АДИТ'99. Тезисы доклада.

Колупаева Анна Сергеевна
Министерство культуры РФ,
Заместитель начальника Управления по делам музеев
тел.: (095) 928-54-42

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
в контексте создания Российской сети культурного наследия

     1. Интеграция в информационных сетях максимально возможного объема сведений об объектах культурного наследия, как и в целом о б объектах и субъектах культурной деятельности, является задачей прямо вытекающей из основополагающего тезиса государственной культурной политики России - создания единого культурного пространства страны.

     2. Осознание обществом необходимости в информационных сетях такого рода происходит весьма неравномерно, прежде всего необходимо преодолеть разрыв между подходами к проблеме государства в лице органов управления культурой и профессиональных сообществ.

     3. Российская ситуация, специфичная тем, что большинство объектов наследия находится в государственной собственности, формально делает формирование баз данных по различным областям культурного наследия более простой задачей, однако сохранившаяся "советская" ментальность большинства занятых в этой сфере специалистов создает весьма ощутимые трудности.

     4. Для недвижимых объектов наследия задача формирования баз данных и представления этой информации в сетях осложняется тем, что на нашем диком рынке недвижимости такая информация является дорогим товаром, монополизированным частично или полностью криминальными структурами.

     5. Таким образом ядром сети на первых этапах объективно будет являться информация БД российских музеев, в том числе и информация о тех недвижимых памятниках, которые имеют к музеям непосредственное отношение.

     6. Разработка и утверждение единого стандарта описания различных категорий объектов культурного наследия - задача глобальная, ее решение потребует длительного времени, но высшие уровни стандарта описаний должны быть утверждены уже сейчас, так как без этого общение в сетях невозможно.

     7. Сеть культурного наследия не может быть создана без привлечение финансовых и организационных ресурсов негосударственных структур, а также региональных властей.
     Однако для того, чтобы предпринимаемый проект оказался результативным, представляется совершенно необходимым осуществлять его в контексте государственной программы по созданию единой национальной сети культурного наследия народов России.

     8. Сегодня такая программа не утверждена, но ее необходимость осознана как субъектами культурной деятельности, так и (в значительной степени) органами государственного управления.
     Наличие этой государственной программы позволит относительно быстро решить такие основополагающие вопросы, как:
     введение единого стандарта описания для верхнего уровня параметров описываемых объектов;
     создание вертикальной иерархии администраторов баз;
     мобилизацию персонала госучреждений на выполнение работ, связанных с реализацией программы;
     консолидацию средств бюджетов различных уровней и направление их на реализацию программы;
     подключение к работе над программой правоохранительных и таможенных органов, уже имеющих свои сети, а также ведущих страховщиков, непосредственно заинтересованных в доступе к информации данного рода БД.

     Таким образом. в случае принятия данной государственной программы, проект будет опираться на сохраняющую свою эффективность (пусть и относительную) систему административных мер, а кроме того обретет необходимую перспективу развития, когда временные рамки реализации нашего проекта не будут означать, что работа в этом направлении прекратиться.

     9. Нормативная база подобной государственной программы в полной мере еще не сформирована, хотя в музейной сфере она имеет почти полный набор правовых актов.
     Это, в первую очередь, Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", которым установлено обязательность формирования Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
     Затем, это Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденное Правительством РФ, которое определило форму ведения Госкаталога - в виде электронной базы данных.
     На основе этих документов разработаны и в ближайшее время будет выпущены в свет нормативные документы Минкультуры России, устанавливающие порядок ведения Госкаталога, формат описания предметов по основным параметрам, обязанности государственных музеев по работе над Госкаталогом, функции и статус Службы федерального администратора данной БД.

     10. Сегодня состояние дел по разработке БД Госкаталога Музейного фонда таково:

     имеется СУБД Оракл, с правом неограниченного числа инсталляций в рамках системы "Искусство в России";
     разработано приложение Госкаталога, на основе рекомендаций ИКОМ, реляционной базы данных фонда Гетти, практики французской системы "Джоконда";
     возможности СУБД Оракл использованы для того, чтобы заранее сформировать связанные с полями собственно Госкаталога группы полей БД недвижимых памятников (через здания-памятники, в которых расположены музеи), с библиотечными базами (через публикации музеев ), с архивными базами (через архивные документы, имеющие статус музейного предмета), с базой по книжным памятникам (через аналогичные экспонаты в собраниях музеев) и т.д.;
     спроектирован Web-сервер Госкаталога;
     разработаны первичные словари по всем разделам БД Госкаталога;
     система проходит тестирование в Информационном центре музеев Северо-Запада (Санкт-Петербург).

     Архитектура БД на первых этапах формирования предполагает ее распределенный (по региональным серверам) характер, с обслуживанием пользовательских запросов через Web-сервер Минкультуры.
     Система Госкаталога разработана таким образом, чтобы она могла использоваться не только в качестве федеральной БД, предусмотренной законом, но и для внутримузейных нужд учета, информатизации научной и выставочной деятельности музеев.

     11. Необходимо отметить, что законодательством установлен открытый доступ к информации о музейных предметах, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Ограничение доступа или его запрет может касаться только информации о частных и корпоративных собственниках предметов, местах хранения предметов, защищенных авторским правом исследованиям сотрудников музеев, к информации экспертной и реставрационной баз.

     12. В силу того, что законом Минкультуры России определено как орган, реализующий полномочия собственника в отношении той части Музейного фонда, который является федеральной собственностью (а это почти 50 млн предметов), возможности административных решений по вопросам формирования Госкаталога достаточно велики и распространяются на все категории государственных музеев и на иные госучреждения, хранящие музейные предметы.
     Исходя из работ, проводимых Минкультуры России, по созданию Госкаталога Музейного фонда , мне кажется наиболее рациональным и эффективным построить работу над проектом следующим образом.
     В рамках проектах инициируется стратегическая работа по выработке стандарта описания движимых и недвижимых объектов, с одновременным директивным введением в действие (актом Минкультуры России) стандарта для верхнего уровня параметров описания.
     Субъектами деятельности в рамках проекта выступают прежде всего государственные музеи, которые при необходимости привлекают местные НПЦ (хотя часто смогут справиться и сами).
     Базовыми регионами для первого этапа проекта (как и для первого этапа Госкаталога) избираются области Центральной России (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Тверская, Тульская, Вологодская), Северо-Западный музейный куст (на базе Информационного музейного центра Северо-Запада) и Москва.
     Первый этап должен представить в сети весь типологический спектр объектов, наиболее значимые памятники региона, основную информацию о субъектах деятельности в сфере наследия, включая информацию для потенциального туриста-посетителя.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.