АДИТ'99. Тезисы доклада.

Музалевская Ирина Михайловна
Морохов Алексей Альбертович

Государственный Владимиро-Суздальский
историко архитектурный и художественный
музей-заповедник, г. Владимир
телефоны: (0922) 32-66-05, (0922) 32-25-15
muza-vsmz@rnt.vladimir.su
alex-m_vsmz@rnt.vladimir.su

WEB-лаборатория
Владимиро-Суздальского Музея-Заповедника:
предпосылки создания и начальный этап

     Введение.

     Выход музея в открытое информационное пространство является одним из наиболее перспективных направлений информационного, интеллектуального, коммуникационного и технологического обеспечения музейного дела.

     В настоящее время в мировой и отечественной практике существует ряд организационных форм, направленных на решение поставленной задачи. Среди них - Интернет-центры, классы коллективного доступа, специализированные web-лаборатории.

     Владимиро-Суздальский музей-заповедник как один из объектов российского и мирового культурного наследия ощущает объективную потребность в формировании системы двустороннего обмена с открытым информационным обществом. В качестве организационной и технологической основы для успешного решения этой проблемы выбрана WEB-лаборатория, которая создается в структуре отдела информатики музея.

     Определение web-лаборатории.

     WEB-лаборатория - это творческая мастерская, в которой музейные работники вместе с профессиональными специалистами смогут на высоком современном уровне решать задачу создания информационных ресурсов в сфере культуры. Ее принципиальное отличие от других организационных форм состоит в том, что если в классах коллективного доступа к Интернет пользователи занимаются потреблением чужих информационных ресурсов (пассивная функция пользователя), то в web-лаборатории они занимаются производством своих собственных культурных ресурсов (активная функция пользователя).

     Какие же предпосылки существовали в музее-заповеднике к созданию web-лаборатории?

     1. Организационные (наличие отдела информатики; опыт компьютеризации музейной деятельности с 1993 г.; наличие свободных площадей).
     2. Технические и технологические (наличие современного компьютерного парка, локальной вычислительной сети, электронной почты, виртуального web-сервера музея-заповедника; использование программного обеспечения Комплексной Автоматизированной Музейной Информационной Системы (КАМИС) с модулем подготовки Интернет-каталогов).
     3. Коммуникационные (наличие в городе Владимире провайдера с достаточными возможностями для организации мощного канала обмена информацией "музей - внешний мир").
     4. Финансовые (получение 2-х грантов Института "Открытое общество" в 1998-1999 гг. на проекты "Комплексная информационная система Владимиро-Суздальского музея-заповедника с выходом в Internet" и "Интернет как ключ к сокровищнице Владимиро-Суздальского музея-заповедника").

     Почему нами выбрана такая организационная структура, как web-лаборатория?

     WEB-лаборатория - это:

     1. компактная форма (в отличие от Интернет-центров университетов). Масштабы лаборатории соответствуют потребностям музея.
     2. закрытая служба, предназначенная только для сотрудников музея. Но вместе с тем она обладает всеми особенностями открытой информационной системы.
     3. наличие централизованного класса коллективного доступа к Интернет наряду с распределенными удаленными рабочими местами с выходом в мировую компьютерную сеть. Это обстоятельство важно в связи с территориальной разбросанностью музея-заповедника, размещением его филиалов в 3-х городах Владимирской области (Владимире, Суздале и Гусе-Хрустальном) и в разных зданиях на территории этих городов, наличием районных музеев области - бывших филиалов ВСМЗ. Таким образом, web-лаборатория призвана в том числе удовлетворить потребность в работе с Интернет сотрудников удаленных территорий. Здесь под удаленными пользователями следует понимать всех, кто не имеет в музее доступа к Интернет с индивидуального автоматизированного рабочего места.

     Начальный этап - предварительный сбор информации и ее анализ.

     Для того, чтобы определить основные функции web-лаборатории, необходимо ответить на вопрос: для чего и кому Интернет нужен в музее?

     Итак, Интернет в музее:

     1. Обеспечивает интеграцию ВСМЗ в систему российских и зарубежных профильных организаций;
     2. Служит дополнительной возможностью презентации коллекций;
     3. Является средством рекламы, привлечения туристов в музей, увеличения количества экскурсионных групп.
     4. Необходим научным сотрудникам для:
          - организации процесса научного исследования посредством Internet.
          - интенсификации процесса обмена профессиональной информацией.
          - привлечения извне недостающей информации.
          - размещения в Интернет своих публикаций и материалов исследований.
          - изучения материалов архивов и библиотек.
     5. Необходим реставраторам для получения информации о современных реставрационных технологиях.
     6. Может применяться в экспозиционно-выставочной деятельности массового отдела, для установления партнерских связей с другими музеями, совместных проектов выставок, обмена экспонатурой, создания виртуальных экспозиций.
     7. Необходим фондовому отделу для обмена информацией с другими музеями по вопросам комплектования, подготовки и проведения фондово-закупочных комиссий.
     8. Может использоваться в сувенирно-коммерческой деятельности, торговле через музейный магазин.
     9. Организация электронной почты через Интернет обеспечивает высокоскоростной канал передачи информации, что особенно важно при зарубежной переписке, удешевляет почту за счет повышения скорости передачи данных, обеспечивает переписку с музеями-партнерами и участие в телеконференциях по музейной тематике.
     10. Служит источником получения информации о музейных конференциях, обеспечивает доступ к документам ИКОМ, АДИТ, ассоциации музеев России.
     11. Необходим экскурсоводам для изучения опыта экскурсионного обслуживания ведущих музеев.
     12. Может использоваться в культурно-образовательной и просветительской деятельности детского музейного центра, при разработке методик обучения, игр, конкурсов, тестов и задач.

     Таким образом, Интернет в музее - не роскошь, не излишество, а мощный инструмент поддержки всех направлений музейного дела на современной технологической основе.

     Исходя из перечисленных направлений применения Интернет в музее становятся понятными основные функции web-лаборатории:

     1. Технологическая, техническая и кадровая поддержка подразделений музея в создании культурных информационных ресурсов для WEB-серверов, CD-ROM дисков, макетов печатной продукции.
     2. Создание центра обучения сотрудников работе в Интернет, демонстрация лучших образцов музейных сайтов и серверов.
     3. Обеспение необходимых условий для активизации культурных инициатив в музее.
     4. Размещение web-сервера непосредственно на территории музея-заповедника.
     5. Сосредоточение мощных технических средств для создания и развития музейного web-сервера.
     6. Решение задач в рамках проекта "Интернет как ключ к сокровищнице Владимиро-Суздальского музея-заповедника" гранта Института "Открытое общество".
     7. Технологическая поддержка в создании информационных ресурсов для pайонных музеев Владимиpской области (бывших филиалов музея-заповедника). В частности, размещение web-сайтов этих музеев на сервере Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
     8. Как и во всякой другой лаборатории - это постановка экспериментов, проведение опытов по созданию культурных ресурсов.

     Заключение, выводы.

     Технология Интернет - это рабочий инструмент, который требует тщательного изучения и навыков практического использования. Для эффективного изучения и использования необходимо располагать Интернетом в музее. Создание web-лаборатории является очередным этапом компьютеризации музея, логическим продолжением информационного, интеллектуального и коммуникационного обеспечения музейного дела в XXI веке, веке информации.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.