АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "PR и коммуникация"
Окорокова Надежда Георгиевна
  Пермь
  Фонд поддержки средствами кино и ТВ национальных меньшинств и коренных народов "Нанук"
  Директор
  Тел.: 3422 90-56-51
  Факс: 3422 90-56-51
  E-mail: nanook@perm.raid.ru

Этнокультурная коммуникация в полиэтничном регионе: опыт реального общения

В современном обществе коммуникационная деятельность, в результате которой происходит обмен этнокультурной информацией, осуществляется главным образом в следующих сферах деятельности: СМИ, образование, продукты науки, культуры и искусства (книги, спектакли, картины, фильмы, архитектурные сооружения, музейные экспонаты и т.п.), мероприятия национально-культурного плана (конференции, семинары, фестивали, концерты и т.п.), бытовое общение.

В прошлом году мы провели не совсем обычную для нашего города (и, видимо, России в целом) акцию, где попытались отработать технологии по актуализации процесса восприятия этнокультурной информации, способные оказать влияние на интеграционные процессы, формирование толерантного сознания. Два месяца в Центральном выставочном зале Перми мы представляли народы и культуры Прикамья. Материальные предметы, песни, танцы и т.п., а также фильмы (акция называлась «Этнический мир Прикамья в объективе видеокамеры») выступили лишь поводом для организации реального общения между людьми разных национальностей, вероисповеданий, идейных установок.

В ходе проведения акции были выявлены следующие моменты:
1. Активисты национальных организаций испытывают потребность в интегрированности (нашу акцию поддержали более 20 организаций), но понимают ее достаточно этноцентрично («другие» должны узнать о «нас»).
2. Люди большей частью оказались не готовы к той форме коммуникаций, которую мы предложили. В обществе не сложилось традиции знать и понимать другие культуры, кроме своей собственной (и то не всегда).
3. Освещение акции в СМИ показало, что представители «четвертой власти» в целом разделяют те стереотипы восприятия «своих» и «чужих» народов, которые существуют в обществе на бытовом уровне.
4. Участниками нашей акции были главным образом представители национальной интеллигенции. В связи с этим следует говорить о важной роли продуктов науки, культуры и искусства в процессах инкультурации и аккультуризации современного человека, а также развития универсально-гуманистического сознания.
5. Весьма эффективной формой этнокультурной коммуникации оказалось реальное общение, поводом для которого служит личностная самопрезентация по этническому признаку (мы назвали эту форму «Красная гостиная» по цвету комнаты, где проходили наши встречи). В форме «Красной гостиной» мы проводили даже уроки для детей «Введение в культуру».

Выше обозначенное заставило нас продолжить работу в следующих направлениях:
1. Развивать использование технологий по актуализации процесса восприятия этнокультурной информации в образовании.
2. Создать постоянно действующий Центр этнокультурных коммуникаций.
3. Проводить мастер-школы антропологического кино и телевидения.
4. Сделать приоритетной работу с «чужими народами».
5. Определить главными бенифициарами нашей деятельности интеллигенцию и молодежь.
6. Развивать технологии по использованию документального кино в образовании и межкультурном общении как направление наиболее перспективное и отвечающее современной ситуации.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002