АДИТ'99. Тезисы доклада.

Маневич Григорий Михайлович
Москва, Государственный художественный историко-архитектурный
и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское",
Заведующий отделом научной информации
Тел. (095) 115-86-45, Факс (095) 112-04-14,
kolomen@museum.ru

Создание сети по национальному наследию:
опыт зарубежных проектов

     Данный доклад построен на основе обзора зарубежных проектов создания сетей по национальному наследию. В обзор включены как проекты, в названии которых содержится сам термин "heritage network" или "сеть по культурному, национальному наследию", так и проекты, имеющие другие названия и девизы, но целью, которых является комплексное и официальное представление информации о национальном наследии государства. Следует сразу оговориться, что термины "сеть культурного наследия", "сеть по национальному наследию", "сеть по культурному и природному наследию" и схожие с ними являются синонимами в данном докладе. Причины этого - расплывчатость самой формулировки, невозможность адекватного перевода на русский язык английского термина "heritage", и, главное, разница в понимании и интерпретации этих терминов в рамках каждого проекта. Самыми распространенными формулировками являются "культурная сеть" или "сеть по культуре", а самыми объемными - "сеть по наследию" или "сеть по национальному культурному и природному наследию".

     Появлению идеи "сети по культуре" способствует бурное развитие и изменение технологических, экономических и социальных условий в конце 20 века. Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий привело к созданию сверхбольших мультимедийных хранилищ информации, объединенных в сети посредством высокоскоростных каналов связи с большой пропускной способностью и обеспечивающих своих пользователей высокоинтеллектуальными многоязычными интерфейсами, с продуманными средствами навигации и управления знаниями, что способно удовлетворить любые потребности. В дополнение к этому появилось много различных стандартов, разработанных в результате долгих и трудных формальных соглашений между различными международными организациями по стандартизации, а также стандарты "де факто", основанные на успешно реализованных проектах.

     В течение последних нескольких лет в целом ряде стран были утверждены свои концепции "сети по культурному наследию" (culturenet). В этих концепциях сеть по культуре характеризуется как "оперативная, свободная, обеспечивающая открытый доступ общественности к информации о культурных ресурсах и событиях", но главное – как важная составляющая социальной и экономической структуры государства. В то же самое время, такие наднациональные институты как ЕС, "Большая Восьмерка" и Международный банк не остаются в стороне и проводят политику поддержки таких разработок. Одним из ключевых приоритетов 5-ой Рамочной Программы ЕС "Технологии Информационного Общества" является "создание информационных систем по культуре, глубокая интеграция новых и унаследованных систем в электронные библиотеки, включающие в себя высококачественные аудиовизуальные и мультисенсорные системы".

     Необходимо отметить, что сети по культурному наследию создаются также на региональном уровне и на отраслевом уровне: среди музеев, библиотек, архивов, специалистов по искусству.

     На наш взгляд, инфраструктуру и ресурсы, созданные на основе проектов сетей по культуре и наследию целесообразно рассматривать и оценивать по следующим критериям:

  1. История создания (инициатива "сверху", объединение уже созданных ресурсов в рамках совместного проекта и т. п.)
  2. Цели создания (государственная программа, коммерческий проект, сеть для специалистов и т. п.)
  3. Структура, организация и принципы действия
  4. Техническая реализация (компьютерная и телекоммуникационная инфраструктура, программное обеспечение)
  5. Степень реализации и планы на будущее (степень реализации поставленных задач, планы по расширению, изменению структуры)

     В докладе рассматриваются следующие проекты:

     На основании проведенного обзора сделаны некоторые выводы об общих тенденциях, различных концепциях и реализациях проектов построения сети по национальному наследию.

     Основные выводы следующие:

  1. Практически все проекты по созданию "сети по культуре", "сети по национальному наследию" изначально инициированы государственными структурами: министерствами и ведомствами, отвечающими за культурную политику страны, департаментами по информационным технологиям, а также предусмотрены федеральными, региональными и отраслевыми программами по информатизации.
  2. Главная миссия большинства проектов – обеспечение свободного доступа граждан к информации о национальном наследии и предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современной телекоммуникационной инфраструктуры.
  3. Основная задача – вовлечение всей полноты государственных, частных и общественных организаций и отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации национального наследия страны, на основе интенсивного использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
  4. В целом ряде стран имеется тенденция к превращению "сети по культурному наследию" в основной инструмент ведения научной, образовательной и просветительской деятельности культурных институтов на современном технологическом уровне.
  5. Несомненной является важнейшая и все возрастающая роль наиболее развитых проектов в сфере культурного туризма и социальных программ.

     Можно сделать также некоторые "организационно-управленческие" выводы:

  1. Основным спонсором проектов "сети по культурному наследию" чаще всего выступает правительство или различные его департаменты. Другой основной источник финансирования – спонсорская поддержка проекта различными частными и государственными фондами.
  2. Распространенной формой существования "сети по культурному наследию" является некий консорциум, работающий на коммерческой основе. Вообще, одна из серьезных проблем такого проекта – его финансовая окупаемость и возможная прибыльность.
  3. Координацией всего проекта, определением стратегии и тактики его дальнейшего развития обычно занимается специально созданная консультативная или координационная группа, состоящая из профессионалов самых различных специальностей.
  4. Технической реализацией и поддержанием работоспособности сети обычно занимается команда высококвалифицированных профессионалов, хотя бы часть которой работает на постоянной основе.

     Типичными элементами "сети по национальному наследию" являются:

  • база ссылок на национальные и международные культурные ресурсы в сети Интернет и сами Web-сайты культурных организаций и сообществ;
  • разделы новостей и информации о культурных событиях в стране и по всему миру;
  • электронные путеводители по музеям и галереям, виртуальные экспозиции и выставки;
  • электронные каталоги и базы данных по музейным, библиотечным, архивным фондам;
  • музейные, библиотечные, архивные и иные "подсети", ссылки на другие сетевые проекты
  • ресурсы для профессионалов: электронные форумы, стандарты и метаданные, исследовательские проекты, библиографическая и реферативная информация и т. п.;
  • онлайновые чаты для общения, как профессионалов, так и простых посетителей сети;
  • различные обучающие курсы, тренинги и семинары по применению информационных технологий и сети Интернет в музейной деятельности;
  • электронные журналы и различные публикации;
  • информация и ресурсы по охране авторских прав и интеллектуальной собственности.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.