АДИТ'99. Тезисы доклада.

Ноль Лев Яковлевич,
Москва,
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина,
Зав. отделом информатики,
тел.: (095) 203-8061, факс: (095) 203-4674,
nol@gmii.museum.ru

Компьютеры в музеях России: факты, аргументы.
Заметки на полях к четвертьвековому юбилею

     Четверть века назад российские специалисты впервые попытались использовать компьютер для создания музейных машинных каталогов (Я.А. Шер в Государственном Эрмитаже, Ю.А.Асеев в Государственном Русском музее). Работы носили экспериментальный характер, серьезного практического применения не имели.

     С начала 1980-х многие зарубежные и отдельные российские музеи начинают использовать компьютеры в своей практической деятельности (Центральный музей Революции, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея) При Министерстве культуры СССР создается Научно-исследовательский центр, которому было поручено создание Автоматизированной информационной системы по памятникам истории и культуры. Основные направления исследований - моделирование и создание текстовых баз данных (обоснование и выбор информационного и лингвистического обеспечения, попытками создать национальные стандарты в этой области, анализ различных типов СУБД, практическое внедрение АИС в крупных музеях).

     С начала 1990-х основные усилия направлены на создание типовых проектов АИС. Накопленный ранее опыт позволил избежать серьезных ошибок в дальнейшем, когда АИС стали широко внедряться в региональных музеях по всей России. В то же время существенно изменились и сами возможности, предоставляемые средствами вычислительной техники: использование технологии мультимедиа существенно расширило круг задач, решаемых в музее с помощью компьютера, автоматизированные рабочие места стали объединятся в локальные сети, появилась возможность подключаться к глобальным компьютерным сетям. Сервер МУЗЕИ РОССИИ, созданный группой российских специалистов в середине 1990-х, является одним из лучших в сети ИНТЕРНЕТ.

     Задача, которая стоит сегодня перед российским музейным сообществом, заключается в том, чтобы подняться на принципиально новый технологический уровень и создать Сеть Национального Культурного Наследия России. Для того, чтобы избежать ошибок, допущенных ранее, необходимо тщательно проанализировать опыт создания и внедрения АИС в музейной сфере, накопленный за прошедшие полвека. Этот анализ должен охватывать различные аспекты нового проекта (организация, планирование и финансирование работ, информационное и лингвистическое обеспечение и стандарты описания данных , технологические решения и многое другое). Необходимо учесть как положительный, так и отрицательный, как отечественный, так и зарубежный опыт.

     Не претендуя на всеобъемлющий анализ, автор ограничивается собственной оценкой отдельным "фактам и аргументам", отражающим перипетии двадцатипятилетней истории АИС в музеях.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.