АДИТ'99. Тезисы доклада.

Узунова В.Г., Богомазова Т.Г.
Санкт-Петербург, МАЭ РАН
info@kunstkamera.lanck.ru

Проект "Виртуальная Кунсткамера":
задачи конструирования мультимедийного
продукта в контексте анализа потребностей
и восприятия посетителей музея

     В сообществе музееведов проблема посещаемости дробится на множество конкретных исследовательских и практических задач, каждая из которых отрабатывает тот или иной фрагмент взаимодействия "музей-посетитель". Когда в 1996 г. мы начинали изучение посетителей своего музея, то нам казалось, что перед нами стоит задача сопоставления информационных объемов, которые предлагает Музей и тех информационных фрагментов, которые сохраняет посетитель наших экспозиций. И только постепенно мы убеждались, что современный посетитель приходит в Музей не с целью неформального образования (познания). Потребности посетителей гораздо более сложны - это потребности в самопознании. И лежат они не в плоскости музейной идеологии просветительства, а в области социально-психологического дискомфорта современного горожанина.

     Суть нашей принципиальной исследовательской установки заключена в утверждении, что только исследование проблем восприятия посетителя в пространстве реального музея открывает возможности моделирования поведения посетителя в пространстве музея виртуального. На основе этой методологической установки мы провели конкретное социологическое исследование посетителей МАЭ РАН (1996-1998 гг.),  которое легло в основу проекта "Виртуальная Кунсткамера".

     - Первый этап сбора информации и ее анализ привел нас к пониманию неудовлетворительности функционирования Музея по традиционной логике культурной просветительской деятельности.
     - На втором этапе исследования мы выделили те блоки содержательной информации, которые, с одной стороны, предлагает музейная экспозиция и те "тематические круги", которые, со своей стороны, формирует сам посетитель во время прослушивания экскурсии. Сопоставление оказалось очень плодотворным, среди многих выводов на этом направлении мы пришли к принципиальному соображению о роли воображения и домысливания (фантазирования) в процессе восприятия экспозиции.
     - Следующий этап изучения был посвящен анализу установочной предуготовленности к восприятию ("диспозиционый анализ") посетителей МАЭ РАН. И здесь мы столкнулись с непредвиденными нами препятствиями восприятия, когда посетитель демонстрирует неприятие предлагаемой формы подачи информации ("агрессивность восприятия") на основе самоопределения себя как носителя современности, носителя урбанистичности, носителя национальной принадлежности. Стало очевидным, что решение этой сущностной проблемы уже невозможно только на пути улучшения методических разработок экскурсионного показа.

     Выход из тупиковой ситуации был намечен нами на пути освоения многообразных возможностей компьютерных технологий. По сути вопроса, это было понятно уже с момента осознания нами той непредсказуемой роли, которую играет воображение посетителя в процессе восприятия им информации. В этой связи самой значимой способностью компьютерных технологий для нас оказалась их возможность вобрать в себя и продуктивно направить фантазии посетителей музея, заставляя их двигаться по нашим маршрутам.

     С этой посылки началась наша работа по проектированию разных  вариантов оснащения МАЭ РАН компьютерными технологиями: проекты  "Петровская Кунсткамера", "Виртуальная Кунсткамера", "Маршруты  национального самопознания" и другие планы, находящиеся в разной  степени проработанности (см. также тезисы О.М.Бронниковой в наст. изд.).

     Мы довольно тщательно прописывали "портрет" нашего посетителя, поэтому готовы сейчас кратко (без комментариев)  перечислить его характерные черты: агрессия восприятия, требование открытого диалогового общения, несогласие с просветительской установкой Музея, провокационный стиль поведения, потребность вписать себя в контекст изложения экспозиционного показа. Социологический заказ для создания ММП складывается на базе тех проблем, которые мы решили переадресовать в Интернет, или "задач по созданию ММП", которые касается только темы "самопознания". Предлагаемые нами установки для создания навигационного сценария следующие:

     1. ЗАДАЧА "Самопознание на пути коммуникации".

     1.1. Реальный Музей может только провоцировать коммуникационные навыки посетителя. Мы наблюдаем их проявления в виде непосредственных реакций (прежде всего, конечно, у детей) и фиксируем в форме вопросов взрослых посетителей. Ядро "коммуникативного" блока складывается вокруг активизации психологической особенности восприятия и понимания "чужого через свое" ("непонятного через понятное"). Музей демонстрирует и объясняет "чужое", посетитель сравнивает и уподобляет "своему". Но результат этого процесса сопоставления чаще бывает отрицательным, когда "чужое" увидено и даже осмыслено, но оценено как "безразличное" или "отрицательное", то есть закрепляется в пространстве "чуждости".

     1.2. Связь "своего" с "чужим" через декодировку вещей и сюжетов не представляется нам задачей чрезмерной сложности. Контекст должен быть сформирован вокруг "точек сопереживания" современного горожанина. Гораздо труднее для Музея наладить связь между людьми из разных миров. Но эту возможность уже с успехом реализует Интернет. Именно с этой стороны он нам необходим, хотя мы планируем его загрузить прежде всего своими заботами. Сущностная наша забота - обеспечение взаимопонимания между людьми разных (во времени и пространстве) культур. Взаимопонимание - это еще и взаимодействие и взаимозаинтересованность. Довольно легко предложить современному горожанину варианты деловых ролевых игр в "охотника",   "танцовщицу", "шамана", "самурая" и т.д. Это компьютерное игровое пространство уже хорошо освоено, поняты и его ограниченные возможности. Наши проблемы не имитационные. И проблему мы видим не в том, чтобы научить посетителей нашего Виртуального Музея "примерять чужой лицо", а наоборот - выработать в нем коммуникативные навыки общения с другими людьми на условиях равенства позиций. И здесь принцип удержания своего социального пространства (своей самоценности), то есть умения устанавливать, удерживать и контролировать социальную дистанцию между собой и другими, является определяющим. Таким образом, условиями продвижения в виртуальном пространстве по маршруту коммуникации являются: диалог, равноправность, равноценность обмена, язык взаимопонимания, простота и дружественность. Девиз, под которым продвижение по маршруту достигает цели, - "равный среди равных".
ММП строится как единство трех взаимосвязанных аспектов: когнитивного (содержательного), эмоционально-оценочного и поведенческого. Целью его создания является воспитание диспозиционной предуготовленности к положительной коммуникации.

     2. ЗАДАЧА "Самопознание на пути социальной ориентации"

     2.1. Реальный Музей - часть городского пространства и горожане с некоторым усилием осознают свое перемещение из современности в фрагментарное поле иного времени и иных территорий. Представленным в Музее воплощениям иного времени и пространства они противопоставляют собственное "здесь и теперь", а это - город Санкт-Петербург конца ХХ века.

     Ядро "социально-ориентационного" блока складывается вокруг активизации понимания собственной "особости", вокруг формулировки "Мы суть другие" - порождены другим климатом, другими землями, другими богами, другой историей.   То есть направленность восприятия здесь упирается в разность условий существования.   Но одновременно отчетливо начинает озвучиваться многообразие представлений о Мы: "мы-северяне", "мы-горожане", "мы-русские", "мы-на нашей земле", "мы-в нашей стране" и т.д.  Именно эти собирательные образы Мы были положены нами в основание разработки ММП.

     2.2. Целью ММП "Самопознание на пути социальной ориентации" является убедительная демонстрация того социального закона, что ценностное ориентирование отдельного человека происходит в группах. Музей на основе своих научных разработок и наглядного материала коллекций может представить для разработки сценариев великолепный по яркости и доходчивости иллюстративный материал этого закона. Если современный человек обучается в сознании собственной ответственности за последствия своего выбора, то историческое становление этого тезиса наглядно продемонстрирует процесс трудного продвижения человечества к получению социальной возможности свободы (и как свободы выбора, и как ответственности за сделанный выбор).

     3. ЗАДАЧА: Самопознание на пути социальной мобильности

     3.1. МАЭ РАН вербует в ряды профессионалов преимущественно этнографов, антропологов, культурологов, историков, археологов, фольклористов. Кроме этого Музей продолжает питать пафос первооткрывателей и путешественников (даже если теперь это просто туристы). Гуманитарные знания составляют основу культурного капитала современного человека, но, к сожалению, не являются основой его финансового благополучия в современном мире. Это теперь понимают даже дети младшего школьного возраста, не говоря уже о переживаниях студентов - наших будущих коллег.

     3.2. Конечно, мы планируем в Интернете разработку маршрутов для будущих наших коллег. Но, наверное, даже не в первую очередь, так как основной посетитель Виртуальной Кунсткамеры все-таки не гуманитарий. И здесь мы предлагаем поощрять веру в творческое основание человека. Гуманитарии по опыту собственных биографий знают, что профессия становится делом твоей жизни, совпадая с любимым увлечением ("хобби"). Эту специфику нашей гуманитарной области деятельности мы решили переосмыслить для создания ММП под общим названием "Самопознание на пути социальной мобильности". Цель разработки маршрутов ММП в этом направлении отвечает нашему стремлению использовать активы нашего Музея для выработки навыков продуктивного творчества. И здесь наши возможности почти безграничны Мы зафиксировали интерес посетителей к предельным возможностям существования людей. Любые т.н. предельные темы - природных катаклизмов (наводнения, засухи, землятресения, тайфуны) и темы социальных катастроф (эпидемии, голод, войны), обнажающие границу жизнь/смерть, очень обостренно воспринимаются посетителями. Вполне вероятно, что именно опыт переживания катастроф, разработанный на материалах наших научных собраний, ляжет в основание разработки этого направления, так как мы сумеем продемонстрировать совершенно неожиданные для современного горожанина навыки и изобретательность. Создание ММП этого блока призвано воспитывать поведенческую готовность выживать и побеждать вопреки любым обстоятельствам. Его когнитивная составляющая должна поощрять стремление к обладанию самыми разнообразными знаниями и навыками. Эмоционально-оценочный компонент должен быть заряжен на поисковую смелость, творческую фантазию, преодоление сомнений, ошибок, усталости, препятствий.

     4. ЗАДАЧА "Самопознание на пути социального самоутверждения".

     4.1. Экспозиция МАЭ РАН провоцирует не только своеобразное прочтение "Мы", но и обостряет восприятие собственного "Я". Размышления посетителей (прежде всего молодых) вращаются в круге переживаний по схеме: "Я - не такой как другие... Другие - не такие как Я". И далее соскальзывают на позицию: "Среди других надо самоутверждаться...", "Смогу ли Я?". Как мы видим, проблема самоутверждения вполне отчетливо поставлена самими посетителями. Возможность ее решения предлагается нами в "Виртуальной Кунсткамере".

     4.2. Интернет потрясает своих молодых пользователей прежде всего именно тем, что в его среде не надо самоутверждаться по канонам реального социального мира. Жители виртуального пространства сами себе выбирают сообщество на основе своих предпочтений. В этой позиции мы поддерживаем их, но хотим исподволь протянуть идею "плодотворного одиночества". Этот тезис далее разворачивается нами в некоторый порядок утверждений: "выбирай свое сообщество", "пробуй себя в любой роли", "хочешь быть любым другим - осуществись", "исполнение любой роли требует наличия текста", "сочини свой текст". Подстрочник здесь очевиден: ничья состоятельность не ставится под сомнение - достаточным ее доказательством является факт присутствия в Интернете; не надо самоутверждаться "над", "под", "рядом" - это чужой счет; попробуй научиться быть интересным самому себе, освой технику плодотворного одиночества; в предъявлении себя другим как человек плодотворный - ты интересен всем. Итак, цель продвижения по маршруту "самоутверждения" - быть интересным (ярким, содержательным) в любом из образов. Установка - на самоценность и самодостаточность.

     Каким образом здесь может помочь Музей? Он расширяет горизонты видения себя, задает иные масштабы прочтения Я - уже не в пределах социально ограниченного горизонта, а снимая ограниченность представления и размышления о себе как о данности конкретного порядка. Поэтому задание на создание ММП содержит в своей когнитивной составляющей - информационный набор знаний о человеческой "особости". Причем, мы считаем преимуществом своего Музея способность на этнографическом материале доказать "особость" того, что принято называть "рядовым", "заурядным", "обыденным". Эмоционально-оценочный компонент ММП здесь подчинен идее достижения высокой оценки ежедневного, ритмичного, повторяющегося, бытового. Молодой человек, по нашему мнению, должен осваивать труд жизни, овладеть и научиться уважать "типикон повседневности", без боязни воспринимать рутинизированную ткань бытия. Готовность к предъявлению себя в любую минуту жизни, а не только праздничная демонстрация себя в исключительных случаях, является главным навыком, приобретаемом при прохождении этого маршрута.

     В отличие от реальности в виртуальном пространстве   пользователю должен предоставляется почти неограниченный набор инструментов взаимодействия – коммуникации в виртуальном пространстве – слово, звук, цвет, образ, движение, и сочетание всего этого. Задача состоит не в том, чтобы обрушить на пользователя все изыски компьютерных технологий и дизайна в готовом виде, а предоставить ему возможность комбинировать смысловые блоки с помощью этих средств, обретая взаимопонимание на основе совпадения, сходства, предпочтения в выборе.

     Навигационный сценарий предполагает, что мы  задаем поле эмоционально-оценочного выражения, пользуясь смыслами и поведенческими стереотипами разных культур, закладываем их в виде самостоятельных фрагментов единого сценарного решения. Посетителю виртуального пространства предлагаются варианты маршрутов следования, но свобода выбора остается за ним. В результате процесса самопознания, происходящего на этих маршрутах, должна  возникнуть устойчивая способность самому находить мотивацию в условиях отсутствия директив.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.