АДИТ'99. Тезисы доклада.

Наседкин Кирилл Александрович,
президент Сети Культурного Наследия "Музеи России",
E-mail: KN@museum.ru

Наседкин Александр Алексеевич,
секретарь президиума Сети Культурного Наследия "Музеи России",
E-mail: AN@museum.ru

Сеть Культурного Наследия и Музеи России

     Непросто оценить то, что Запад уже сделал в ходе информатизации своей культурологической сферы. Отношение к результатам его работ, скажем прямо, неоднозначное. С одной стороны достижения восхищают, с другой стороны некоторые аспекты сделанного вызывают чувство невнятного разочарования: безусловно перспективные на момент старта проекты, сейчас уже не кажутся достойными образцами для повторения. Да и могут ли в наше динамичное время серьезно предлагаться к реализации проекты, концепция которых складывалась десть, а то и пятнадцать лет назад?! Ситуация в высшей степени парадоксальна: даже если мы сейчас соберём лучшие умы человечества и разработаем идеальный проект "нашей" Сети, то к концу внедрения и он может оказаться устаревшим.
     Парадоксальность ситуации заставляет нас быть с одной стороны очень осторожными на старте, с другой стороны мы вынуждены изначально встраивать в архитектуру Сети специальные механизмы "перенастройки и приспособления", которые, как нам кажется, обеспечат Сети достойное долголетие.
     Быть осторожным и предусмотрительным проще всего ничего не делая.
Мы поступили иначе. Было решено: Сети Культурного Наследия "Музеи России" быть!

     В 1996 году была сформирована команда разработчиков, подготовлена технологическая база проекта и создана предварительная база данных российских музеев.
     Одновременно налаживались международные контакты проекта: база данных Российских музеев интегрирована с общемировой базой музеев (Великобритания, Кембридж), нам переданы полномочия по формированию и представлению музеев российского региона; создано отделение сервера в Детройте (США).

     В 1997 году продолжает совершенствоваться технологическая база проекта.
     Уже весной 97 года начинает функционировать система динамического формирования HTML страниц. Структура баз данных сервера в этом году была полностью переработана и произведена их миграция на SQL сервер. В этом варианте аппаратный узел уже рассматривался нами, как прообраз будущего базового звена Сети Культурного Наследия.
     В этом же году на сервере появились новые разделы: раздел для музейных профессионалов, раздел CD-ROM дисков, раздел карт и т.д..
     Наша работа за этот год отмечена девятнадцатью(!) международными наградами, среди которых: лучший европейский сайт, лучший российский сайт в номинации "Культура и образование" Российского Центра Информационных Технологий (РОЦИТ), золотой знак международного сервера культуры и т.п.

     1998 год - запущены все сервисные службы проекта "Музеи России".
     На общероссийском конкурсе Золотой Сайт '98 проект получает наивысшую оценку. Причём сразу в двух(!) номинациях: "Культура и Искусство" и "Каталоги и Справочники". Фирма Интел премирует сервер МР компьютером.
     В очередной раз перерабатывается структура сайта и концепция подачи материала, изменяется система навигации и дизайн. Идут работы по связыванию баз данных сервера, по созданию инфраструктуры управления серверами и базами данных поверх Интернет. И это уже не прообраз, это уже действующий макет сетевого звена.
     Летом 1998 года с проектом "Музеи России в Интернет" знакомится руководство программы "Культура" Института Открытое Общество. В ходе рабочего совещания (21 июля) рассматриваются возможные пути дальнейшего развития проекта. Собравшиеся высказываются за стратегический уклон в плоскость создания "Сети Культурного Наследия России", рекомендуется зарегистрировать соответствующую некоммерческую организацию и активизировать региональную направленность наших работ. На настоящий момент всё рекомендации реализованы.
     Тем же летом 98 года проект рецензирует Президента АДИТ А.В. Дремайлов. В его рецензии, в частности, говорится:
"Проект имеет сильные предпосылки стать основой будущей информационной сети по российскому национальному наследию (RUSSIAN HERITAGE NET)."….

     Казалось - всё, момент настал: для реализации Сети сложились все необходимые предпосылки. Полученный за два года опыт позволил сформировать четкое представление о том, "Что, Как и в Какой последовательности" следует осуществлять. Успешно завершен этап эскизного моделирования, апробированы все основные технологические аспекты построения Сети. Наконец - составлена Программа работ по её воплощению.
     Можно начинать? Старт? Нет. Спешить нельзя. Кое-что ещё надо проверить, уточнить - слишком велика цена ошибки. Работу всей системы связанных баз данных (СС БД) необходимо апробировать в реальном времени, нужно завершить макетирование программного модуля, обеспечивающего (хотя бы в самом общем виде) работу регионального сетевого узла (СУ). И всё это - на фоне дефолта!
     Возможно, наши последователи, именно 2 декабря 1998 года будут отмечать, как дату рождения нашей Сети. Именно в этот день был подписан "исторический" документ и произошло, никем незамеченное, событие: начал реально функционировать VRM: сервер Всероссийского Реестра Музеев - первое и важнейшее звено будущей сетевой архитектуры.

 

     У вас на руках составленная нами Программа работ по созданию Сети Культурного Наследия Музеи России (http://www.prof.museum.ru/Info/skn2.htm). Программа - внушительный перечень конкретных задач. Тщательная проработка всех этих задач приведет, по нашему мнению, к решению поставленной проблемы в целом.
     Даже беглого взгляда на этот документ достаточно, чтобы понять, насколько много еще предстоит сделать: ведь проработан только ряд узловых разделов программы (см. выделение затенением). Все остальные разделы Программы еще должны найти своих исполнителей. В этом, собственно и состоит, смысл и задача сегодняшней презентации: проект перерос своих создателей. Далее, без Вашего активного участия и без Вашей всесторонней поддержки, реализация проекта просто невозможна. Посмотрите, сколь много ещё в Программе "белых пятен"! Ликвидация этих пробелов - серьезный и кропотливый труд большого числа специалистов и организаций.
     Особо обращаю Ваше внимание на то, что предстоящие всем нам работы по внедрения Сети, имеет ярко выраженную "контентную" привязку. Это означает, что выполнение работ нельзя будет перепоручить стороннему разработчику. Такой подход означал бы, что выбранный исполнитель должен был бы сначала стать профессионалом и в музейной сфере. Конечно, сказанное не означает полный отказ от услуг сторонних специалистов. Но их участие должно быть, безусловно, подчинено ценностным ориентирам, установленным профессионалами-музейщиками.
     Подробное изложение всех аспектов представленной вам Программы заняло бы не один час. Вкратце остановимся на некоторых принципиальных моментах предлагаемого варианта сетевой организации.

Вопросы собственности.

     Сетевая среда оперирует реальными ценностями, но… в их виртуальном "исполнении". Это обстоятельство порождает целый ряд юридических коллизий, с которыми юристам еще предстоит много и обстоятельно разбираться.
     Классическая юриспруденция в отношении к собственности выстраивает три базовых "вещных" права: право владения, право распоряжения и право пользования. Более двух тысяч лет собственность как категория рассматривалась через призму этих трёх понятий. Так две тысячи лет. В первые годы Советской Власти российская политэкономия обогатила российскую юридическую науку еще одним, новым отношением собственности - "право веденья". Тихо и незаметно новое понятие просуществовало в нашем гражданском праве до конца девяностых годов. Перестройка неожиданно востребовала "право веденья" и возродила его политэкономическое звучание.
     Я не берусь судить, насколько оправдана кооптация понятия "веденье" в сложившуюся с древнегреческих времён триаду: владение, распоряжение, пользование. Но без этого, узаконенного(!) на территории России отношения собственности, построить действенную и удобную систему прав, обязанностей и ответственности в сетевой среде было бы затруднительно.
     В приложении к Сети проблемы собственности разрешается путём наполнения юридического понятия "веденья" механизмами контроля и управления. При наличии таких механизмов, субъект права "ведающий информацией" является её полноправным собственником. Даже если он информацией не "владеет" (в юридическом смысле этого слова).

     Именно такой подход мы встраиваем в систему сетевых отношений СКН МР. Механизмы Сети будут обеспечивать и поддерживать право собственности на информацию и её воспроизведение. Собственник информации (кем бы он ни был: государство, ведомство, частник или общественная организация) будет располагать реальными рычагами контроля и управления своей собственностью.

Встраивание Сети в общественную жизнь России.

     Музейная сфера российской культурологии малоподвижна и консервативна. Видимо, это - отражение специфики музейной работы: сохранение, сбережение и т.д.. Скажем прямо: российские музеи - далеко не идеальная среда для внедрения современных сетевых технологий.
     Утешаем себя тем, что есть у музейного консерватизма и положительная сторона. Уж если какой-либо механизм, инструмент или институт приживётся в музейной среде, то вполне можно рассчитывать на то, что его аналог заработает и в смежных культурологических сферах: театр, кино, музыка и т.д..
     Пирамида управления СССР, пусть не очень эффективно, но всё же обеспечивала сферу культуры во всех направлениях. Распределение финансов, движение информационных потоков, реализация властных полномочий, нормотворчество и законотворчество - всё функционировало в организационных рамках сложившейся пирамиды управления.
     Годы перестройки на управленческой пирамиде сказались неоднозначно. Большинство экспертов отмечает отрыв вершины пирамиды от её основания. Середина, "тело пирамиды" - крайне ослабло. Всё это не лучшим образом сказывается на состоянии российской культуры.
     Сейчас трудно сказать, какая из известных "архитектурных форм" оптимальна в деле восстановления управляемости Российской культурой: пирамида, куб, шар или что-то еще более экзотическое. Ясно одно: результат такого строительства может оказаться эффективным только в том случае, если созидательные усилия "сверху" будут дополнены встречными шагами "снизу". Необходимо оживление всевозможных форм, обеспечивающих встречную поддержку самими музеями федеральных программ и проектов ИКОМ. Формирование Сети - исключительно удобная платформа для приложения таких встречных усилий.

Архитектура Сети. Генеральный Каталог.

     В конечном счёте, задача Сети сводится к организации удобной связи потребителя информации с источником информации. Эта задача может быть решена путём организации одного централизованного суперхранилища данных. Технически такой вариант вполне возможен. Именно этот путь рассматривается некоторыми музейщиками, как единственно правильный. Сторонники такого варианта мотивируют свою позицию успехом в реализации аналогичных зарубежных проектов.
     Мы придерживаемся иного взгляда. Нам представляется перспективной опора на распределённую структуру баз данных. Если сравнивать "центральную" и "распределенную" архитектуры, то вторая по многим показателям превосходит первую. Единственный и самый существенный недостаток распределенных баз данных - более сложно организованная процедура поиска нужного описания. "Центральная" архитектура дает возможность предложить пользователю услуги сквозного, "полнотекстового" поиска. Архитектура с распределенными базами данных также решает эту задачу, но решает последовательно, в два этапа. На первой этапе пользователь формирует запрос в генеральный каталог(ГК). Поисковые механизмы генерального каталога предъявляют пользователю выборку, удовлетворяющую условиям запроса. Выборка дает возможность пользователю составить достаточно подробное представление о запрашиваемом предмете: и общее описание, и внешний вид, и основные характеристики предмета. В подавляющем большинстве случаев такая справка о предмете оказывается пользователю более чем достаточной. Этим исчерпывается первый этап обращения.
     Если же потребитель нуждается в более детальном описании предмета, то ему надлежит обратиться (второй этап) напрямую к БД первоисточника (база данных музейных предметов). Сеть должна согласовать диалог между БД первоисточника и любым сетевым пользователем. Процедуру согласования реализует специальный программный модуль, поддерживающий возможность прямого обращения пользователя к БД первоисточника.
     Этот же программный модуль эпизодически (в соответствии с установленным Регламентом) автоматически связывается с генеральным каталогом и производит обновление своего фрагмента в генеральном каталоге.

Система Связанных Баз Данных (СС БД)

     За обобщенным понятием "Сервер МР" стоят: сервер Всероссийского Реестра Музеев, сервер ГенКаталога, сервер персоналий, сервер новостей, SRV-сервер (технология и модераторство), СД-сервер, Prof-сервер со всей его обвязкой и т.д..
     Все сервера СС БД работают в единой связке. "Коллегиальный" характер их отношений позволяет устанавливать систему сложных связей между авторами, организациями, публикациями, мероприятиями и т.д. и т.п..
     Особо о Всероссийском Реестре музеев. Этот ресурс зарегистрирован в Государственном Регистре баз данных. Сервер работает в "первозданном" виде. Никакого оформления. Сухое формальное представление данных о музейных организациях России. Задача сервера - ведение Реестра.
     Отталкиваясь от базы данных Всероссийского Реестра Музеев, любой желающий, уже сейчас, может создавать свой собственный сервер аналогичный серверу "Музеи России". Очень может быть, что кто-то придумает нечто более удобное и совершенное, нежели то, что сделано нами. Что ж! Пожелаем успехов! Здоровая конкуренция делу не повредит!

Сетевые узлы СКН МР.

     Сетевое сообщество в перспективе - это громадное количество организаций и частных пользователей. Навигация и ориентирование в сетевой среде резко упростится, если некоторые сетевые звенья возьмутся за выполнение функции Куратора обособленного сегмента сети. Кураторство организационно оформляет сегментацию сетевой среды по наиболее существенным свойствам и признакам. Группировка необходима уже сейчас: даже отлично продуманный и отлаженный интерфейс сетевого узла не в состоянии обеспечить качественное сопровождение своей "доли" сетевых объектов, если их число превышает сотню. По мере вхождения в Сеть всё новых и новых пользователей потребность в более детализированной сегментации будет нарастать. Свою задачу мы видим в том, чтобы не только концептуально, но и технологически(!) обеспечить возможность "кристаллизации" первичных участников Сети вокруг их Кураторов.
     Планируется начать с проектирования двух вариантов сетевых узлов СКН. Условно они названы так: "сетевой узел Профиль" и "сетевой узел Ассоциация". Сокращенно: СУ Профиль и СУ Ассоциация. Множество других возможных вариантов (СУ Регион, СУ Ведомство, СУ Община и т.п..) будет разрабатываться в ходе третьей очереди работ по развёртыванию СКН МР. Каждый тип СУ может быть реализован в нескольких конкретных Приложениях. Так, например, СУ Профиль может быть ориентирован на "Военно-исторические музеи", "Художественные музеи России", "Биология" и т.д..
     Архитектура допускает фрагментирование Сети на частично или полностью пересекающиеся сегменты. Это повышает надежность и эффективность сетевой организации в целом. Очевидно, что подобные механизмы будут способствовать решению задачи демонополизации сетевых отношений.

Делегирование прав и полномочий. Атрибутирование.

     Институт сетевого кураторства предполагает необходимость построения гибкой системы взаимного делегирования прав между участниками сетевого общения с одной стороны и построения не менее гибкой системы распределения между ними ответственности с другой стороны. Основа для построения таких систем уже заложена процедурой регистрации организации во Всероссийском Реестре Музеев (VRM). В ходе Регистрации каждой "Организации" выделяется сквозной идентификационный номер и код доступа для обеспечения начального диалога. Среда СКН МР обеспечит функционирование развитой системы баз данных, связывающих между собой не только "Организации", но и такие "объекты" как: Человек (персона), Сайт, Компакт-диск, Афиша, Новость, Дата и т.д. (их перечень уже сейчас приближается к 20!)
     Атрибутирование информационных блоков - важнейшая обязанность субъектов сетевого общения. Всякий объект, в лице конкретного человека, наделенного соответствующими полномочиями, обязан сопровождать информационные блоки установленной атрибутикой и отвечать за достоверность "своего" информационного блока. Вместе с тем, сетевой узел (Куратор) получивший от субъекта право управления его информационными потоками имеет право требовать от первоисточника выполнения установленных им, куратором, правил или Регламента.
     Система прав и обязанностей распространяется и в обратную сторону: Куратор обязан своевременно (скажем, в соответствии с установленным Регламентом или Договором) вести сетевое обслуживание всех информационных блоков тех "организаций", которые оказались в сетевом сегменте Куратора. "Организация" (на установленных Регламентом или Договором условиях) имеет право требовать от Куратора выполнения взятых им на себя обязательств.
     Причем, ответственность участников СКН МР за взятые ими на себя обязательства наступает вне зависимости от того, были ли эти обязательства оформлены в виде Договора или явились следствием выставления публичной Оферты. Говорить о мере ответственности и её формах сейчас, конечно, преждевременно, но все участники сети должны быть готовы к самой постановке вопроса об ответственности за участие в сетевом общении.

     Участники, типы пользователей.

     1. Потребители информации культурологической направленности (организации и частные лица):

  • Учащиеся, специалисты, любители, любознательные, туристы, туроператоры, журналисты, информационные агентства,

     Пользователи этого типа имеют "публичный" доступ к ресурсам Сети.

     Это означает, что им предоставляется следующее:

  • свободное и бесплатное получение публичной информации
  • свободное и платное получение информационных услуг
  • интерактивный (платный, бесплатный) доступ к сетевым базам данных.
  • санкционированный интерактивный доступ к сервисным службам Сети.

     2. Поставщики информации культурологической направленности
     (организации и частные лица)

  • Музеи, выставки, галереи, залы, центры, комплексы, мемориалы, коллекционеры, собиратели, искусствоведы, любители, музееведы, журналисты, и т.д..

     Пользователи этого типа имеют "индивидуальный" доступ к ресурсам Сети.

     Это означает, что им предоставляется следующее:

  • все вышеуказанные права "потребителей информации"
  • санкционированный ввод новых информационных блоков
  • санкционированная коррекция "своей" части информации
  • право устанавливать потребителям режим доступа к "своей" информации.
  • санкционированное и (или) платное получение специальных услуг

     3. Сетевые управленцы и кураторы культурологической направленности (организации и частные лица)

  • Министерство культуры РФ, региональные комитеты по делам культуры, региональные узлы, ведомственные узлы, конференц-мэйкеры, профильные узлы, специализированные информационные агентства, сетевые ассоциации, корпункты и т.д.. и т.п..
  • Сервисные службы: службы хранения, служба депонирования, служба репликации и зеркалирования, протокольная служба, служба верификации, служба аккредитации, сетевые концентраторы, сетевые узлы, бюро переводов, служба юридического сопровождения, служба безопасности, служба поддержки пользователей и т.п..

     Пользователи этого типа имеют "спец-доступ" к ресурсам Сети.

     Это означает, что им предоставляется следующее:

  • все права "потребителей информации"
  • доступ к управлению ресурсами, делегированный владельцами этих ресурсов
  • право представлять в сети интересы подведомственных и подчинённых структур (в объеме делегированных прав)
  • право контроля и управления информацией подчиненного сетевого сегмента.

 

Статус физического лица в СКН МР.

     Участниками сетевого общения могут быть не только организации. В отношении физических лиц Сеть обеспечивает поддержку трёх статусов: ФИО, Псевдоним, Аноним.
     Статус "ФИО" придаётся реальному субъекту сетевых отношений (такие участники проходят интерактивную процедуру персональной регистрации).
     Статус "Псевдоним" придаётся участнику прошедшему, полную процедуру персональной регистрации, но именная анкета псевдонима закрыта от пользователей. Псевдонимы выделяются только тем, кто прошел персональную регистрацию и уже имеет статус "ФИО". Все псевдонимы имеют однозначную привязку к реальному имени человека, к его ФИО. НО выделение "псевдонима" производится автоматически, на аппаратном уровне и таблица тождества засекречена. Человек имеет право в любой момент времени раскрыть один или все свои псевдонимы. В этом случае администрация Сети санкционирует переподписание тех документов (статьи, заметки, реплики и т.д.), которые были ранее подписаны псевдонимом.
     Подлинное авторство документов подписанных псевдонимом вправе и обязан подтверждать третейский Суд СКН МР.
     Статус "Аноним" придаётся любому человеку, пожелавшему участвовать в сетевом обмене без ФИО-регистрации. Все документы, поступившие в сеть от человека со статусом "аноним" сопровождаются соответствующим признаком или грифом. Сетевая этика СКН МР предполагает, что ссылки на анонимные материалы, а также цитирование и заимствование таких материалов должны в обязательном порядке содержать специальное указание на анонимный статус их автора.

     Проектированию структуры раздела "Персоналии" разработчики Сети придают очень большое значение. Специфика раздела "Персоналии" состоит в том, что, с развитием сетевых технологий в России, одно и то же физическое лицо может стать участником других, аналогичных прикладных сетей. Поэтому сетевые интерфейсы раздела должна быть продуманы и реализованы так, чтоб в последующем обеспечить безболезненное сопряжение с аналогичными разделами внешних сетей и внешних баз данных. Учитывая эти обстоятельства, реализация раздела ориентирована на существенную избыточность (32 миллиона записей)

География проекта

     Вполне естественный вопрос - с чего начать? Кто будет первым? Где расположить первые сетевые узлы? С-Петербург? Самара? Красноярск? Тула? А может быть Петрозаводск? Или Ярославль?
     Можно назвать ещё не один десяток городов, украшающих своими прекрасными музеями культурное пространство России. Но мы предпочитаем предоставить решение этого вопроса вам. Мы настроены работать со всеми.
     Останавливая свой выбор на том или ином городе, мы будем руководствоваться вполне прагматичными соображениями. Конечно, нас будет интересовать вполне конкретные вопросы:

  • Наличие качественного канала связи (или возможность подключения)
  • Уровень компьютеризации музея, профессионализм кадров
  • Опыт работы с Интернет-технологиями
  • Возможность поддержка музея местной администрацией или федеральной властью
  • Поддержка проектов музея международными и отечественными фондами

Не отчаивайтесь, если в чём-то вы не соответствуете этому перечню. Горячее желание участвовать в общем деле и убежденность в победе творят чудеса. Мы ценим в людях активную жизненную позицию, умение и желание работать, ответственность и деловую порядочность.
     Главное: мы не ищем "исполнителей". Мы предлагаем большее - партнёрство!
     Включайтесь! Работы хватит на всех!


С Е Т Ь   К У Л Ь Т У Р Н О Г О   Н А С Л Е Д И Я "М У З Е И   Р О С С И И"


ПРОГРАММА
мероприятий по разработке и внедрению

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

В рамках работ по методологическому обеспечению процесса строительства СКН МР, её функционирования и последующего развития предстоит проработать:

1. Концептуальные вопросы.

Предмет. Методология.

Понятийная база. Система целей, базовые принципы. Сфера и границы влияния.

Концепция отражения национальных, этнических, религиозных и политических интересов в среде СКН МР. Интересы и система действующих приоритетов.

Самодостаточность СКН МР.
Баланс интересов и механизмы внутрисетевой интеграции.
Цензура, экспертиза, формы ответственности в СКН МР.

Вопросы права. Вопросы собственности в СКН МР.

Вопросы тактики и стратегии.

Демонополизация и децентрализация сетевых отношений
Защитные механизмы внутрисетевой демократии

Структура, архитектура, иерархия, платформа и география Сети.

2. Принципы организационно-правового строительства СКН МР.

Форма и принципы взаимодействия на уровнях:

Министерство культуры - СКН МР.
Региональная власть - СКН МР.
Муниципальная власть - СКН МР.

Место СКН МР в системе международных общественных организаций и программ (ЮНЕСКО, Европейский Совет, ICOM, ИКОМ России, LibNet, MCN и т.д.)

Взаимодействие СКН МР с российскими и международными правоохранительными органами (МВД, Интерпол и т.д.)

Место СКН МР в спектре политических сил и организаций России.

Взаимоотношения с политическими партиями и организациями.
Взаимоотношения с религиозными организациями.
Принципы построения отношений с коммерческими, некоммерческими организациями, фондами.

Пограничные функциональные связи СКН МР.

Требования к "языковому" обеспечению и сопровождению СКН МР.

Украинский, белорусский, татарский, и другие языки народов России.
Английский, немецкий, французский, японский и др. языки.

Вовлечение культурного наследия русской ЭММИГРАЦИИ в сферу интересов Российской культурологии (дипломатический корпус, общины, землячества).

Механизмы и технология взаимодействия с пограничными по отношению к МР сегментами культурологической сферы (театр, кино, музыка, литература, журналистика, телевиденье и т.д..)

II. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В рамках работ по организационному обеспечению процесса строительства СКН МР, её функционирования и последующего развития предстоит проработать:

1. Правовое обеспечение СКН МР

Создание юридической службы СКН МР.

Разработка пакета типовых договоров, юридическая поддержка в отношениях с "внешним" миром, проблемы авторского права, третейство, юридическое сопровождение и развитие СКН МР.

2. Нормативно-протокольное обеспечение программы

Протоколы сетевых отношений

Порядок регистрации в структуре СКН МР.

Ведение Всероссийского Реестра Музеев (VRM).
Положение о Реестре.

Открытый доступ, ДСП-доступ, платные операции в структуре СКН МР.

Программные инструменты доступа.

Этика внутрисетевых отношений и её программные механизмы.

Почта, ссылки, вэб-цитирование, соглашения по авторским и смежным с ним правами и т.д.

Регламент сетевых отношений.

Нормативы и ограничения на сетевые операции.
Система экспертных оценок.
Порядок апелляции и обжалования принятых решений.

3. Технологическое обеспечение программы

Соответствие внутрисетевых интерфейсов отечественным и зарубежным стандартам и протоколам.

Требования по резервированию сетевых ресурсов.

Идеология и технологии зеркалирования, реплицирования, резервирования и хранения сетевых ресурсов СКН МР.

4. Аппаратное обеспечение программы

Оценка технической готовности российских музеев к сетевой работе.

Оценка технического состояния аппаратных средств российских музеев.
Технические требования к аппаратуре.
Номенклатура и объём аппаратных вложений в натуральном и стоимостном выражении.
Возможные варианты аппаратного насыщения.

5. Программное обеспечение программы

Обоснование выбора платформы и базового ПО.
Проектирование систем связанных баз данных (СС БД).
Создание системы узлов СКН "Недвижимое наследие России".

Сопряжение БД "Недвижимые памятники" с СКН МР.

Разработка и встраивание СС БД в архитектуру серверов:

Всероссийский Реестр Музеев VRM.museum.ru
Публичное представительство www.museum.ru
Служба музейных новостей. Информационное агентство и он-лайн журналы. News.museum.ru
Представительства музеев в Сети Web.museum.ru
CД-диски культурной направленности CD.museum.ru
Сайт профессионалов, БД выставок, регистрация публикаций, проф. кадры Prof.museum.ru
Дискуссионные раздел и Он-лайн Клубы Club.museum.ru
Культурный туризм. БД туристических маршрутов и экскурсий. Tour.museum.ru
Технологический и межсерверный сервис SRV.museum.ru

Разработка программного обеспечения (ПО) сетевых узлов

Региональные, профильные и т.д. сервера
Интеграция с БД каталога музейного фонда РФ

Разработка специализированных программных продуктов ориентированных на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разработка ряда мер по интеграции СКН МР с образовательными Интернет проектами и программами.

Анализ и учет интересов граждан с ограниченной дееспособностью (инвалидов).

6. Финансовое обеспечение программы

Программа финансирования.

Источники и масштабы финансирования.
Тактика принятия решений в условиях недофинансирования
Принципы расстановки акцентов и приоритетов.

Разработка и обоснование бюджета программы.

Очерёдность, стадии, этапы, объемы, сетевой график, направление и объемы финансирования.

Формы и методы финансовой отчетности.

7. Рекламное и Информационно-справочное обеспечение программы

Рекламная служба СКН МР.

Служба Web-PR для СКН МР.
Презентации. Работа с Прессой и электронными СМИ.
Взаимодействие с телеканалом "Культура".

Разработка справочного Пособия СКН МР.

Понятийный аппарат, словарь проекта, перечень аббревиатур, вэб-справочник по СКН МР, участия фондов в строительстве СКН МР, провайдеры, инвесторы, меценаты и т.д.

Издание Пособия СКН МР в трёх вариантах:

Интернет - пособие, СД-пособие, брошюра.

Кадровое обеспечение программы.

Программа взаимодействия СКН МР с системой высшего образования РФ и с системой переподготовки кадров в профильных образовательных учреждениях.

Организация и проведение обучающих семинаров.

Рекламное обеспечение

(Конференции, презентации, работа со СМИ и т.д..)

Проведение ряда целевых конференций, рабочих семинаров, практикумов.

8. Международная часть Программы СКН МР.

Установление партнерских отношений с разработчиками и кураторами национальных культурных сетей (Канада, Австралия, Япония, Франция и т.д.).

Участие в международных конференциях и конкурсах (по тематике СКН МР).

Разработка программы работ по установлению контактов и взаимодействия СКН МР с заинтересованными общественными организациями стран ближнего зарубежья.

Интеграция программы СКН МР в общеевропейские культурологические программы.

9. Административно-хозяйственное обеспечение программы

Обустройство центрального офиса СКН МР

Выделение и обустройство помещения

Штатное расписание, оргтехника, сетевой канал.
Создание экспедиционной службы СКН МР. (временно?)

Инициирование процесса создания представительств, филиалов, информационных агентств СКН МР.

10. Обеспечение информационной безопасности СКН

Разработка программы мер информационной защищённости ресурсов СКН.

Реализация программ по защите баз данных СКН МР.
Обеспечение защиты и проф-поддержки сетевых узлов СКН МР.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.