обыденного) и ритуального (религиозные и философские институты) поведения в пределах жизни нескольких поколений; регулятивную и нормативную; интегрирующую; дифференцирующую; социализирующую;
     -близостью предметного мира этнографических коллекций МАЭ через "традиционное" к понятию "культура". Соответственно, возможность рассмотреть этнографические материалы как персонификацию исторически отобранных идей и соответствующих им культурных ценностей как максимально приближенных к пространству "бессмертного" через негенетический способ передачи информации; нематериальное по сущности содержание традиционного; через абстрагирование продуктов деятельности (произведений искусства, этнографических предметов материальной культуры)от поведения человека, окружающей его повседневности;
     - в силу связи многих уникальные этнографические предметов собрания "Русская Америка" с именами выдающих деятелей русской культуры и науки. Эти предметы были доставлены в Россию выдающимися русскими моряками, путешественниками, учеными, служащими Российско-Американской компании среди которых были Ю.Ф.Лисянский, Г.И.Лангсдорф, В.М.Головнин, И.Г.Вознесенский, И.А.Купиянов и др. Североамериканские коллекции MAЭ содержат материалы ряда научных экспедиций Российской Академии Наук, в частности, собранные по заданию Академии наук этнографические коллекции И.Г.Вознеснеского. Жизнь этих людей стала частью истории России, а их имена и деяния достойны увековенивания.

     Характеристика проекта.
     Технологии и практики.

     Одним из наиболее интересных и научно-значимых коллекционных разделов МАЭ является отдел Америки, в фондах и постоянной музейной экспозиции которого хранятся всемирно известные коллекции по Русской Америке. В настоящее время в отделе Америки музея под эгидой Росийского фонда фундаментальных исследований началась разработка проекта "Электронного кадастра этнографических предметов". Целью проекта является создание фактографического музейного кадастра ныне уникальных этнографических предметов американского отдела МАЭ. Музеологический и инвентарный аспекты работы над проектом позволят создать объективное представление о научной значимости, художественной ценности и исторической уникальности исследуемых этнографических собраний МАЭ.

     Работа над базой данных этнографических коллекций в МАЭ имеет свою историю первые попытки создать ее были предприняты около шести лет назад и разработчики трудились в программе FOX PRO. Сама идея базы данных тогда понималась по другому, чем сейчас. Над разработкой паспорта научного описания работали несколько в разных отделах Музея, между ними не было координации. Довольно скоро разработчики столкнулись с рядом как теоретических, так и практических сложностей. Одним из серьезных практических затруднений было отсутствие наличия достаточного количества машин, работа на которых могла бы

     Особенностью проекта является расширенная работа по базе данных. Она включает не просто составление не каталога, а именно кадастра состоящего из:

     -"Инвентарной книги" (каталог описей верхнего уровня)
     -паспорт научного описания на электронном носителе,
     -визуализацию предмета (электронный носитель).

     Кроме того, работа над "Кадастром" предполагает следующие этапы технические работы:

     -формулирование технического задания,
     -проектирование модели конкретной базы данных,
     -первичное наполнение базы данных,
     -информирование общественности об осуществляемой работе,
     -неизменность информации (защиту от невольного изменения или уничтожения внесенной информации),
     -целостность(сохранение семантических связей между информационными компонентами, а также удобные механизмы передачи смысла,
     -доступность для широкого круга пользователей.

     Создание кадастра включает осуществление работы и занесение ее результатов в электронную базу данных по следующим разделам (полям):

     -разработку проблем теоретической интерпретации этнографического материала и сравнительного историко-культурного анализа этнологической информации этнографических коллекций МАЭ. Это откроет перспективы в области исторической этнографии, изучения проблем этногенеза, диалога культур, в частности, процессов культурных влияний населения Старого и Нового Света. Косвенно в ходе работы над проектом будут затронуты проблемы семантической интерпретации исследуемых этнографических материалов, уточнены многие концептуальные схемы, построенные на эмпирических данных.
     - исследование возможность увеличения средств накопления, хранения и передачи информации об этнографическом предмете, как историческом источнике, объекте семиотического исследования и инструмента обучения.
     -работа с биологическими повреждениями и разработку способов устранения дальнейших повреждений, организацию климатологических исследований ранее никогда не осуществлявшихся в фондах музея.
     -исследование предметов реставрационно- консервационными методами, обнаружение механических повреждений, выцветания красок, работы по выявлению утраченных частей исследуемых объектов и др.
     -уточнение спецификации терминологии и идентификации предметов, точно идентифицировать функцию предмета, выявить предметы, которые считались утраченными, найти уникальные предметы, уточнить этническую идентификацию вещей.
     -использование метода рентген-флуорсцентного анализа для расширения объема фактографической базы данных ( портрет предмета на молекулярном уровне, выявление старых надписей, следов реставрации, подновлений, выявление процесса и стадий его изготовления, использования различных материалов).

     Теоретическая и практическая разработка метода описания, классификации и хранения уникальных этнографических музейных коллекций с применением рентген-флуоресцентного анализа, разработанного на основе исследований области ядерной физики позволяет добиться следующих научных и практических результатов. Использование метода рентген- флуоресцентный анализа, включающий создание портрета предмета на молекулярном уровне) обеспечит надежные условия повышенной защиты этнографических коллекций от хищений и подделок, даст дополнительную информацию музейную и научную о каждом этнографическом предмете (вскроет старые номера, стершиеся следы красителей, надписей на предметах и т.п.), существенно дополнит номенклатуру паспорта музейного описания, предоставит возможность визуализировать изучаемый объект в системе электронного каталога. Рентген-флуоресцентный анализ этнографических предметов в период работы над проектом будет осуществлен с помощью специальной установки, разработанной в циклотронной лаборатории Физико-тенического института РАН и радиевом институте Министерства Атомной энергетики.

     Работа над проектом открывает новые подходы к разработке модели электронной базы данных музейных коллекций, пригодной для научно-исследовательских и научно-теоретических изысканий в области этнологии, вещеведения, истории искусства, социальной истории, культурологии. Проект электронного кадастра включает как создание электронного каталога коллекций, формирование базы данных с дальнейшим использованием ее по Intrenet, в перспективе перенос информации на лазерные диски, визуальный портрет предмета, портрет предмета на молекулярном уровне. По завершении работы над проектом, через телекоммуникационные сети доступ к информации получат десятки тысяч человек в России и за рубежом: этнографы, музейные работники широкого профиля, искусствоведы, физики, работающие в области прикладной ядерной физики, экологи, а также все те, кто интересуются историей и культурной народов мира.

     Цифровое бессмертие для этнографических коллекций
    и его перспективы в информационном обмена поколений.

     Помимо чисто научно-хранительских и учетно-музейных задач, работы по проекту включают популяризаторский и просветительный разделы.

     Например, проект виртуальной экскурсии "Русская Америка в МАЭ" рассчитан на ту часть посетителей, которая не охвачена экскурсионным обслуживанием (под руководством экскурсовода), а также тех зрителей, интересы которых выходят за рамки обзорной экскурсии. Социологическое обследование посетителей МАЭ показало, что именно они и составляют основную массу экскурсантов. К реализации проекта помимо сотрудников МАЭ и исполнителей работы по проекту "Электронный кадастр..." будут привлечены программисты, специалисты по компьютерному дизайну. В рамках реализации проекта создания виртуальной экскурсии "Русская Америка в МАЭ" планируется использование следующих компонентов программы:

     -170 страниц текстового материала
     -350 изображений (фотографии этнографических предметов, карты)
     -12 видеоклипов ( по 3 минуты)
     -1 час звука

     Сценарий виртуальной экскурсии будет содержать:

     -изображения уникальных этнографических предметов, которые хранятся в фондах музея и не могут быть доступны для обозрения широкому зрителю
     -конкретную информацию о музее (сведения о расположении в пространстве, историческую справку, краткое описание состава коллекционного фонда,имена собирателей, данные о штате и т.п.) ;
     -архивные материалы по истории и культуре коренного населения Русской Америки, истории русско-американских отношений ( история русской колониальной политики в Америке) и комментарии к ним;
     -археологические материалы о заселении Северной Америки выходцами из северо- восточной Азии и Сибири;
     -перед пользователем будет открыта возможность нескольких вариантов путешествия по программе: по хронологии истории Русской Америки, по этнографическим экспонатам, по народам и культурам, по собирателям и коллекционерам.

     Программа будет снабжена дикторским текстом и музыкой. Текст будет представлен как на русском, так и английском языках. Проект создания виртуальной экскурсии "Русская Америка" будет не только выгоден для музея как рекламная продукция или как информационно- образовательный выход работы по, казалось бы сугубо учетно-хранительскому и научно-исследовательскому направлению работы музея: "Электронную кадастру этнографических предметов американского отдела МАЭ". Виртуальная информация, тиражированная на лазерном диске в философском смысле может рассматриваться как форма выхода в "бессмертие". Сохраненная в пространстве виртуального мира, научно-исследовательская, музейно- документальная, просветительно-интерпретационная информация станет через мультиплицирование частицей Вечности.

     Выводы.

    1. Коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), в частности собрания Американского отдела, включающую коллекцию по "Русской Америке", несмотря на хрупкость и не приспособленность к долгосрочному хранению представляют уникальную ценность для банка "Бессрочного хранения информации".
    2. В силу особого историко-культурного значения этнографического коллекционного фонда отдела Америки имеют особый статус, который позволяет ему осуществлять трансмиссию культурных традиций и конструирование "миража бессмертия".
    3. Реализация подлинного "бессмертия" материалов этнографических коллекций может быть осуществлена в системе виртуальной реальности, предполагающий их дальнейшее существование как в системах баз банных, так и в форме обширного блока программ социализацинного профиля (образование, реклама, информация).


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.